Определение суда



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

пос. Оричи 11 марта 2012 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Банниковой Л.В.,

при секретаре Мищихиной С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцевой Ларисы Юрьевны к администрации <....> района Кировской области и муниципальному образованию <....> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционной жалобе представителя администрации <....> района Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 16 января 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Казанцева Л.Ю. обратилась к мировому судье судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области с иском к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию <....> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии.

В обосновании своих требований указала, что с 14 августа 2008 года она работает в МЛПУ «<....> центральная районная больница» в долж­ности акушерки родильного отделения. Статьей 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редак­ции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, про­живающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставле­ние квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицин­ские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и она.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ни­ми членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу.

Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры соци­альной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года № 267-30 установил размер частичной компенсации расходов. Размер частичной компенсации расходов в 2008 году составлял 137 рублей в месяц, в 2009 и 2010 годах составлял 400 рублей, в 2011 году - 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с отоплением и освещением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истицы.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 383-О-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.

Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены.

За период с 01 ноября 2008 года по октябрь 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья -26400 рублей 59 копеек, за потребленную электроэнергию за период с 01 марта 2009 года по ноябрь 2011 года включительно - 18077 рублей 59 копеек, а всего 44478 рублей 18 копеек.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социаль­ной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках го­родского типа Кировской области» ей компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период в сумме 14200 рублей. Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 30278 рублей 18 копеек.

Просит взыскать с администрации <....> района Кировской об­ласти за счёт средств казны муниципального образования <....> муни­ципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии 30278 рублей 18 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 708 рублей 34 ко­пейки и расходы на оплату юридических услуг в сумме 1500 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района, от 16 января 2012 года иск Казанцевой Л.Ю. частично удовлетворен. С администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> район Кировской об­ласти» в пользу Казанцевой Ларисы Юрьевны взысканы убытки в сумме 26593 рубля 56 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 708 рублей 34 ко­пейки, расходы на оплату юридических услуг в сумме 500 рублей, а всего 28801 рублей 90 копеек.

С решением ответчик администрация <....> района Кировской области не согласился, подал апелляционную жалобу на решение мирового судьи, в которой просит отменить решение от 16 января 2012 года и принять новое решение по делу.

В обоснование своих требований глава администрации <....> района В. в апелляционной жалобе указал, что администрация района не согласна с решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района, от 16 января 2012 года, поскольку федеральное законодательство не сохранило для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, ранее предоставляемые в натуре льготы.

Согласно преамбуле Закона РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Установление комплекса мер социальной поддержки для работников муниципальных учреждений здравоохранения является полномочием органов местного самоуправления. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Администрация района уполномочена исполнять решения <....> районной Думы. Меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения представительном органом муниципального образования <....> район не установлены.

Администрация <....> района является муниципальным учреждением, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством. Вопросы местного значения установлены Федеральным законом от 05.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Финансирование учреждения осуществляется по смете.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В судебное заседание представители ответчиков администрации <....> района Кировской области, муниципального образования Оричевский муниципальный район и истец не явились, просят о рассмотрении апелляции в свое отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из копии трудовой книжки следует, что Казанцева Л.Ю. с 14 августа 2008 года работает в МЛПУ «<....> центральная районная больница» в должности акушерки родильного отделения ( л.д. 9).

Согласно копии паспорта с 06 сентября 2001 года по настоящее время Казанцева Л.Ю. зарегистрирована и про­живает в <адрес> (л.д. 15-16).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ соци­альная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здо­ровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, про­визоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим обра­зованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, ра­ботающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с дей­ствующим законодательством.

Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользова­лась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 го­да N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных ак­тов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете.

Размер частичной компенсации в 2008 году составлял 137 рублей в месяц, 2009 и 2010 году - 400 рублей в месяц, в 2011 году - 460 рублей в месяц.

В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Таким образом, принятие закона Кировской области № 267-ЗО не ocвобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч.6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фар­мацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения администра­цией <....> района Кировской области, где работала истец, не уста­новлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Казанцевой Л.Ю. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и дей­ствующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льго­ты были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перене­сена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собствен­ных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных об­разований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой систе­мы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Ос­нов законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер соци­альной поддержки медицинских и фармацевтических работников муници­пальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осу­ществляются публичной властью должны производиться из местных бюдже­тов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенса­ции дополнительных расходов.

Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установ­ление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Выпиской из лицевого счета и карточкой нанимателя подтверждено, что Казанцевой Л.Ю. за пери­од с 01 ноября 2008 года по октябрь 2011 года оплачено за отопление жилья 22715 рублей 97 копеек, за потребленную электроэнергию за период с 01 марта 2009 года по ноябрь 2011 года включительно - 18077 рублей 59 копеек, а всего 40793 рубля 56 копеек, что не оспаривается ответчиком. (л.д. 10-11)

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истице за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 14200 рублей 00 копеек. (л.д. 12)

Соответственно, разница между затраченными истицей денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 26593 рубля 56 копеек (40793 рубля 56 копеек -14200 рублей = 26593 рубля 56 копеек).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину, в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

С учётом изложенного, суд считает, что затраты истицы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению мировым судьей судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области обоснованны взысканы в пользу Казанцевой Л.Ю. с администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> район Кировской области» в сумме 26593 рубля 56 копеек, как и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 708 рублей 34 копейки. (л.д.3-4), а также расходы на оплату юридических услуг в сумме 500 рублей. (л.д.13).

Таким образом, мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь ст. 328, абз. 2 ст.329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 16 января 2012 года по иску по иску Казанцевой Ларисы Юрьевны к администрации <....> района Кировской области и муниципальному образованию <....> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации <....> района – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Банникова Л.В.