Определение суда



Гр.дело № 11-77/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

пос. Оричи 5 июня 2012 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Бычихина А.А.,

при секретаре Цепелевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рычковой Татьяны Егоровны к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционной жалобе администрации Оричевского района на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района от 11 апреля 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Рычкова Т.Е. обратилась к мировому судье судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области с иском к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии.

В обосновании заявленных требований истица указала, что с 1 апреля 2002 года по 31 декабря 2008 года работала в МЛПУ «<....> центральная районная больница» в долж­ности медицинской сестры <....> отделения. В настоящее время находится на пенсии по старости. Ранее она и члены ее семьи пользовались квартирой с бесплатным отоплением и освещением. Согласно требованиям ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редак­ции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, про­живающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставле­ние квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицин­ские работники указанной больницы пользовались этим правом.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ни­ми членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу.

Одновременно с ней введена ч.6, согласно которой меры соци­альной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены. Указывает, что данное обстоятельство не должно нарушать ее права на получение социальной поддержки в полном объеме.

Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года № 267-ЗО установил размер частичной компенсации расходов. Размер частичной компенсации расходов в 2009 и 2010 годах составлял 400 рублей, в 2011 году - 460 рублей в месяц.

За период, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья с декабря 2010 года по февраль 2012 года – 7804 рубля 30 копеек, за потребленную электроэнергию с марта 2009 года по февраль 2012 года 20755 рублей, за ремонт и обслуживание общего имущества дома с марта 2009 года по октябрь 2011 года 6224 рубля 62 копейки. За этот же период ей начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в сумме 15296 рублей. Также за период с 2009 года по 2011 год ей была предоставлена выплата в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 6847 рублей 50 копеек.

Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченными средствами составила 12640 руб­лей 42 копейки.

Просит взыскать с администрации Оричевского района Кировской об­ласти за счёт средств казны муниципального образования Оричевский муни­ципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения, обслуживание жилья и использование электроэнергии 12640 руб­лей 42 копейки, а также расходы по госпошлине в сумме 505 рублей 62 копейки.

Решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района от 11 апреля 2012 года иск Рычковой Т.Е. удовлетворен частично. С администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской об­ласти в пользу Рычковой Т.Е. взысканы убытки в сумме 11900 рублей 32 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 476 рублей 01 копейка, а всего 12376 рублей 33 копейки.

С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение от 11 апреля 2012 года и принять новое решение по делу.

В обоснование своих требований и.о. главы администрации Оричевского района Ч. в апелляционной жалобе указала, что федеральное законодательство не сохранило для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, ранее предоставляемые в натуре льготы.

Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

Установление комплекса мер социальной поддержки для работников муниципальных учреждений здравоохранения является полномочием органов местного самоуправления. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Администрация района уполномочена исполнять решения Оричевской районной Думы. Меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения представительным органом муниципального образования Оричевский район не установлены.

Администрация Оричевского района является муниципальным учреждением, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством. Вопросы местного значения установлены Федеральным законом от 05 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Финансирование учреждения осуществляется по смете.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлены принципы самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В судебное заседание, надлежащим образом извещенные представители ответчиков: муниципального образования Оричевский муниципальный район и администрации Оричевского района не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

Истец Рычкова Т.Е. в судебном заседании пояснила, что с доводами апелляционной жалобы не согласна, просит оставить решение мирового судьи без изменения.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из копии трудовой книжки следует, что Рычкова Т.Е. с 1 апреля 2002 года по 31 декабря 2008 года работала в МЛПУ «<....> центральная районная больница», в настоящее время находится на пенсии (л.д. 8-11, 21).

Справкой администрации <....> поселения от 2 марта 2012 года № 694 и копией паспорта подтверждено, что Рычкова Т.Е. с 17 ноября 1987 года зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 20, 22).

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ соци­альная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, про­визоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим обра­зованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, ра­ботающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с дей­ствующим законодательством.

Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользова­лась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 го­да № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных ак­тов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» утратила силу. В то же время указанная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете.

Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 годах составлял - 400 рублей в месяц, в 2011 году - 460 рублей в месяц.

В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.

Таким образом, принятие закона Кировской области № 267-ЗО не ocвобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для фар­мацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, где работала истец, администра­цией Оричевского района Кировской области не уста­новлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Рычковой Т.Е. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и дей­ствующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льго­ты были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перене­сена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собствен­ных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных об­разований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой систе­мы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями «Ос­нов законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер соци­альной поддержки медицинских и фармацевтических работников муници­пальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осу­ществляются публичной властью должны производиться из местных бюдже­тов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенса­ции дополнительных расходов.

Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установ­ление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Имеющимися в материалах дела бухгалтерскими документами подтверждено, что Рычковой Т.Е., когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за отопление жилья за период с декабря 2010 года по февраль 2012 года - 7064 рубля 20 копеек, за потребленную электроэнергию с марта 2009 года по февраль 2012 года – 20755 рублей, за обслуживание жилья с марта 2009 года по октябрь 2011 года - 6224 рубля 62 копейки, а всего 34043 рубля 82 копейки, что не оспаривается ответчиком (л.д. 12-17).

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истице за период времени с марта 2009 года по февраль 2012 года включительно была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 15296 рублей 00 копеек (л.д. 19).

Согласно справке администрации Оричевского района Кировской области истцом получена социальная выплата в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 2009 года по 2011 год в размере 6847 рублей 50 копеек (л.д. 18).

Соответственно, разница между затраченными истицей денежными средствами и выплаченными компенсациями составляет 11900 рублей 32 копейки. Истцом заявлено требование о взыскании убытков в сумме 12640 рублей 42 копейки (л.д. 6).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину, в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

С учётом изложенного, суд считает, что затраты истицы на оплату коммунальных услуг по отоплению, обслуживанию жилья и освещению мировым судьей судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области обоснованно взысканы в пользу Рычковой Т.Е. с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в сумме 11900 рублей 32 копейки, как и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 476 рублей 01 копейка.

Таким образом, мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь ст. 328, абз. 2 ст.329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 11 апреля 2012 года по иску Рычковой Татьяны Егоровны к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения, обслуживание жилья и использование электроэнергии, оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы администрации Оричевского района – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий А.А. Бычихин