Гр. дело № 11-78/2012 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ пос. Оричи 6 июня 2012 года Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Бычихина А.А., при секретаре Цепелевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куклиной Елены Андреевны к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционной жалобе администрации Оричевского района на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района от 11 апреля 2012 года, У С Т А Н О В И Л: Куклина Е.А. обратилась к мировому судье судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области с иском к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии. В обосновании заявленных требований истица указала, что с 1 июля 2002 года по 31 августа 2010 года она работала в МЛПУ «<...> участковая больница». С 1 сентября 2010 года и по настоящее время работает в структурном подразделении <...> амбулатория КОГБУЗ «<...> центральная районная больница» в должности медсестры врача обще практики. Статьей 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редакции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицинские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и она. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, ч.2 ст. 63, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введена ч. 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены. За период с января 2009 года по декабрь 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья – 27050 рублей 00 копеек, за потребленную электроэнергию – 6259 рублей 00 копеек, а всего 33309 рублей 00 копеек. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года № 267-ЗО ей компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с февраля 2011 года по декабрь 2011 года в сумме 5060 рублей. Таким образом, разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 28249 рублей 00 копеек. Просит взыскать с администрации Оричевского района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии 28249 рублей 00 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 1048 рублей. Решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района от 11 апреля 2012 года иск Куклиной Е.А. удовлетворен частично. С администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в пользу Куклиной Е.А. взысканы убытки в сумме 28175 рублей 96 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1045 рублей 28 копеек, а всего 29221 рубль 24 копейки. С решением не согласился ответчик, и.о. главы администрации Ч. подана апелляционная жалоба на решение мирового судьи, в которой просит отменить решение от 11 апреля 2012 года и принять новое решение по делу. В обоснование своих требований указала, что федеральное законодательство не сохранило для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, ранее предоставляемые в натуре льготы. Согласно преамбуле Закона РФ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств. Установление комплекса мер социальной поддержки для работников муниципальных учреждений здравоохранения является полномочием органов местного самоуправления. В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Администрация района уполномочена исполнять решения Оричевской районной Думы. Меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения представительным органом муниципального образования Оричевский район не установлены. Администрация Оричевского района является муниципальным учреждением, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законодательством. Вопросы местного значения установлены Федеральным законом от 05 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Финансирование учреждения осуществляется по смете. Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлены принципы самостоятельности органов местного самоуправления. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных и федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В судебное заседание не явился надлежащим образом извещенный представитель ответчика муниципального образования Оричевский муниципальный район, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Также в судебное заседание не явился представитель ответчика администрации Оричевского района, был надлежащим образом извещен о дате судебного заседания, глава администрации представил письменное заявление о рассмотрении настоящего гражданского дела в его отсутствие. Истец Куклина Е.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой о рассмотрении жалобы без её участия. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Из копии трудовой книжки следует, что Куклина Е.А. с 1 июля 2002 года по 31 августа 2010 года работала в <...> участковой больнице. С 1 сентября 2010 года по настоящее время работает в структурном подразделении «Мирнинская амбулатория» КОГБУЗ «Оричевская центральная районная больница» в должности медицинской сестры врача общей практики (л.д. 7-8). Справками администрации <...> поселения и копией паспорта подтверждено, что Куклина Е.А. с 7 июля 2008 года по 23 ноября 2010 года была года зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>. С 23 ноября 2010 года Куклина Е.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 17, 20). В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» утратила силу. В то же время указанная статья дополнена ч. 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и ч.6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года № 267-ЗО фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 годах составлял - 400 рублей в месяц, в 2011 году - 460 рублей в месяц. В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. Таким образом, принятие закона Кировской области № 267-ЗО не ocвобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч.6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, где работает истец, администрацией Оричевского района Кировской области не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Куклиной Е.А. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в ст. 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Выписками из лицевого счета и карточками нанимателя подтверждено, что Куклиной Е.А. за период с января 2009 года до декабрь 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, оплачено за отопление жилья - 26977 рублей 40 копеек, за потребленную электроэнергию - 6258 рублей 56 копеек; всего 33235 рублей 96 копеек, что не оспаривается ответчиком (л.д. 9-12). В соответствии с Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года № 267-ЗО истице за период времени с февраля 2011 года по декабрь 2011 года была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 5060 рублей 00 копеек (л.д. 13). Согласно справке администрации Оричевского района Кировской области Куклина Е.А. за период с 2009 по 2011 годы социальных выплат в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг не получала (л.д.15). Соответственно, разница между затраченными истицей денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 28175 рублей 96 копеек Истцом заявлено требование о взыскании убытков в сумме 28249 рублей 00 копеек. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину в результате незаконного бездействия органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. С учётом изложенного, суд считает, что затраты истицы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению мировым судьей судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области обоснованно взысканы в пользу Куклиной Е.А. с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области. Таким образом, мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено. Руководствуясь ст. 328, абз. 2 ст.329 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 11 апреля 2012 года по иску Куклиной Елены Андреевны к администрации Оричевского района Кировской области, муниципальному образованию Оричевский муниципальный район Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Оричевского района – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий А.А. Бычихин