Определение суда



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

пос. Оричи 08 июня 2012 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Банниковой Л.В.,

при секретаре Мищихиной С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинниковой Тамары Владимировны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционной жалобе Овчинниковой Тамары Владимировны на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 11 апреля 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Овчинникова Т.В. обратилась к мировому судье судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области с иском к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии.

В обосновании своих требований указала, что она является медицинским работником, в настоящее время находится на пенсии.

Статьей 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редак­ции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, про­живающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставле­ние квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицин­ские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и она.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ни­ми членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу.

Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры соци­альной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года № 267-30 установил размер частичной компенсации расходов. Размер частичной компенсации расходов в 2009 и 2010 годах составлял 400 рублей, в 2011 году - 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с отоплением и освещением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истицы.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 383-О-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.

Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены.

За период с 01 января 2009 года по декабрь 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья -31329 рублей 45 копеек, за потребленную электроэнергию - 4793 рубля 44 копеек, за обслуживание жилья – 10651 рубль 67 копеек, а всего 46774 рубля 56 копеек.

Истцу компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как инвалиду, за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в сумме 19733 рубля 95 копеек. Кроме того, истцом получена социальная выплата в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за 2009 и 2010 годы в размере 6844 рубля 84 копейки. Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 18393 рубля 58 копеек.

Просит взыскать с администрации Оричевского района Кировской об­ласти за счёт средств казны муниципального образования Оричевский муни­ципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии 18393 рубля 58 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 551 рубль 81 ко­пейка.

Решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района, от 11 апреля 2012 года в удовлетворении исковых требований Овчинниковой Т.В. отказано в связи с тем, что она в оспариваемый период пользовалась льготами за коммунальные услуги как инвалид.

С решением истица не согласилась, подала апелляционную жалобу на решение мирового судьи, в которой просит отменить решение от 11 апреля 2012 года и принять новое решение по делу об удовлетворении заявленных ею требований.

В обоснование своих требований указала, что с апреля 1998 г. находится на пенсии, проработала в сельской медицине 44 года. С 2004 года льготы по оплате коммунальных услуг, как медицинскому работнику ей не предоставлялись, поэтому стала пользоваться льготами инвалида, которые по объему шире льготы медицинского работника, но меньше в суммовом выражении. Письменного заявления как о переходе на льготы инвалида, так и об отказе от льгот инвалида и предоставлении льгот, как медицинскому работнику-пенсионеру, проработавшему более 10 лет в сельской местности и проживающему там, она не писала. До настоящего времени льготы инвалида, как по оплате коммунальных услуг, так и иные, предусмотренные законом, ей предоставляются. Не намерена пока писать заявление об отказе от льгот инвалида и переходе на льготы медика.

В судебное заседание представители ответчиков администрации Оричевского района Кировской области, муниципального образования Оричевский муниципальный район не явились, просят о рассмотрении апелляции в свое отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Спорные правоотношения регулируются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, Жилищным кодексом РФ.

Из копии трудовой книжки, справки с места работы следует, что Овчинникова Т.В. с 01 августа 1951 года является медицинским работником, в настоящее время находится на пенсии. (л.д. 6-7).

Согласно копии паспорта с 04 марта 1985 года по настоящее время она зарегистрирована и про­живает в <адрес> (л.д. 17).

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 го­да N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных ак­тов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принци­пах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об об­щих принципах организации местного самоуправление в Российской Феде­рации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры со­циальной поддержки медицинских и фармацевтических работников органи­заций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Феде­рации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной под­держки медицинских и фармацевтических работников муниципальных орга­низаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправле­ния.

В связи с этим предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 2004 года было прекращено.

Истице компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как инвалиду, за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в сумме 19733 рубля 95 копеек. Кроме того, истцом получена социальная выплата в виде субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг за 2009 и 2010 годы в размере 6844 рубля 84 копейки. (л.д. 13, 14)

В связи с этим она за счет своих средств понесла расходы на оплату отопления, обслуживания жилья и освещения за период с 01 января 2009 года по декабрь 2011 года включительно.

В соответствие с действующим с 01 января 2005 года законодатель­ством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, прожива­ющими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждени­ях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ра­нее, был возложен на органы местного самоуправления.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и дей­ствующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льго­ты были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перене­сена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собствен­ных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных об­разований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой систе­мы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Ос­нов законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер соци­альной поддержки медицинских и фармацевтических работников муници­пальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осу­ществляются публичной властью, должны производиться из местных бюдже­тов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенса­ции дополнительных расходов.

Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установ­ление соответствующего механизма определяются в законодательном поряд­ке.

То есть истица и после 01 января 2005 года имела право на льготы в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, не утратила этого права и в настоящее время.

Но, как следует из материалов дела, она получала компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги в оспариваемый период, как инвалид. (л.д. 14).

Согласно действующему законодательству, если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким федеральным за­конам или иному нормативному акту независимо от основания, по которому, она устанавливается, то ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Из материалов дела следует, что истица получала длительное время ( с 2005 года) и получает в настоящее время ежемесячную денежную выплату и компенсацию коммунальных услуг, как инвалид.

Меры социальной поддержки инвалидам регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ст. 31 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указанные в ст. 17 и закрепляющие право инвалидов на 50-процентную скидку с оплаты жилья и всех коммунальных услуг, относятся к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не могут рассматриваться как нарушающие эти права и свободы.

Реализуя право выбора мер социальной поддержки, инвалид, который одновременно является медицинским работником системы здравоохранения, в том числе и пенсионер этой системы, вправе получать либо бесплатное жилье с электроснабжением и отоплением, предусмотренную ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редак­ции до 2012 года), либо оплату в размере 50% всех коммунальных услуг, предусмотренную Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Истица, как инвалид с 2005 года по настоящее время получает в полном объеме меру социальной защиты по закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что подтверждается представленными документами. Нарушений прав истца при предоставлении этой меры социальной защиты, судом не установлено.

Доводы истицы о том, что она вынужденно воспользовалась мерой социальной поддержки, как инвалид, суд находит несостоятельными. Об этом свидетельствует предоставление в отдел социальной защиты населения справки об инвалидности, длительное, с 2005 года по настоящее время пользование льготами инвалида, отсутствие до настоящего времени заявления о переходе на льготы, как медицинскому работнику.

Таким образом, ей не может быть предоставлена компенсация расхо­дов за жилищно-коммунальные услуги в оспариваемый период, как медицинскому работнику пенсионеру.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Таким образом, мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Руководствуясь ст. 328, абз. 2 ст.329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 11 апреля 2012 года по иску Овчинниковой Тамары Владимировны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии, оставить без изменения, апелляционную жалобу Овчинниковой Тамары Владимировны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Банникова Л.В.