Определение суда



РЕШЕНИЕ

суда апелляционной инстанции

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 08 июня 2012 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Банниковой Л.В.,

при секретаре Мищихиной С.Г.,

с участием помощника прокурора Оричевского района Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оричевского района в интересах Черных Татьяны Михайловны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционной жалобе представителя администрации Оричевского района Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 12 апреля 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оричевского района в интересах Черных Т.М. обратился к мировому судье судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области с иском к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии.

В обосновании своих требований указал, что Черных Т.М. являлась медицинским работником, в настоящее время находится на пенсии, проживает в пос. Оричи, то есть в сельской местности, имеет стаж работы в учреждениях здравоохранения более 30 лет.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российское Федерации об охране здоровья граждан» (в редакции Федерального закона от 29.06.04), действующей до 01.01.05 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Такие же льготы предоставлялись и лицам, вышедшим на пенсию в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517. Указанное постановление отменено постановлением Правительства РФ № 625 от 14.10.2003.

Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2005 г. внесены изменения в систему социальной защиты граждан, пользующихся льготами и социальными гарантиями, изменен порядок предоставления данных льгот, а также разграничены полномочия в данной сфере между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно преамбуле данного Федерального закона муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом спецификации их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Вопреки требованиям закона муниципальным образованием Оричевский район не установлены меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальной системы здравоохранения, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности Оричевского района.

Пенсионерам системы здравоохранения предоставляется лишь частичная компенсация расходов на коммунальные услуги (согласно перечню должностей, установленного Правительством области), в соответствии п. 2 ст. 2 Закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области».

Тем самым нарушена норма ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004, согласно которой при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 1 марта 2007 г. N 129-О-П органы местного самоуправления, наряду с органами власти субъекта РФ обязаны, урегулировать вопрос об обеспечении мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования квартирами с отоплением и освещением медицинским работникам муниципальных организаций здравоохранения, проработавшим в сельской местности и поселках городского типа не менее 10 лет и в настоящее время являющихся пенсионерами, с учетом требований Федерального закона N 122-ФЗ и правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм, в том числе в социальной сфере, как и произвольного отказа государства от выполнения своих публично-правовых обязательств.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии с ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный до введения в действие Жилищного Кодекса РФ. В связи с чем средства, потраченные Черных Т.М. на оплату коммунальных услуг по теплоснабжению и электроснабжению подлежат компенсации.

За период с марта 2009 года по февраль 2012 года (включительно) Черных Т.М. в ОАО «Кировэнергосбыт» за освещение своего жилого помещения оплачено 3505 рублей 20 копеек.

За период с марта 2009 года по февраль 2012 года (включительно) в ОМУПП ЖКХ «Теплосервис» за отопление своего жилого помещения оплачено 64338 рублей 62 копейки.

Таким образом, всего за период с марта 2009 года по февраль 2012 года за коммунальные услуги по отоплению и освещению Черных Т.М. оплачено 67843 рубля 82 копейки.

Так же за период с 01.04.2009 г. по 31.12.2011 г. Черных Т.М. получена компенсация расходов за жилищно-коммунальные услуги как инвалидом в сумме 34041 рублей 91 копейка.

Следовательно, сумма некомпенсированных расходом Черных Т.М. на отопление и освещение составила 33801 рубль 91 копейка.

Просит обязать муниципальное образование Оричевский муни­ципальный район Кировской области компенсировать Черных Татьяне Михайловне расходы по оплате коммунальных услуг по отоплению и освещению в сумме 33801 рубль 91 копейка.

Решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района, от 12 апреля 2012 года иск Черных Т.М. удовлетворен. С администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования «Оричевский район Кировской об­ласти» в пользу Черных Татьяны Михайловны взысканы убытки в сумме 33801 рубль 91 копейка.

С решением ответчик администрация Оричевского района Кировской области не согласился, подал апелляционную жалобу на решение мирового судьи, в которой просит отменить решение от 12 апреля 2012 года и принять новое решение по делу.

В обоснование своих требований глава администрации Оричевского района В. в апелляционной жалобе указал, что если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким федеральным законам или иному нормативному акту независимо от основания, по которому она устанавливается, то предоставляется одна ежемесячная денежная выплата. Поскольку Черных получала ежемесячную денежную выплату как инвалид, то ей не может быть предоставлена компенсация расходов за коммунальные услуги как медицинскому работнику.

Прокурор Оричевского района представил возражение на апелляционную жалобу, в котором просит решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района от 12 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Оричевского района без удовлетворения.

В судебное заседание представители ответчиков администрации Оричевского района Кировской области, муниципального образования Оричевский муниципальный район, и истец не явились, просят о рассмотрении апелляции в свое отсутствие.

Прокурором Б. поддержано решение мирового судьи и приведены доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу. Полагает, что Черных выбрала льготу как инвалиду вынужденно.

Исследовав письменные материалы дела, суд находит, что имеются основания для удовлетворения апелляционной жалобы.

Спорные правоотношения регулируются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Из копии трудовой книжки, справки с места работы следует, что Черных Т.М. с 1983 года является медицинским работником Оричевской ЦРБ, в настоящее время находится на пенсии. (л.д. 8-13).

Согласно копии паспорта с 30 сентября 1983 года по настоящее время она зарегистрирована и про­живает в <адрес> (л.д. 18).

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 го­да N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных ак­тов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принци­пах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об об­щих принципах организации местного самоуправление в Российской Феде­рации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры со­циальной поддержки медицинских и фармацевтических работников органи­заций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Феде­рации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной под­держки медицинских и фармацевтических работников муниципальных орга­низаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправле­ния.

В связи с этим предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 2005 года было прекращено.

Истице компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как инвалиду, за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в сумме 34041 руб. 91 коп.

В связи с этим она за счет своих средств понесла расходы на оплату отопления, обслуживания жилья и освещения за период с 01 января 2009 года по декабрь 2011 года включительно.

В соответствие с действующим с 01 января 2005 года законодатель­ством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, прожива­ющими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждени­ях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ра­нее, был возложен на органы местного самоуправления.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и дей­ствующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льго­ты были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перене­сена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собствен­ных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных об­разований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой систе­мы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Ос­нов законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер соци­альной поддержки медицинских и фармацевтических работников муници­пальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осу­ществляются публичной властью, должны производиться из местных бюдже­тов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенса­ции дополнительных расходов.

Суд пришел к правильному выводу, что истица и после 01 января 2005 года имела право на льготы в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, как медицинский работник системы здравоохранения, проработавший более 10 лет в сельской местности и проживающий там, не утратила этого права и в настоящее время являясь пенсионером системы здравоохранения.

Но, как следует из материалов дела, она получала компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги в оспариваемый период, как инвалид. (л.д. 15).

Согласно действующему законодательству, если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким федеральным за­конам или иному нормативному акту независимо от основания, по которому, она устанавливается, то ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Из материалов дела следует, что истица получала с февраля 2009 года и получает в настоящее время ежемесячную денежную выплату и компенсацию коммунальных услуг, как инвалид.

Меры социальной поддержки инвалидам регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ст. 31 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).

Нормы Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указанные в ст. 17 и закрепляющие право инвалидов на 50-процентную скидку с оплаты жилья и всех коммунальных услуг, относятся к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не могут рассматриваться как нарушающие эти права и свободы.

Реализуя право выбора мер социальной поддержки, инвалид, который одновременно является медицинским работником системы здравоохранения, в том числе и пенсионер этой системы, вправе получать либо бесплатное жилье с электроснабжением и отоплением, предусмотренную ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редак­ции до января 2012 года), либо оплату в размере 50% всех коммунальных услуг, предусмотренную Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Доводы прокурора о том, что истица вынужденно воспользовалась льготами инвалида не нашли своего подтверждения.

Истица, как инвалид с 2009 года по настоящее время получает в полном объеме меру социальной защиты по закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", что подтверждается представленными документами. Нарушений прав истца при предоставлении этой меры социальной защиты, судом не установлено.

Мера социальной поддержки, как инвалиду, не могла быть предоставлена без участия самой истицы. То есть, она представила в отдел социальной защиты населения справку об инвалидности, что и явилось основанием для предоставления ей такой льготы. Длительное, с 2009 года по настоящее время пользование льготами инвалида, отсутствие до настоящего времени заявления о переходе на льготы, как медицинскому работнику, свидетельствует о волеизъявлении истицы на получение льгот именно, как инвалида.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у мирового судьи не имелось и им не применен закон, подлежащий применению.

Руководствуясь абз. 2 ст. 328, ст. 330 ч. 1 абз. 4 и ч. 2 абз. 1 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Апелляционную жалобу администрации Оричевского района удовлетворить.

Решение мирового судьи судебного участка 33 Оричевского района от 12 апреля 2012 года по иску прокурора Оричевского района в интересах Черных Татьяны Михайловны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии отменить.

Вынести по делу новое решение, согласно которому Черных Татьяне Михайловне во взыскании расходов за отопление жилого помещения и использование электроэнергии за период с марта 2009 г. по февраль 2012 года в сумме 33801 руб. 91 коп. отказать.

Решение суда апелляционной инстанции вступает законную силу со дня его принятия.

Судья Банникова Л.В.