№ 11-112 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ пос. Оричи 25 июля 2012 года Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Банниковой Л.В., при секретаре Мищихиной С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оричевского района в интересах Пестриковой Людмилы Александровны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционному представлению прокурора Оричевского района на решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 15 мая 2012 года, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Оричевского района в интересах Пестриковой Л.А. обратился в мировой суд с исковым заявлением к администрации Оричевского района и муниципальному образованию «Оричевский муниципальный район» о возмещении затрат по оплате коммунальных услуг, электроэнергии в размере 28854 руб. 77 коп. В обоснование иска указано, что Пестрикова с марта 2007 г. является пенсионером системы здравоохранения. 34 года проработала медицинским работником в сельской местности. Как медицинский работник, расположенного в сельской местности учреждения здравоохранения и проживающая в сельской местности до 1 января 2005 года имела право на бесплатное предоставление жилья с отоплением, освещением и пользовалась этим правом. Полагает, что осуществленное федеральным законодателем изменение действовавшего правового регулирования в нарушение требований Конституции РФ привело к отмене без равноценной компенсации ранее предоставлявшихся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, что фактически лишило ее социальной поддержки. В ходе судебного разбирательства прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Пестриковой денежную компенсацию за коммунальные услуги за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 г. в размере 28854 руб. 77 коп., которая состоит из денежной компенсации как медицинскому работнику по оплате отопления и освещения. Всего ею оплачено за данный период за коммунальные услуги 51274 руб. 73 коп., из которых за электроэнергию 6980 руб. 52 коп.; за отопление 44294 руб. 21 коп. За период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года получила компенсации за коммунальные услуги как ветеран труда в сумме 22419 руб. 96 коп. Таким образом, за указанный период разница от уплаченных сумм составляет 28854 руб. 77 коп., которую она и просит взыскать. Представители ответчика администрации Оричевского района и муниципального образования «Оричевский муниципальный район» в письменных возражениях на иск заявленных требований не признали, указав, что до 01 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В связи с отменой данного закона и с отсутствием урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней, полагают, что финансирование вопросов компенсации льгот медицинским работникам в сельской местности должно осуществляться из федерального бюджета. В связи с чем, себя надлежащими ответчиками не считают. Решением мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района, от 15 мая 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано по тому основанию, что Пестрикова в оспариваемый период пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг, как ветеран труда. С решением прокурор Оричевского района Кировской области не согласился, подал апелляционное представление на решение мирового судьи, в котором просит отменить решение от 15 мая 2012 года и принять новое решение по делу об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своего представления прокурор Оричевского района указал, что из-за бездействия органов местного самоуправления Оричевского района фактически с 01 января 2005 года льготы пенсионерам системы здравоохранения перестали предоставляться в прежнем виде, и возможности выбора наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки у Пестриковой Л.А. не имелось. В судебное заседание представители ответчиков администрации Оричевского района Кировской области, муниципального образования Оричевский муниципальный район не явились, просят о рассмотрении апелляции в свое отсутствие. Помощник прокурора Олин О.А. и истица Пестрикова поддержали апелляционное представление, приведя изложенные в нем доводы. Проверив дело, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд не находит оснований к отмене законного и обоснованного решения по доводам апелляционного представления, исходя из следующего. Из копии трудовой книжки, копии удостоверения следует, что Пестрикова Л.А. с 02 апреля 1973 года по 25 июня 1982 года, с 10 августа 1984 года по 14 января 1985 года работала заведующей <....> медпунктом <....> райбольницы, с 04 февраля 1985 года по 01 марта 2007 года работала фельдшером <....> мед. пункта <....> ЦРБ, в настоящее время находится на пенсии. (л.д. 8-9, 16). Согласно копии паспорта с 05 февраля 1985 года по настоящее время она зарегистрирована и проживает в <адрес> (л.д. 15). То есть документально подтверждено, что Пестрикова проработала более 10 лет в учреждении здравоохранения в сельской местности и проживала там. Истице компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану труда, за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в сумме 22419 рублей 96 копеек. (л.д. 13) В связи с этим она за счет своих средств понесла расходы на оплату отопления, обслуживания жилья и освещения за период с 01 января 2009 года по декабрь 2011 года включительно. Согласно Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт "в"); кроме того, защита прав и свобод человека и гражданина, а также социальная защита составляют предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", статья 76, часть 2). В соответствии с абзацем вторым части 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе компенсирующие расходы на оплату жилья и коммунальных услуг в части, превышающей социальные нормы оплаты жилья и коммунальных услуг и нормативы потребления услуг и топлива. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране", в соответствии с пунктом 21 которого за перешедшими на пенсию врачами и средним медицинским персоналом и за проживающими с ними членами их семей сохранялось право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, если их общий стаж работы в сельской местности и рабочих поселках составлял не менее 10 лет, было признано недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003 года N 625, т.е. до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. Подпунктом 24 пункта 2 введенной в действие с 1 января 2005 года статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Следовательно, порядок предоставления с 1 января 2005 года пенсионерам из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения, мер социальной поддержки на основе правового механизма, не допускающего существенного снижения гарантий их социальной защищенности, должен определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 17 июня 2004 года N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. То есть истица и после выхода на пенсию имела право на льготы в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, не утратила этого права и в настоящее время. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года № 267-30 установил размер частичной компенсации расходов. Размер частичной компенсации расходов в 2009 и 2010 годах составлял 400 рублей, в 2011 году - 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с отоплением и освещением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истца. Но, как следует из материалов дела, она получала компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги в оспариваемый период, как ветеран труда. (л.д. 13). Согласно действующему законодательству, если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким федеральным законам или иному нормативному акту независимо от основания, по которому, она устанавливается, то ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина. Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (ст. 12-13), на региональном уровне Законом Кировской области № 280-ЗО от 25.11.2004 "О социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий». Реализуя право выбора мер социальной поддержки, ветеран труда, который одновременно является специалистом учреждения здравоохранения, вправе выбрать либо оплату электроснабжения, найма жилого помещения и отопления, предусмотренную частью 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, либо оплату в размере 50% всех коммунальных услуг, предусмотренную Федеральным Законом «О ветеранах» и Законом Кировской области № 280-ЗО от 25.11.2004 г. «О социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий». Данными законами предусмотрено право ветерана труда на получение меры социальной поддержки в виде компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) - в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области; отопление (теплоснабжение, за исключением приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления) - в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области) в виде ежемесячной денежной выплаты; Ст. 13 п. 3 Федерального закона «О ветеранах» и ст. 6 п. 2 Закона Кировской области «О социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» устанавливают, что при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Истица, как ветеран труда пользовалась мерой социальной защиты по закону "О ветеранах». Меры социальной поддержки по данному закону по настоящее время истице предоставляются в полном объеме. Нарушений её прав, как при выборе меры социальной поддержки, так и при её предоставлении, судом не установлено. Доводы истицы и прокурора о том, что она вынужденно воспользовалась мерой социальной поддержки, как ветеран труда, суд находит несостоятельными. Об этом свидетельствует предоставление в отдел социальной защиты населения своего удостоверения «Ветеран труда», длительное, с 2007 года по настоящее время пользование льготами ветерана труда, непринятие мер по оспариванию отказа в льготах, как медицинскому работнику. Таким образом, ей не может быть предоставлена компенсация расходов за жилищно-коммунальные услуги в оспариваемый период, как медицинскому работнику пенсионеру. С учетом изложенного, суд считает, что судом первой инстанции сделан тщательный анализ действующего законодательства с учетом сложившейся правоприменительной практики, в результате чего мировой суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Пестриковой. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Доводы апелляционного представления правовых оснований к отмене решения суда не содержат. Руководствуясь абз. 1 ст. 328, ст.329 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 15 мая 2012 года по иску прокурора Оричевского района в интересах Пестриковой Людмилы Александровны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Оричевского района – без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий Банникова Л.В.