Определение суда



Гражданское дело № 11-124(2-1314)/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

пос. Оричи 10 сентября 2012 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Земцова Н.В.

при секретаре Королёвой Н.А.,

с участием истицы – Одинцовой Галины Николаевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Одинцовой Галины Николаевны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии, по апелляционной жалобе Одинцовой Галины Николаевны на решение мирового судьи судебного участка № 20 Котельничского района Кировской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 14 июня 2012 года,

У С Т А Н О В И Л:

Одинцова Г.Н. обратилась к мировому судье судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области с иском к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии.

В обосновании своих требований указала, что она является медицинским работником.

Статьей 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редак­ции до 2005 года) предусматривалось право медицинских работников, про­живающих и работающих в сельской местности, на бесплатное предоставле­ние квартир с освещением и отоплением. До 1 января 2005 года медицин­ские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и она.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ни­ми членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу.

Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры соци­альной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года № 267-30 установил размер частичной компенсации расходов. Размер частичной компенсации расходов в 2009 и 2010 годах составлял 400 рублей, в 2011 году - 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с отоплением и освещением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истицы.

Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 383-О-П установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии с действующим с 01 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления.

Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены.

За период с 01 ноября 2009 года по 22 марта 2012 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья -19228 рублей 38 копеек, за потребленную электроэнергию с 12 января 2009 года по 13 апреля 2012 года – 7 977 рублей 68 копеек, за обслуживание жилья с 2009 года по 2011 год– 634 рубля 10 копеек, а всего 27 840 рублей 16 копеек.

Истцу компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану 2 809 рублей 56 копеек. Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 25 030 рублей 56 копеек.

Просит взыскать с администрации Оричевского района Кировской об­ласти за счёт средств казны муниципального образования Оричевский муни­ципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии 25 030 рублей 56 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 950 рублей 91 ко­пейку.

Решением мирового судьи судебного участка № 20 Котельничского района Кировской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района от 14 июня 2012 года в удовлетворении исковых требований Одинцовой Г.Н. отказано в связи с тем, что она в оспариваемый период пользовалась льготами за коммунальные услуги как ветеран труда.

С решением истица не согласилась, подала апелляционную жалобу на решение мирового судьи, в которой просит отменить решение от 14 июня 2012 года, и принять новое решение по делу об удовлетворении заявленных ею требований.

В обоснование своих требований указала, что в указанные периоды льготы по оплате коммунальных услуг, как медицинскому работнику ей не предоставлялись, пользовалась льготами ветерана труда, которые по объему значительно меньше в суммовом выражении.

Истица Одинцова Г.Н. в судебном заседании свои требования поддержала, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении и жалобе.

В судебное заседание представители ответчиков администрации Оричевского района Кировской области, муниципального образования Оричевский муниципальный район не явились, просят о рассмотрении апелляции в свое отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Спорные правоотношения регулируются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, Жилищным кодексом РФ.

Из копии трудовой книжки, справки с места работы следует, что Одинцова Г.Н. с 03 августа 1967 года работала в КОГБУЗ <....> в должности заведующей <....> ФАП, в настоящее время находится на пенсии ( л.д. 6, 7 ).

Согласно копии паспорта истица с 01 октября 1969 года по настоящее время зарегистрирована и про­живает в <адрес> ( л.д. 15 ).

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 го­да N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных ак­тов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принци­пах организации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об об­щих принципах организации местного самоуправление в Российской Феде­рации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры со­циальной поддержки медицинских и фармацевтических работников органи­заций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Феде­рации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной под­держки медицинских и фармацевтических работников муниципальных орга­низаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправле­ния.

В связи с этим предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 2004 года было прекращено.

Истице компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как ветерану труда за период с 01 апреля 2009 года по 31 марта 2012 года в сумме 2 809 рублей 56 копеек ( л.д. 11 ).

В связи с этим она за счёт своих средств понесла расходы на оплату отопления, обслуживания жилья и освещения за период с 01 ноября 2009 года по март 2012 года включительно.

В соответствие с действующим с 01 января 2005 года законодатель­ством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, прожива­ющими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждени­ях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ра­нее, был возложен на органы местного самоуправления.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и дей­ствующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льго­ты были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перене­сена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собствен­ных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных об­разований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой систе­мы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Ос­нов законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер соци­альной поддержки медицинских и фармацевтических работников муници­пальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осу­ществляются публичной властью, должны производиться из местных бюдже­тов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенса­ции дополнительных расходов.

Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установ­ление соответствующего механизма определяются в законодательном поряд­ке.

То есть истица и после 01 января 2005 года имела право на льготы в виде бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением, не утратила этого права и в настоящее время.

Но, как следует из материалов дела, она получала компенсацию расходов за жилищно-коммунальные услуги в оспариваемый период, как ветеран труда ( л.д. 11 ).

Согласно действующему законодательству, если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким федеральным за­конам или иному нормативному акту независимо от основания, по которому, она устанавливается, то ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Из материалов дела следует, что истица получала длительное время ( с 01 апреля 2009 года ) и получает в настоящее время ежемесячную денежную выплату и компенсацию коммунальных услуг, как ветеран труда.

Меры социальной поддержки ветеранам труда регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ч. 2 ст. 23.1 Федерального Закона «О ветеранах» предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Нормы Федерального закона "О ветеранах", указанные в ст. 23.1 относятся к числу гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, которыми обеспечиваются условия, направленные на создание ветеранам труда равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод, и не могут рассматриваться как нарушающие эти права и свободы.

Истица, как ветеран труда с 01 апреля 2009 года по настоящее время получает в полном объеме меру социальной защиты по закону "О ветеранах", что подтверждается представленными документами. Нарушений прав истца при предоставлении этой меры социальной защиты, судом не установлено.

Таким образом, ей не может быть предоставлена компенсация расхо­дов за жилищно-коммунальные услуги в оспариваемый период, как медицинскому работнику пенсионеру.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Таким образом, мировой судья правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, абз. 2 ст.329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка № 20 Котельничского района Кировской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 33 Оричевского района Кировской области от 14 июня 2012 года по иску Одинцовой Галины Николаевны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию Оричевский муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения и использование электроэнергии, оставить без изменения, апелляционную жалобу Одинцовой Галины Николаевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий Земцов Н.В.