Решение суда об отказе в удовлетворении требований о признании договора дарения недействительным.



Гражданское дело № 2-3/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 29 апреля 2011 года

Судья Оричевского районного суда Кировской области Земцов Н.В.,

при секретаре Королевой Н.А.,

с участием: прокурора Бизяевой М.В.,

истца Фуника Филиппа Ефимовича,

ответчика Кононова Алексея Викторовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оричевского района, действующего в интересах Фуника Филиппа Ефимовича, к Кононову Алексею Викторовичу о признании договора дарения недействительным.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оричевского района, действующий в интересах Фуника Филиппа Ефимовича, обратился в суд с иском к Кононову Алексею Викторовичу о признании договора дарения недействительным.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что 2 октября 2009 года между Фуника Ф.Е. и Кононовым А.В. был заключен договор дарения, по которому Фуника подарил Кононову принадлежащие ему ? доли в праве общей долевой собственности на садовый дом, площадью 71,7 кв. метра, находящийся по адресу: <адрес>, а также ? доли земельного участка в праве общей долевой собственности. Дом состоит из жилой комнаты 18,6 кв. м., жилой комнаты 18,2 кв.м., кухни площадью 8,5 кв.м., кухни площадью 8,7 кв.м., летней комнаты площадью 17,7 кв.м.. Земельный участок площадью 316 кв.м., расположен <адрес> При этом Кононов обещал, что после того как он подарит ему дом, тот будет ухаживать за ним, будет содержать дом и земельный участок. После заключения договора Фуника в период с 25.11.2009 г. по 18.12.2009 г. проходил лечение в ГЛПУ «Кировская областная клиническая психиатрическая больница им. В.М. Бехтерева», ранее, начиная с 2003 года, Фуника периодически проходил лечение в психиатрической больнице, в связи с чем имеются основания полагать, что в момент заключения сделки он не мог понимать значение своих действий и заблуждался относительно природы совершения сделки. В связи с чем, просит признать договор дарения от 2 октября 2009 года, заключенный между Фуника Ф.Е. и Кононовым А.В., недействительным.

В судебном заседании прокурор Бизяева М.В., отказалась от исковых требований в полном объеме, поскольку по заключению комиссии экспертов от 01 апреля 2001 года имеющиеся изменения психики у Фуника Ф.Е. выражены не столь значительно и не лишали его при заключении договора 02 октября 2009 года способности в полной мере осознавать фактический характер своих действий и руководить ими.

В суде Фуника Ф.Е., настаивая на удовлетворении исковых требований, пояснил, что раньше он общался с отцом Кононова А.В., который приезжал к ним с женой в гости. Затем он ( Фуника ) со своей женой развелся и стал жить после развода в бане на даче. Спустя некоторое время после развода он встретился с отцом Кононова и тот привез его к себе на дачу в Кирово-Чепецкий район. Побывав у них на даче, сказал Кононовым, что дача у них похожа на «цыганский табор», так как земля заброшена. Он предложил отцу Кононова, чтобы тот жил на его (Фуника) даче, чтобы они обрабатывали его землю и ухаживали за ним. Отец у Кононова согласился и сказал, что нужно оформить дарственную. Он (Фуника) согласился. После этого разговора Кононов А.В. приехал за ним и повез его в регистрационную палату, где дал почитать ему договор дарения. Прочитав данный договор, он засомневался в том, что его могут выгнать. Тогда Кононов А.В. переделал договор дарения, указав, что он имеет право на проживание. В регистрационной плате он подписал договор, уже не читая его. После сдачи документов им сказали приехать 5 ноября 2009 года. Когда они приехали за документами, то Кононов забрал себе и его документы. Затем они втроем, то есть он (Фуника), Кононов и его отец приехали на дачу, где выпили спиртного. Он (Фуника) тоже выпил спиртного, после чего ушел спать в баню. Утром проснулся и почувствовал запах лекарства, руки плохо слушались. Он с трудом дошел до дома и принял лекарства. Сразу же стал звонить родителям Кононова, но те трубку не брали. Тогда он понял, что Кононовы его отравили, подсыпав в спиртное какой-то препарат. На следующий день ушел в Стрижевскую больницу, где его положили в стационар, поставив диагноз: бронхит. Ночью стал видеть чертей, поэтому его направили в психиатрическую больницу. В милицию с заявлением о том, что его пытались отравить, не обращался, лишь рассказывал участковому о том, что произошло, тот посоветовал обратиться в суд.

Ответчик Кононов А.В. исковые требования не признал. Суду пояснил, что Фуника Ф.Е. он знает с детства, так как тот друг его дедушки и неоднократно бывал у них в гостях. В середине лета 2009 года от своего отца узнал, что Фуника хочет подарить 1/2 долю земельного участка и ? часть дома в садоводческом товариществе <...> При этом отец сказал, что ему некогда заниматься оформлением документов. Тогда он (ответчик) предложил отцу оформить документы на него. Он (Кононов А.В.) встретился с Фуника, который рассказал, что у него сложились плохие отношения с бывшей женой из-за развода и раздела имущества, а также с сыном, проживающим в Ростовской области, который обманул его на большую сумму денег. Фуника сказал, что он оформит дарственную на него ( Кононова ), лишь бы его имущество не досталось родственникам. Они обсудили условия оформления договора дарения, при этом он пояснил Фуника, что ухаживать и содержать его не будет, а после оформления дарения будет уплачивать всевозможные налоги и сборы соизмеримо его доле в доме и земельном участке, кроме того, пообещал после смерти достойно его похоронить. Они вместе с Фуника Ф.Е. ездили к мировому судье, где взяли копию решения о разводе, которое являлось основанием для государственной регистрации права на ? доли земельного участка. Через несколько дней, подготовив все документы, заехал в садоводческое товарищество <...> за Фуника Ф.Е., после чего они приехали в пос. Оричи и сдали документы на государственную регистрацию. Примерно через месяц вместе с Фуника поехали в пос. Оричи, где получили свидетельство о государственной регистрации права на ? доли земельного участка. Он (Кононов) подготовил проект договора дарения. Фуника ознакомился с договором и высказал опасения, не выгонит ли он его из дома после оформления дарственной. Тогда по его (Кононова) предложению в договоре дарения указали условие, по которому Фуника Ф.Е. сохранил бессрочное право проживания в подаренной части дома, а также пользование ? долей земельного участка, с чем Фуника согласился, больше никаких замечаний по договору не было. 2 октября 2009 года они вместе с Фуника съездили в пос. Оричи и сдали договор дарения на государственную регистрацию. Примерно через месяц вместе с Фуника и его (Кононова) отцом приехали в пос. Оричи, где в регистрационной палате получили готовые документы. Затем все вместе они поехали к Фуника на дачу, где его отец и Фуника отметили сделку, выпив спиртного. Сам он спиртное не употреблял, так как был за рулем. Затем они с отцом уехали к себе домой, а Фуника остался на даче. Никаких попыток отравить Фуника они с отцом не предпринимали, считает это оговором. Свой экземпляр договора дарения Фуника оставил в его машине и позднее он его вернул Фуника.

Заслушав стороны, прокурора, изучив письменные материалы дела, суд отказывает истцу в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина.

Согласно под влиянием заблуждения" target="blank" data-id="37588">ч.1 ст.178 ГК РФ сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.

Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.

Согласно договору дарения, заключенному 2 октября 2009 года между Фуника Ф.Е. и Кононовым А.В., Фуника Ф.Е. подарил Кононову А.В. ? доли в праве общей долевой собственности на садовый дом , площадью 71,7 кв.м., находящийся в садоводческом товариществе <...>» в Оричевском районе, а также ? доли земельного участка в праве общей долевой собственности в садоводческом товариществе <...> При этом Фуника Ф.Е. сохранил за собой бессрочное право проживания в данной доле подаренного дома и право бессрочного пользования подаренной долей земельного участка. Государственная регистрация договора дарения и права общей долевой собственности на садовый дом и земельный участок произведена 28 октября 2009 года ( л.д. 7-8 ).

Копиями справок подтверждено, что Фуника Ф.Е. находился на стационарном лечении в терапевтическом отделении Стрижевской участковой больницы с 5 ноября по 16 ноября 2009 года, в период с 23 ноября по 18 декабря 2009 года находился на лечении в ГЛПУ «Кировская областная клиническая психиатрическая больница им. В.М. Бехтерева» с диагнозом: <...> ( л.д. 9, 24 ).

По заключению стационарной судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ Фуника Ф.Е. <...>

Оценивая данное заключение, суд находит его обоснованным, согласующимся с другими доказательствами по делу.

Таким образом, на основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что Фуника Ф.Е. в момент подписания договора дарения, 02 октября 2009 года был способен понимать значение своих действий или руководить ими.

Доказательств того, что указанная сделка, совершенная Фуника Ф.Е. под влиянием заблуждения суду не представлено.

Доводы Фуника Ф.Е. о том, что Кононов А.В. пытался его отравить при помощи медикаментов, носят предположительный характер. Сам факт обращения истца в больницу за медицинской помощью не свидетельствует об его отравлении ответчиком, более того истец пояснил, что в больнице ему был поставлен диагноз – бронхит. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Фуника Филиппу Ефимовичу, в удовлетворении исковых требований к Кононову Алексею Викторовичу о признании договора дарения недействительным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Оричевский районный суд.

Председательствующий Земцов Н.В.