Решение суда о признании незаконным бездействия по неустрнению требований ППБ



Гр.дело № 2-151/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 14 апреля 2011 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Капустей И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оричевского района к <...>, муниципальному образованию <...> о признании незаконным бездействие по неустранению нарушений правил пожарной безопасности, возложении обязанности на <...>», муниципальное образование <...> устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оричевского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к <...> муниципальному образованию <...> о признании незаконным бездействие по неустранению нарушений правил пожарной безопасности, возложении обязанности на <...> муниципальное образование <...> устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.

Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки автовокзала, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего <...> на основании акта закрепления имущества за <...> от 18 августа 2005 года, выявлены нарушения правил пожарной безопасности, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, а также повреждения и уничтожения их имущества.

Так вопреки требованиям Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при обследовании помещений автовокзала, были выявлены следующие нарушения:

- зал ожидания не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации, согласно норм пожарной безопасности (приложение к Приказу МЧС России от 18.06.2003 № 315) - далее НПБ 110-03, (п. 3 ППБ 01-03); не оборудован системой оповещения людей о пожаре (СП 5.13130.2009); отсутствуют знаки пожарной безопасности в соответствии с требованием нормативных документов (ст. 151 ФЗ № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Ф3№ 123), НПБ 160-97); отсутствует план эвакуации (ГОСТР 12.2.143-2002); соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей выполнены методом «скрутки» без помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (п.57 ППБ 01-03; ПУЭ 2.1.21); нет табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03);

- диспетчерская: печь в помещении имеет трещины (основание: п. 65 ППБ 01-03); дымовая труба не оштукатурена (п. 74 ППБ 01-03); дымовая труба не оборудована искрогасителем (п. 73 ППБ 01-03); не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации согласно НПБ 110-03 (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03); не оборудована системой оповещения людей о пожаре (СП 5.13130.2009); соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей выполнены методом «скрутки» без помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (п.57 ППБ 01-03; ПУЭ 2.1.21); огнетушители не пронумерованы белой краской (Ст. 151 ФЗ №123-Ф3, Приложение 3 п. 16 ППБ 01-03);

- помещение кассы: допускается использование электропроводов в помещении кассы с поврежденной изоляцией (ст. 151 ФЗ №123-Ф3 П.60 ППБ 01-03).

В соответствии с п. 1.6 Устава <...> имущество предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.

Согласно п. 1.7 Устава полномочия собственника имущества предприятия осуществляет орган местного самоуправления - управление по экономике, финансам, имуществу и земельным ресурсам Оричевского района.

Следовательно, устранение нарушений в сфере пожарной безопасности в здании автовокзала, принадлежащего <...> и финансирование противопожарных мероприятий находится в ведении <...> и муниципального образования <...>

Прокурор, ссылаясь на ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункт 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 просит признать незаконным бездействие <...> и Муниципальное образование <...>:

- по не оборудованию зала ожидания автоматической установкой пожарной сигнализации;

- по не оборудованию зала ожидания системой оповещения людей о пожаре;

- по не оборудованию зала ожидания знаками пожарной безопасности в соответствии с требованием нормативных документов;

- по отсутствию в зале ожидания плана эвакуации;

- по ненадлежащему состоянию в зале ожидания соединений, ответвлений и оконцеваний жил проводов и кабелей;

- по отсутствию в зале ожидания табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

- по эксплуатации в помещении диспетчерской печи, находящейся в ненадлежащем состоянии, и с ненадлежащим состоянием дымовой трубы;

- по не оборудованию диспетчерской автоматической установкой пожарной сигнализации.

- по не оборудованию диспетчерской системой оповещения людей о пожаре.

- по ненадлежащему состоянию в помещении диспетчерской соединений, ответвлений и оконцеваний жил проводов и кабелей.

- по ненадлежащему состоянию огнетушителей (не пронумерованы белой краской) в помещении диспетчерской;

- по ненадлежащему состоянию электропроводов в помещении кассы (с поврежденной изоляцией).

Также просит обязать:

- оборудовать зал ожидания автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;

- оборудовать зал ожидания знаками пожарной безопасности в соответствии с требованием нормативных документов.

- разработать плана эвакуации;

- привести в зале ожидания в надлежащее состояние соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей;

- оборудовать зал ожидания табличками с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

- привести в надлежащее состояние печь в помещении диспетчерской;

- привести в надлежащее состояние дымовую трубу;

- оборудовать диспетчерскую автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;

- привести в диспетчерской в надлежащее состояние соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей;

- пронумеровать огнетушители белой краской в соответствии с установленными нормами;

- в помещении кассы привести в надлежащее состояние электропровода с поврежденной изоляцией.

В судебном заседании помощник прокурора Оричевского района Олин О.А., уточняя исковые требования, пояснил, что надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является <...> поэтому он просит признать незаконным бездействие <...> по неустранению выявленных нарушений правил пожарной безопасности и возложении обязанности на <...> по их устранению в срок до 30 июня 2011 года. Кроме того, в связи с выполненной нумерацией огнетушителей, от требования о возложении данной обязанности на ответчика отказался.

Представитель ответчика - муниципального образования <...> по доверенности Х., не признавая исковых требований прокурора, пояснила, что здание автовокзала закреплено на праве хозяйственного ведения за <...>, поэтому предприятие вправе владеть, распоряжаться и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению, в пределах, определяемых ст. ст. 294, 295 ГПК РФ. Все расходы по поддержанию в работоспособном состоянии имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения у муниципального унитарного предприятия, в том числе оборудование пожарной сигнализацией и иные действия, обозначенные в заявлении прокурора, несет указанное предприятие, а не муниципальное образование. В связи с этим надлежащим ответчиком по данному иску муниципальное образование <...> не является.

Представитель ответчика - <...> по доверенности М., признавая исковые требования прокурора полностью, пояснил, что <...> должно устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности. В настоящее время огнетушители пронумерованы, заключен договор с производственным кооперативом «Инфост» по проектированию и ремонту пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре в помещениях автостанции. Все выявленные нарушения будут устранены в течение двух месяцев.

Представитель заинтересованного лица – отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Оричевскому району старший государственный инспектор отдела В. суду пояснил, что он участвовал при проведении проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в автовокзале пос. Оричи, в ходе которой были выявлены нарушения, указанные в иске прокурора, четыре из которых непосредственно угрожают жизни и здоровью граждан.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», предприятия и учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать сотрудников мерам пожарной безопасности, поддерживать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 (далее - ППБ 01-03), предусмотрено, что настоящие правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения должностными лицами организаций, в установленном порядке назначенными ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Согласно Уставу <...> предприятие занимается оказанием автотранспортных и иных услуг по пассажирским и грузовым перевозкам населению и юридическим лицам. Имущество предприятия является собственностью муниципального образования <...> и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения (л.д. 7-14)

Из письменной информации старшего государственного инспектора отдела надзорной деятельности Оричевского района В. следует, что в ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в автовокзале пгт. Оричи, расположенного по адресу: <...> выявлены нарушения:

- зал ожидания не оборудован автоматической установкой пожарной сигнализации, согласно норм пожарной безопасности (приложение к Приказу МЧС России от 18.06.2003 № 315) - далее НПБ 110-03, (п. 3 ППБ 01-03); не оборудован системой оповещения людей о пожаре (СП 5.13130.2009); отсутствуют знаки пожарной безопасности в соответствии с требованием нормативных документов (ст. 151 ФЗ № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Ф3№ 123), НПБ 160-97); отсутствует план эвакуации (ГОСТР 12.2.143-2002); соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей выполнены методом «скрутки» без помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (п.57 ППБ 01-03; ПУЭ 2.1.21); нет табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (п. 13 ППБ 01-03);

- диспетчерская: печь в помещении имеет трещины (основание: п. 65 ППБ 01-03); дымовая труба не оштукатурена (п. 74 ППБ 01-03); дымовая труба не оборудована искрогасителем (п. 73 ППБ 01-03); не оборудована автоматической установкой пожарной сигнализации согласно НПБ 110-03 (п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03); не оборудована системой оповещения людей о пожаре (СП 5.13130.2009); соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей выполнены методом «скрутки» без помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (п.57 ППБ 01-03; ПУЭ 2.1.21); огнетушители не пронумерованы белой краской (Ст. 151 ФЗ №123-Ф3, Приложение 3 п. 16 ППБ 01-03);

- помещение кассы: допускается использование электропроводов в помещении кассы с поврежденной изоляцией (ст. 151 ФЗ №123-Ф3 П.60 ППБ 01-03) (л.д. 15)

Таким образом, судом с достоверностью установлено, что <...> владеющее на праве хозяйственного ведения зданием автовокзала, вопреки требованиям закона и иных нормативных актов не обеспечило соблюдение требований Правил пожарной безопасности, что создают угрозу для жизни и здоровья людей, а также повреждения и уничтожения имущества, принадлежащего муниципальному образованию <...> на праве собственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Оричевского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие <...>

- по не оборудованию зала ожидания автоматической установкой пожарной сигнализации;

- по не оборудованию зала ожидания системой оповещения людей о пожаре;

- по не оборудованию зала ожидания знаками пожарной безопасности в соответствии с требованием нормативных документов;

- по отсутствию в зале ожидания плана эвакуации;

- по ненадлежащему состоянию в зале ожидания соединений, ответвлений и оконцеваний жил проводов и кабелей;

- по отсутствию в зале ожидания табличек с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

- по эксплуатации в помещении диспетчерской печи, находящейся в ненадлежащем состоянии, и с ненадлежащим состоянием дымовой трубы;

- по не оборудованию диспетчерской автоматической установкой пожарной сигнализации.

- по не оборудованию диспетчерской системой оповещения людей о пожаре.

- по ненадлежащему состоянию в помещении диспетчерской соединений, ответвлений и оконцеваний жил проводов и кабелей.

- по ненадлежащему состоянию огнетушителей (не пронумерованы белой краской) в помещении диспетчерской;

- по ненадлежащему состоянию электропроводов в помещении кассы (с поврежденной изоляцией).

Обязать <...> в срок до 30 июня 2011 года включительно:

- оборудовать зал ожидания автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;

- оборудовать зал ожидания знаками пожарной безопасности в соответствии с требованием нормативных документов.

- разработать плана эвакуации;

- привести в зале ожидания в надлежащее состояние соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей;

- оборудовать зал ожидания табличками с указанием номера телефона вызова пожарной охраны;

- привести в надлежащее состояние печь в помещении диспетчерской;

- привести в надлежащее состояние дымовую трубу;

- оборудовать диспетчерскую автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре;

- привести в диспетчерской в надлежащее состояние соединения, ответвления и оконцевания жил проводов и кабелей;

- в помещении кассы привести в надлежащее состояние электропровода с поврежденной изоляцией.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Васильев С.В.