дело № 2-548/2011 год Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Оричи 10 октября 2011 года Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Васильева С.В. при секретаре Цепелевой О.А с участием помощника прокурора Оричевского района Олина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оричевского района к муниципальному образованию <....> сельское поселение о принуждении к выполнению законных требований по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Оричевского района обратился в суд с иском к муниципальному образованию <....> сельское поселение о принуждении к выполнению законных требований по обеспечению пожарной безопасности на территории поселения. Свои требования прокурор мотивирует тем, что проведенной в период с 8 сентября 2011 года по 12 сентября 2011 года прокуратурой Оричевского района проверкой выявлены нарушения требований законодательства об обеспечении пожарной безопасности правил в деятельности администрации <....> сельского поселения Оричевского района Кировской области: - не создано условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а именно: из пожарного водоема на ул. Дружная и пожарного водоема на ул. Труда <адрес>; - у пожарных водоемов, расположенных на ул. Дружная и ул. Труда, а также по направлению движения к ним, отсутствуют соответствующие указатели (объемные светильники или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Пищальского сельского поселения. Указанные нарушения создают угрозу неконтролируемого переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения населенных пунктов поселения, а также невозможность принятия необходимых и достаточных мер по локализации пожаров, спасению имущества и людей. Поэтому прокурор просит обязать муниципальное образование <....> сельское поселение Оричевского района Кировской области создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а именно: из пожарного водоема на ул. Дружная и пожарного водоема на ул. Труда <адрес> путем обустройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у пожарных водоемов, расположенных на ул. Дружная и ул. Труда, а так же по направлению движения к ним, установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территории <....> сельского поселения Оричевского района. В судебном заседании прокурор Олин О.А., поддерживая исковые требования, дал аналогичные иску пояснения. Представитель ответчика <....> сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Главой поселения М. направлено письменное заявление о рассмотрении гражданского дела без их участия. В письменном отзыве глава поселения М. указывает, что условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, а именно из пожарного водоёма на ул. Дружная и на ул. Труда <адрес> созданы, подъезды к ним имеются (ул. Дружная - твердое покрытие, ул. Труда -грунтовое покрытие),7 исправных пожарных гидрантов. За 8 лет работы главой поселения ни разу ни один пожарный расчет не испытывал трудности в заправке автомобиля водой для тушения пожара. Условия для забора воды с подъездных путей имеются: заборные шланги легко набирают воду в емкости автомобилей, глубина водоемов позволяет. Со вторым требованием согласны: установят указатели о направлении и удаленности пожарных водоёмов от населенного пункта, но без светильников и светоотражающих покрытий. В приложении к Приказу Министерства Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 мая 2008 № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» в разделе 1 пунктах 1.9.; 1.10.; 1.11. говорится о том, что план привлечения сил и средств для тушения пожаров разрабатывается на территории субъекта РФ. Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа. Разработку Плана привлечения выезда обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны. Разработку Расписания выезда на территории муниципального района обеспечивает начальник местного гарнизона пожарный охраны. Что касается плана работы по пожарной безопасности на территории поселения, то он имеется и по нему работают. Добровольная пожарная дружина создана и работает. Распоряжением главы поселения закреплены первичные средства пожаротушения за жителями села на случай ЧС. Организованы методы оповещения на случай ЧС. Оборудована емкость 3 куб.м насосом и используется на тушении пожаров. Населенные пункты опаханы. В бюджете поселения предусмотрено 5000 рублей на перезарядку огнетушителей в администрации поселения и на выполнение первичных мер по пожарной безопасности, но этого недостаточно. Оформлены информационные стенды по пожарной безопасности. Ведутся инструктажи с населением по пожарной безопасности. На сходах граждан приглашаются представители ПЧ-44 и проводится профилактическая работа по пожарной безопасности и ЧС и многое другое. Получена авторазливочная станция АРС-14 для тушения пожаров, которая в настоящее время ремонтируется. Заслушав прокурора Олина О.А., исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям. Плановой проверкой, проведенной прокуратурой Оричевского района установлены нарушения, указанные в исковом заявлении прокурора и справке о проверке (л.д.1-2,4) В соответствии со ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Кроме того, пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года, предусмотрено, что лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Статья 14 п.1 п.п. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Первичные меры пожарной безопасности, согласно ст. 63 п.п. 1-6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ; установление особого противопожарного режима; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. В соответствии со ст. 62 п. 2 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июня 2008 г. № 123-ФЗ в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Согласно п. 90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В соответствии с п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Из информации начальника 44 пожарной части ГУ «3 отряд федеральной противопожарной службы по Кировской области» К. от 28 сентября 2011 года и представленных прокурором фотографий следует, что подъезд к источникам наружного водоснабжения, расположенным по адресу: <адрес> на ул. Дружная и ул. Труда затруднен из-за отсутствия твердого покрытия и пирса для установки пожарной машины, обозначение отсутствует. Также в зимнее время требуется расчищать подъезд и оборудовать незамерзающие проруби для забора воды. На основании изложенного выше судом установлено, что муниципальным образованием <....> сельского поселения допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности на территории поселения, а именно: не создано условий для забора в любое время года воды из пожарного водоема на ул. Дружная и пожарного водоема на ул. Труда <адрес>, путем обустройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; не установлены предусмотренные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации указатели по направлению движения к водоемам; не разработан план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории <....> сельского поселения. Указанные нарушения создают угрозу для жизни и здоровья людей, а также повреждения и уничтожения имущества, а также невозможность принятия необходимых и достаточных мер по локализации пожаров, спасению имущества и людей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Обязать муниципальное образование <....> сельское поселение: - создать условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, а именно из пожарного водоема на ул. Дружная и пожарного водоема на ул. Труда <адрес>, путем обустройства к ним подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; - у пожарных водоемов, расположенных на ул. Дружная и ул. Труда <адрес>, а так же по направлению движения к ним, установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий); - разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на территории <....> сельского поселения Оричевского района. На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Оричевский районный суд. Судья Васильев С.В.