Решение суда



гр. дело № 2-576/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 8 ноября 2011 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Жвакиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронкова Валентина Семеновича к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в Оричевском районе об установлении права на доплату к пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Воронков В.С. обратился в суд с иском к ГУ УПФР в Оричевском районе об установлении права на доплату к пенсии.

Заявленные требования мотивирует тем, что он в начале марта 2011 года обратился в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Оричевском районе с заявлением об установлении права на доплату к пенсии. Однако в назначении доплаты к пенсии ему было отказано, так как, по мнению ответчика, у него отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ. По мнению ответчика, его специальный трудовой стаж составляет 22 года 3 месяца 24 дня.

Ответчик отказался включить в специальный трудовой стаж период его работы с 20 января 1959 года по 9 сентября 1959 года, когда он работал машинистом шахтных машин и крепильщиком в шахте № 10 «Чекист» треста «Сталинуголь», мотивируя свой отказ тем, что отсутствует документальное подтверждение о переименовании шахты № 10 «Чекист» треста «Сталинуголь» в шахту № 10 «Чекист» треста «Петровскуголь», а затем в шахту имени Челюскинцев производственного объединения «Донецкуголь», кроме того, согласно уточняющей и исторической справке за № 135, выданной ГП «Донецкой угольной энергетической компанией» Министерства топлива и энергетики Украины ОП «Шахта им. Челюскинцев» не возможно определить, является ли данная организация правопреемником по отношению к организациям, указанных в исторической справке.

Ответчик также отказался зачесть в специальный стаж период работы с 16 мая 1963 года по 31 августа 1964 года в качестве горнорабочего очистного забоя шахты № 10 «Чекист» треста «Петровскуголь», мотивируя свой отказ тем, что сведения, содержащиеся в уточняющей справке № 135, выданной ГП «Донецкой угольной энергетической компанией» Министерства топлива и энергетики ОП «Шахта им. Челюскинцев», противоречат сведениям, содержащимся в уточняющей справке от 25 января 1991 года № 11, выданной Донецким производственным объединением по добыче угля «Шахта имени Челюскинцев», и акту документальной проверки от 25 августа 1991 года. По мнению ответчика, невозможно определить в какой профессии выполнялась работа в данный период и имела ли подземный характер, а также является ли данная организация правопреемником по отношению к организациям, указанным в исторической справке.

С решением об отказе в установлении пенсии по причине отсутствия необходимого специального стажа он не согласен, поскольку в соответствии со ст. 1 Федерального законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и получающие пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату доплаты к пенсии.

Его общий стаж на работах предусмотренных Списком № 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями) составил 27 лет 11 месяцев 02 дня, что превышает установленный законом минимум.

Все периоды его работы подтверждаются соответствующими записями в трудовой книжке. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. И только при отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные договоры, справки, выдаваемые работодателем и пр. Таким образом, ссылка ответчика при отказе в назначении надбавки к пенсии на уточняющие справки противоречит действующему законодательству.

Просит суд установить право на доплату к пенсии по старости, предусмотренную ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и обязать ответчика выплачивать данную доплату к пенсии.

В судебном заседании истец Воронков В.С. и его представитель Ростовцев Ю.Л., поддерживая исковые требования, привели в их обоснование доводы, аналогичные содержанию искового заявления, просят назначить доплату к трудовой пенсии по старости с 1 мая 2011 года.

Дополнительно Воронков В.С. суду пояснил, что он никогда не работал на «Шахте им. Челюскинцев», а работал лишь в шахте № 10 «Чекист» до июля 1971 года, после чего был командирован на остров Шпицберген.

Представитель ответчика ГУ–Управления Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе по доверенности Щ., не признавая исковых требований, пояснила, что Воронков В.С. обратился в УПФР в Оричевском районе с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» 24 марта 2011 года.

По представленным документам исключению из стажа, дающего право на доплату при стажевом требовании 25 лет, подлежат периоды:

- с 20 января 1959 года по 9 сентября 1959 года в шахте № 10 «Чекист» треста «Сталинуголь» в качестве машиниста шахтных машин и крепильщика, так как по представленным документам отсутствует документальное подтверждение о переименовании шахты № 10 «Чекист» треста «Сталинуголь» в шахту № 10 «Чекист» треста «Петровскуголь», а затем в шахту имени Челюскинцев производственного объединения «Донецкуголь». А также согласно уточняющей и исторической справке за № 135, выданной ГП «Донецкой угольной энергетической кампанией» Министерства топлива и энергетики Украины ОП «Шахта им. Челюскинцев», не возможно определить, является ли данная организация правопреемником по отношению к организациям, указанным в исторической справке.

- с 16 мая 1963 года по 31 августа 1964 года в шахте № 10 «Чекист» треста «Петровскуголь» в качестве горнорабочего очистного забоя, так как сведения, содержащиеся в уточняющей справке № 135, выданной ГП «Донецкой угольной энергетической компанией» Министерства топлива и энергетики ОП «Шахта им. Челюскинцев» противоречат сведениям, содержащимся в уточняющей справке от 25.01.1991 № 11, выданной Донецким производственным объединением по добыче угля «Шахта имени Челюскинцев», и акту документальной проверки от 25.08.1991. Таким образом, невозможно определить в какой профессии выполнялась работа в данный период и имела ли подземный характер, а также является ли данная организация правопреемником по отношению к организациям, указанным в исторической справке.

Подтвержденный документами стаж, дающий право на доплату к пенсии у Воронкова B.C. составляет 22 года 3 месяца 24 дня, что не дает права на доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии Федерального закона от 10.05.2010г. № 84-ФЗ при стажевом требовании 25 лет. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заслушав истца Воронкова В.С., его представителя Ростовцева Ю.Л., представителя ответчика Щ., исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.

В соответствие с п. 1 ст. 1 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 1 Федерального Закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10 мая 2010 года №84-ФЗ лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пункт 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (далее списки).

Разделом 1 (горные работы) Списка № 1, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, предусмотрены должности всех рабочих, инженерно-технических работников и служащих, занятых полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, слюды, соли и других рудных и нерудных ископаемых подземным способом, в геологоразведке, на дренажных шахтах, на строительстве шахт, рудников и других подземных сооружений.

Списком работ и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481, с учетом разъяснения от 15 июля 1992 года № 1 «О порядке исчисления специального стажа работы по профессиям рабочих, предусмотренным ст. 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и порядке применения Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года № 481,утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 2, предусмотрены должности «рабочие, занятые полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды, сланца, нефти, озокерита, газа, графита, асбеста, соли, слюды и других рудных и нерудных ископаемых», в том числе, горнорабочие очистного забоя, машинисты шахтных машин, крепильщики, мастера-взрывники.

Из записей в трудовой книжке Воронкова В.С. следует, что он с 20 января 1959 года по 1 сентября 1959 года работал в шахте № 10 «Чекист» треста «Сталинуголь» в качестве машиниста шахтных машин и крепильщика; 10 января 1963 года принят в шахту № 10 «Чекист» треста «Петровскуголь» рабочим очистного забоя 5 разряда подземного; 1 сентября 1964 года переведен подземным горнорабочим очистного забоя 5 разряда (л.д.6-9)

Из справки, выданной директором ОП «Шахта им. Челюскинцев» № 135 (без даты), следует, что шахта 10 «Чекист» треста Петровскуголь МУП УССР 1 июля 1971 года объединена с шахтой им. Челюскинцев приказом комбината «Донецкуголь» № 200 от 30 июня 1971 года (Л.Д.10)

Справкой, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, на бланке ОП «Шахта им. Челюскинцев» № 135 (без даты), подписанной директором ОП «Шахта им. Челюскинцев», подтверждено, что Воронков В.С. работал с 10 января 1963 года по 1 февраля 1968 года горнорабочим очистного забоя подземного с полным рабочим днем под землей (л.д. 11)

Согласно справке № 11 от 25 января 1991 года, подписанной помощником директора шахты имени Челюскинцев, Воронков В.С. работал с 20 января 1959 года по 22 апреля 1959 года машинистом шахтных машин подземным; с 22 апреля 1959 года крепильщиком ремонта подземным по 9 сентября 1959 года. указание на период работы с 16 мая 1963 год по 31 августа 1964 год в справке отсутствует.

Аналогичные сведения о периодах работы истца содержатся и в акте от 25 января 1991 года.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. И только при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Таким образом, суд считает установленным тот факт, что в период с 20 января 1959 года по 9 сентября 1959 года Воронков В.С. работал в шахте № 10 «Чекист» треста «Сталинуголь» в качестве машиниста шахтных машин и крепильщика; с 16 мая 1963 года по 31 августа 1964 года - в шахте № 10 «Чекист» треста «Петровскуголь» рабочим очистного забоя 5 разряда подземного. Данное обстоятельство подтверждается записями в трудовой книжке истца. Оснований сомневаться в правильности записей у суда не имеется. Представленные суду справки и акты, выданные руководством ОП «Шахта им. Челюскинцев» не опровергают указанные обстоятельства, а лишь подтверждают их. Следовательно, оспариваемые периоды подлежат включению в специальный стаж при определении права Воронкова В.С. на ежемесячную доплату к пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10 мая 2010 года №84-ФЗ.

Решением УПФ РФ в Первомайском районе от 11 мая 2004 года Воронкову В.С. была назначена трудовая пенсия по старости. При этом пенсионным фондом в специальный стаж (работа в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах) включены периоды работы Воронкова В.С. продолжительностью 25 лет 11 месяцев 16 дней. При таких обстоятельствах суд признает решение Управления ПФР в Оричевском районе от 23 июня 2011 года № 4 об отказе Воронкову В.С. в установлении доплаты к пенсии необоснованным.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10 мая 2010 года №84-ФЗ назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта.

В судебном заседании установлено, что Воронков В.С. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе 24 марта 2011 года, а потому назначение выплаты доплаты к пенсии должно быть произведено с 1 мая 2011 года, именно с указанной даты суд и признает за Воронковым В.С. право на назначение доплаты к пенсии.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Воронкова Валентина Семеновича к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе удовлетворить.

Признать за Воронковым Валентином Семеновичем право на доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10 мая 2010 года №84-ФЗ, обязав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе назначить Воронкову Валентину Семеновичу доплату к трудовой пенсии по старости с 1 мая 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Оричевский районный суд.

Председательствующий Васильев С.В.