Решение суда



Гражданское дело № 2-643/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 12 декабря 2011 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Жвакиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Путиловой Любовь Николаевны к администрации Оричевского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии,

У С Т А Н О В И Л:

Путилова Л.Н. обратилась в суд с иском к администрации Оричевского района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии.

В обосновании своих требований указала, что с 28 февраля 1977 года по настоящее время она работает в МЛПУ «<....> больница» в должности R-лаборанта. Ранее она и члены её семьи пользовались квартирой с бесплатным отоплением и освещением. Согласно требованиям ст. 63 « Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» до 1 января 2005 года предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Медицинские работники <....> ЦРБ как работники муниципального учреждения здравоохранения и проживающие в поселке городского типа Оричи пользовались этим правом.

С принятием Федерального закона от 22 августа2004 года №122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», был внесен ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров и работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а так же проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу.

Одновременно с ней введена часть шестая, согласно которой, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года №267-30, установил "размер частичной компенсации расходов». Размер частичной компенсации расходов, увеличивается и утверждается Правительством Кировской области. В 2008 году он составлял 107 и 137 рублей, в 2009 и 2010 годах размер компенсации составляет 400 рублей, а в настоящее время 460 рублей в месяц.

Правовая позиция, изложенная в определении Конституционного суда Российской Федерации от 7 февраля2008 года № 383 О-П, в котором сказано, что установленное пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй ст. 63 « Основ законодательства России Федерации об охране здоровья граждан».

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенный в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое их толкование в правоприменительной практике.

В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать ее права на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

За период, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья с 1 января 2009 года по 1 ноября 2011 года - 51261,33 рублей, за электроэнергию с ноября 2008 года по сентябрь 2011 года включительно - 19794,5 рублей. Всего: 71055,83 рублей.

В соответствии с Законом Кировской области № 267-30 от 3 ноября 2004 года ей начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за этот же период 15120,0 рублей.

Разница между уплаченными ею денежными средствами, на которые она имела права, и реально выплаченными средствами составила 55935 рублей 83 копеек.

Просит взыскать с администрации Оричевского района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии 55935 рублей 83 копейки, а также расходы по госпошлине в сумме 1878 рублей 07 копеек.

В судебном заседании истица Путилова Л.Н., уточнив исковые требования, пояснила, что ошибочно рассчитала сумму, уплаченную за отопление, добавив расходы газа на пищеприготовление. Просит с учетом этого взыскать в ее пользу 48455 рублей 80 копеек.

Представитель ответчика администрации Оричевского района Б., в судебном заседании исковые требования не признала, просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Суду пояснила, что

с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ льготы медицинским работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освящением, предусмотренные ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан, отменены. В то же время предусмотрена возможность (не обязанность) установления органами местного самоуправления мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения. При этом федеральный закон предоставил органам местного самоуправления самостоятельно определить выбор видов мер социальной поддержки и их количество.

В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и уполномочена исполнять решения Оричевской районной Думы. В бюджете Оричевского района денежные средства на предоставление мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения на 2011 год не запланированы.

В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-30 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» медицинским работникам учреждений здравоохранения предоставляется частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п. 16 положения, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 19.04.2005 № 32/78 «О реализации Закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-30» споры по вопросам выплаты частичной компенсации разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Расчеты по отоплению сделаны истицей с включением в расчет платежей за природный газ, потраченный на пищеприготовление. На отопление жилого помещения истицей потрачено 43781,3 рубля. Не приложены справки с места жительства, о начисленной и выплаченной компенсации членам семьи и истице.

В связи с тем, что полномочием устанавливать меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения обладает представительный орган местного самоуправления Оричевская районная Дума, необходимые денежные средства не заложены в бюджет Оричевского района, просит в удовлетворении исковых требований Путиловой Л.Н. отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования Путиловой Л.Н. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из справки МЛПУ «<....> больница», копии трудовой книжки следует, что Путилова Л.Н. работает в данном учреждении в должности рентгенлаборанта с 28 февраля 1977 года по настоящее время (л.д.7,8-10)

Согласно справке администрации Оричевского городского поселения Путилова Л.Н. зарегистрирована по месту жительства <адрес>, вместе с ней зарегистрирован и проживает муж П.(л.д.5)

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете.

Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 году составлял 400 рублей в месяц, в 2011 году – 460 рублей в месяц (л.д.6)

Таким образом, Путиловой Л.Н. за период с 1 января 2009 года по 1 ноября 2011 года включительно была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 14660 рублей.

В связи с этим за период с 1 января 2009 года до 1 ноября 2011 года истица Путилова Л.Н. за счёт своих средств понесла расходы на оплату отопления и освещения.

В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Следовательно, принятие закона Кировской области № 267-30 не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения администрацией Оричевского района Кировской области, где работает истец, не установлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Путиловой Л.Н. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов.

Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Согласно выписке из лицевого счета Путиловой Л.Н. уплачено за период с ноября 2009 года по сентябрь 2011 года за потребленную электроэнергию - 22112 рублей 90 копеек (л.д. 11)

За отопление жилья Путиловой Л.Н. с ноября 2008 года до 1 ноября 2011 года уплачено (за вычетом пищеприготовления) 43781 рубль 30 копеек (л.д.12-13)

Таким образом, всего истцом за спорный период уплачено за отопление и потребленную электроэнергию 65894 рубля 20 копеек, что не оспаривается ответчиком.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истице за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 14660 рублей (л.д. 6)

Из представленных суду справок Управления социальной защиты в Оричевском районе следует, что муж истицы П., зарегистрированный по адресу: <адрес> получил компенсацию расходов за ЖКУ как инвалид с 1 апреля 2009 года по 31 октября 2011 года в сумме 14899 рублей 89 копеек, а мать истицы Ф. за период с 1 апреля 2009 года по 31 октября 2009 года как участник ВОВ получила компенсацию в размере 2867 рублей 97 копеек.

Таким образом, разница между затраченными истцом Путиловой Л.Н. денежными средствами и выплаченной ей, а также ее мужу и матери компенсацией составляет 33466 рублей 34 копейки (65894 рубля 20 копеек - 14660 рублей - 14899 рублей 89 копеек - 2867 рублей 97 копеек).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования.

Вред, причинённый гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).

С учётом изложенного, суд считает, что затраты истицы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению должны быть взысканы в пользу Путиловой Л.Н. с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования «Оричевский район Кировской области» в сумме 33466 рублей 34 копейки.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 1204 рубля.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Путиловой Любови Николаевны удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования «Оричевский район Кировской области» в пользу Путиловой Любови Николаевны компенсацию за отопление жилого помещения и использование электроэнергии в сумме 33 466 рублей 34 копейки и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1204 рубля.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательном виде.

Председательствующий Васильев С.В.