Решение суда



Гражданское дело № 2-47/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Оричи 25 января 2012 года

Оричевский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Васильева С.В.,

при секретаре Жвакиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелчковой Марины Васильевны к администрации <....> района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии,

У С Т А Н О В И Л:

Щелчкова М.В. обратилась в суд с иском к администрации <....> района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии.

В обосновании своих требований указала, что со 2 октября 1989 года по настоящее время она работает в МЛПУ «<....> центральная районная больница» в должности <....>. Ранее она и члены её семьи пользовались квартирой с бесплатным отоплением и освещением. Согласно ст. 63 «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» до 1 января 2005 года предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. Медицинские работники Оричевской ЦРБ как работники муниципального учреждения здравоохранения и проживающие в поселке городского типа Оричи пользовались этим правом.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», был внесен ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров и работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а так же проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу.

Одновременно с ней введена часть шестая, согласно которой, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления.

Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа Кировской области» от 3 ноября 2004 года №267-30, установил "размер частичной компенсации расходов». Размер частичной компенсации расходов, увеличивается и утверждается Правительством Кировской области. В 2008 году он составлял 107 и 137 рублей, в 2009 и 2010 годах размер компенсации составляет 400 рублей, а в настоящее время 460 рублей в месяц.

Правовая позиция, изложенная в определении Конституционного суда Российской Федерации от 7 февраля 2008 года № 383 О-П, в котором сказано, что установленное пунктом 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, на основании части второй ст. 63 « Основ законодательства России Федерации об охране здоровья граждан».

Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенный в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое их толкование в правоприменительной практике.

В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать ее права на получение мер социальной поддержки в полном объеме.

За период, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья с марта 2009 года по ноябрь 2011 года – 33232 рубля 50 копеек, за электроэнергию с января 2009 года по ноябрь 2011 года включительно - 33416 рублей. Всего: 66648 рублей 50 копеек.

В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 3 ноября 2004 года ей начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с января 2009 года по ноябрь 2011 года 14660 рублей.

Разница между уплаченными ею денежными средствами, на которые она имела права, и реально выплаченными средствами составила 51988 рублей 50 копеек.

Просит взыскать с администрации <....> района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования <....> муниципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии 51988 рублей 50 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 1759 рублей 65 копеек.

Истица Щелчкова М.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика администрации <....> района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве и.о. главы администрации <....> района Ч., не признавая исковых требований, указала, что с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ льготы медицинским работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освящением, предусмотренные ст. 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан, отменены. В то же время предусмотрена возможность (не обязанность) установления органами местного самоуправления мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения. При этом федеральный закон предоставил органам местного самоуправления самостоятельно определить выбор видов мер социальной поддержки и их количество.

В соответствии с п. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления является утверждение местного бюджета и отчета об его исполнении. Администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и уполномочена исполнять решения <....> районной Думы. В бюджете <....> района денежные средства на предоставление мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения на 2011 год не запланированы.

В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-30 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» медицинским работникам учреждений здравоохранения предоставляется частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п. 16 положения, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 19.04.2005 № 32/78 «О реализации Закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-30» споры по вопросам выплаты частичной компенсации разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В связи с тем, что полномочием устанавливать меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения обладает представительный орган местного самоуправления <....> районная Дума, необходимые денежные средства не заложены в бюджет Оричевского района, просит признать администрацию <....> района ненадлежащим ответчиком по делу и в удовлетворении исковых требований Щелчковой М.В. отказать.

Представитель муниципального образования <....> муниципальный район, привлеченного к участию в деле в качестве соответчика, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд также не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве глава <....> района Н. указал, что местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 132, часть 1).

Установление комплекса мер социальной поддержки для работников муниципальных учреждений здравоохранения является полномочием органов местного самоуправления. Меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципальным образованием <....> район, не установлены.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральное законодательство не сохранило для медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, ранее предоставляемые в натуре льготы.

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, как следует из его преамбулы, направлен на решение задач обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

В части 1 статьи 160 Жилищного кодекса РФ говорится о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств собственных бюджетов. При этом, согласно статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ.

Отсюда следует, что Российская Федерация не устранялась до 1 января 2005 года и не устраняется от исполнения обязанности по финансовому обеспечению предоставления мер социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих в сельской местности в организациях здравоохранения. Как установлено определением Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 322-О-П, финансовые средства, объем которых должен соотноситься с фактической численностью граждан данной категории, ежегодно должен предусматриваться в Федеральном законе о Федеральном бюджете, создающем, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 23.04.2004 № 9-П, надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, то есть предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в данном Постановлении, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых не себя публично-правовых обязательств, в частности предоставления льгот, согласно Федерального закона.

При этом в силу действия пункта 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Таким образом, по смыслу приведенных норм, поскольку установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения органами местного самоуправления предусмотрено федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования Щелчковой М.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из справки МЛПУ «<....> центральная районная больница», копии трудовой книжки следует, что Щелчкова М.В. работает в данном учреждении в должности <....> со 2 октября 1989 года по настоящее время (л.д. 8-9, 10)

Согласно справке администрации <....> поселения Щелчкова М.В. зарегистрирована по месту жительства <адрес>, вместе с ней зарегистрирована и проживает дочь Щ., <....> г.р. (л.д.5)

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением.

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.

В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете.

Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 году составлял 400 рублей в месяц, в 2011 году – 460 рублей в месяц. Таким образом, Щелчковой М.В. за период с 1 января 2009 года по 1 ноября 2011 года включительно была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 14660 рублей (л.д.4)

В связи с этим за период с 1 января 2009 года до 1 ноября 2011 года истица Щелчкова М.В. за счёт своих средств понесла расходы на оплату отопления и освещения.

В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления.

Следовательно, принятие закона Кировской области № 267-30 не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников.

Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения администрацией <....> района Кировской области, где работает истец, не установлены.

Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Щелчковой М.В. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года.

Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов.

Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке.

Согласно выписке из лицевого счета Щелчковой М.В. уплачено за период с января 2009 года по ноябрь 2011 года за потребленную электроэнергию - 33416 рублей 90 копеек (л.д. 11)

За отопление жилья Щелчковой М.В. с марта 2009 года до 1 ноября 2011 года уплачено (за вычетом пищеприготовления) 33232 рубля 50 копеек (л.д.12-13)

Таким образом, всего истцом за спорный период уплачено за отопление и потребленную электроэнергию 66648 рублей 50 копеек, что не оспаривается ответчиком.

В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истице за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 14660 рублей (л.д. 4)

Таким образом, разница между затраченными истцом Щелчковой М.В. денежными средствами и выплаченной ей компенсацией составляет 51988 рублей 50 копейки (66648 рублей 50 копеек - 14660 рублей).

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования.

Вред, причинённый гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ)

С учётом изложенного, суд считает, что затраты истицы на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению должны быть взысканы в пользу Щелчковой М.В. с администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> Кировской области» в сумме 51988 рублей 50 копеек.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 1759 рублей 65 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Щелчковой Марины Васильевны удовлетворить.

Взыскать с администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> район Кировской области» в пользу Щелчковой Марины Васильевны компенсацию за отопление жилого помещения и использование электроэнергии в сумме 51988 рублей 50 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1759 рублей 65 копеек.

На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательном виде через Оричевский районный суд.

Председательствующий Васильев С.В.