Гражданское дело № 2-97/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Оричи 10 февраля 2012 года Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Банниковой Л.В., при секретаре Попцовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шиляева Александра Петровича к МО <....> район, администрации <....> района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения, использование электроэнергии и содержание жилья, У С Т А Н О В И Л: Шиляев А.П. обратился в суд с иском к МО <....> район, администрации <....> района Кировской области о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения, использование электроэнергии и содержание жилья. В обосновании своих требований указал, что он как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности (врач общей практики МЛПУ «<....> центральная районная больница» структурного подразделения «<....> участковая больница») имеет право на бесплатное жилье с бесплатным отоплением и освещением, однако указанные льготы ему с 01 января 2005 года в полном объеме не предоставляются. За период, когда он должен был пользоваться указанными льготами, им оплачено за отопление жилья с января 2009 года по декабрь 2011 года – 45464 руб. 86 коп., за электроэнергию с января 2009 года по декабрь 2011 года включительно – 30930 руб. 32 коп. За обслуживание жилья 5863 руб. 20 коп. Всего: 82258 руб. 38 коп. В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 3 ноября 2004 года ему и его жене Ш., которая также работает врачом, начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с января 2009 года по декабрь 2011 года 30416 руб. Разница между уплаченными денежными средствами, на которые он имел право, и реально выплаченными средствами составила 51842 руб. 38 коп. Просит взыскать с администрации <....> района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования <....> муниципальный район Кировской области в его пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения, использование электроэнергии и содержание жилья 51842 руб. 38 коп., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 1761 руб. 00 коп. Истец Шиляев А.П. в суде заявленные требования поддержал, дав пояснения, аналогичные иску. Дополнительно пояснил, что квартира по адресу <адрес> является его собственностью в результате приватизации, он оплачивает все коммунальные услуги и содержание жилья в этом жилом помещении. Представитель ответчика администрации <....> района, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве глава администрации <....> района В., не признавая исковых требований, указал, что действующим Федеральным законодательством не предусмотрено бесплатное отопление, освещение и содержание жилья для медицинских работников. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-30 «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» медицинским работникам учреждений здравоохранения предоставляется частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. Полагает, что администрация <....> района не является надлежащим ответчиком, так как полномочием устанавливать меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения обладает представительный орган местного самоуправления - <....> районная Дума. Полагает, что не подлежат возмещению расходы на содержание жилья и истцом неправильно заявлен период компенсации. Представитель муниципального образования <....> муниципальный район, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд также не явился, представив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве глава <....> района Н. указал, что установление комплекса мер социальной поддержки для работников муниципальных учреждений здравоохранения является полномочием органов местного самоуправления. Меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения муниципальным образованием <....> район, не установлены. Поскольку установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения органами местного самоуправления предусмотрено федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета. На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования Шиляева А.П. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Спорные правоотношения регулируются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, Жилищным кодексом РФ. Из справки МЛПУ «<....> центральная районная больница», копии трудовой книжки следует, что Шиляев А.П. работает в <....> участковой больнице врачом терапевтом с 11 сентября 1985 года по настоящее время, последнее время врачом общей практики (л.д. 11,7-10) Согласно справке с места жительства Шиляев А.П. с членами семьи зарегистрирован по месту жительства <адрес>. (л.д.19). Из сведений о регистрации, согласно паспорта <....>, выданного <....> г. ТП УФМС России по Кировской области в <....> районе, Шиляев А.П. с 02 января 1986 г. по 30 сентября 2011 г. был зарегистрирован по адресу <адрес>. (л.д.5-6). В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, до декабря 2004 года включительно истец правомерно пользовался правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 году составлял 400 рублей в месяц, в 2011 году – 460 рублей в месяц. Таким образом, Шиляеву А.П. и его жене Ш., которая также работает врачом, начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с января 2009 года по декабрь 2011 года 30416 руб. (л.д. 17,18). В связи с этим за период с 1 января 2009 года по декабрь 2011 года истец за счёт своих средств понес расходы на оплату отопления, содержание жилья и освещения в оставшейся части в жилом помещении по адресу <адрес>. В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Следовательно, принятие закона Кировской области № 267-30 не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения администрацией <....> района Кировской области, где работает истец, не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 1 января 2005 года, так как достигнутый уровень объема социальных выплат не должен снижаться. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Согласно выписке из лицевого счета истцом уплачено за период с января 2009 года по декабрь 2011 года за потребленную электроэнергию - 30930 руб. 32 коп., с учетом того, что плата в текущем месяце вносится за истекший период. (л.д. 12,13) За отопление жилья истцом с января 2009 года по декабрь 2011 года уплачено 45464 руб. 86 коп. (л.д.14,15-16,21). За содержание жилья (текущий ремонт и содержание общего имущества) истцом с января 2009 года по декабрь 2011 года уплачено 5863 руб. 20 коп. (л.д.14,15-16,21). Таким образом, всего истцом за спорный период уплачено за отопление и потребленную электроэнергию 82258 руб. 38 коп. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истцу вместе с его женой за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 30416 руб. (л.д. 17,18). Таким образом, разница между затраченными истцом денежными средствами и выплаченной компенсацией, после устранения арифметической ошибки, составляет 51842 руб. 38 коп. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред, причинённый гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ) С учётом изложенного, суд считает, что затраты истца на оплату коммунальных услуг по отоплению, освещению и содержанию жилья должны быть взысканы в пользу истца с администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> район Кировской области» в сумме 51842 руб. 38 коп. Взысканию подлежат расходы за три года в соответствии со сроком исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, а именно за период с января 2009 г. по декабрь 2011 г., так как истец обратился с иском в суд в январе 2012 г. Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; Расходы за содержание жилья, куда входит указанная выше оплата, также подлежат возмещению с ответчика, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан указанные медицинские работники и члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. В понятие «бесплатное предоставление квартир» и входит плата за жилое помещение, установленная ст. 154 ЖК РФ. Внесение истцом в январе 2012 года платы за жилье и коммунальные услуги, которые подлежат возмещению и были потреблены им в 2011 году, не освобождает ответчика от обязанности компенсировать эти расходы. Предъявление истцом иска в большем размере, чем произведено оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, ответчиком не подтверждено. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 1761 руб. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Шиляева Александра Петровича удовлетворить. Взыскать с администрации <....> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<....> муниципальный район Кировской области» в пользу Шиляева Александра Петровича компенсацию за отопление жилого помещения, содержание жилья и использование электроэнергии в сумме 51842 руб. коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 1761 руб. На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия через Оричевский районный суд. Председательствующий Банникова Л.В.