Гражданское дело № 2-101/2012 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Оричи 13 февраля 2012 года Судья Оричевского районного суда Кировской области Земцов Н.В., при секретаре Королёвой Н.А., с участием истицы – Никитиной Валентины Васильевны, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Валентины Васильевны к администрации <...> района Кировской области, МО <...> район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения, использование электроэнергии и обслуживание жилья, У С Т А Н О В И Л: Никитина В.В. обратилась в суд с иском к Администрации <...> района Кировской области, МО <...> район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения, использование электроэнергии и обслуживание жилья. В обосновании своих требований указала, что с 28 марта 1990 года по настоящее время она работает в МЛПУ «<...> центральная районная больница» структурное подразделение «<...> участковая больница» в должности медсестры. Согласно требованиям ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» ( в его прежней редакции до 2005 года ) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 01 января 2005 года медицинские работники указанной больницы пользовались этим правом, в том числе и она. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 года № 267-30, в ст. 2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; в п. 2 ч. 1 указаны фармацевтические и медицинские работникам учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения. В соответствии со ст. 4 данного закона размер частичной компенсации расходов составляет 400 рублей. Размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается Правительством, области. В 2009 и 2010 годах он составлял 400 рублей в месяц, с 2011 года – 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истицы. Такое положение вещей не согласуется с правой позицией, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 383-О-П, в котором сказано, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных ( представительных ) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В соответствии со ст. 6 ФКЗ «О конституционном суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. За период с 01 января 2009 года по декабрь 2011 года включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья – 44555 рублей 56 копеек, за потребленную электроэнергию – 18988 рублей 72 копейки, за обслуживание жилья за этот же период 6350 рублей 28 копеек, а всего 69 894 рубля 56 копеек. В соответствии с нормами закона Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» ей компенсированы расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за указанный период в сумме 15120 рублей. Разница между уплаченными ею денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 54 774 рубля 56 копеек. Просит взыскать с администрации <...> района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования <...> муниципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения, использование электроэнергии и обслуживание жилья 54 774 рубля 56 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 1843 рубля 24 копейки. Истец Никитина В.В. в судебном заседании дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представители ответчиков администрации <...> района и Муниципального образования <...> район в судебное заседание не явились. Из направленных в суд письменных отзывов на исковое заявление следует, что они иск не признают, администрация <...> района считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку необходимые денежные средства не заложены в бюджет <...> района, представитель МО <...> район считает, что до установления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам органами местного самоуправления финансирование расходов на указанные цели должно осуществляться из федерального бюджета. Просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме, рассмотреть дело без их участия. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: В судебном заседании установлено, что Никитина В.В. с 28 марта 1990 года по настоящее время работает в МЛПУ «<...> центральная районная больница» структурное подразделение «<...> участковая больница» в должности медсестры ( л.д. 9-11 ). Истица зарегистрирована и проживает в пгт. <адрес>, вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы муж – Н. и дочь – Н.1 ( л.д. 18 ). В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена ч. 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 01 января 2005 года было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливает ежегодно законом области об областном бюджете. Размер данной компенсации в 2009 и 2010 году – составлял 400 рублей в месяц, в 2011 году – 460 рублей в месяц. Таким образом, Никитиной В.В. за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года включительно была начислена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 15 120 рублей ( л.д. 17 ). В связи с этим за период с января 2009 года по декабрь 2011 года истица Никитина В.В. за счёт своих средств понесла расходы на оплату отопления и освещения. В соответствие с действующим с 01 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Таким образом, принятие закона Кировской области № 267-30 не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствие с ч.6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения администрацией <...> района Кировской области, где работала истец, не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01 января 2005 г. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов, установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Согласно представленным бухгалтерским документам истицей за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2011 года включительно, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья – 44555 рублей 56 копеек, за потребленную электроэнергию – 18988 рублей 72 копейки, за обслуживание жилья за этот же период 6350 рублей 28 копеек, а всего 69 894 рубля 56 копеек, что не оспаривается ответчиком ( л.д. 13-16 ). В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истице за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 15120 рублей ( л.д. 17 ). Таким образом, разница между затраченными истицей денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 54 774 рубля 56 копеек (69 894 рубля 56 копеек – 15 120 рублей). Истцом заявлено требование о взыскании убытков в сумме 54 774 рубля 56 копеек ( л.д. 5 ). В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред, причинённый гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ). Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено либо удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. С учётом изложенного, суд считает, что затраты истицы на оплату коммунальных услуг по отоплению, освещению и обслуживанию жилья должны быть взысканы в пользу Никитиной В.В. с администрации <...> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<...> район Кировской области» в сумме 54 774 рубля 56 копеек. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1 843 рубля 24 копейки, так как данные расходы подтверждены документально ( л.д. 3, 4 ). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Взыскать с администрации <...> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<...> район Кировской области» в пользу Никитиной Валентины Васильевны убытки в сумме 54 774 рубля 56 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1843 рубля 24 копейки, а всего 56 617 рублей 80 копеек. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Кировский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Оричевский районный суд. Судья Земцов Н.В.