Гражданское дело № 2-137/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Оричи 14 марта 2012 года Оричевский районный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Бычихина А.А., при секретаре Цепелевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Устюговой Ларисы Викторовны к администрации <...> района Кировской области, муниципальному образованию <...> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии, У С Т А Н О В И Л: Устюгова Л.В. обратилась в суд с иском к администрации <...> района Кировской области, муниципальному образованию <...> муниципальный район о взыскании денежной компенсации за отопление и использование электроэнергии. В обосновании своих требований указала, что с 22 июля 2002 года по настоящее время она работает в МЛПУ «<...> центральная районная больница» в должности фельдшера скорой помощи. Ранее медицинские работники <...> ЦРБ, как работники муниципального учреждения здравоохранения и проживающие в поселке городского типа Мирный пользовались квартирами с бесплатным отоплением и освещением. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилья с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в статью 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», был внесен ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров и работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а так же проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введена часть шестая, согласно которой, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, устанавливаются органами местного самоуправления. В соответствие с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения в районе не установлены. За период, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею оплачено за отопление жилья с января 2009 года по декабрь 2011 года – 56482 рубля 11 копеек, за электроэнергию с апреля 2009 года по декабрь 2011 года – 16988 рублей. Всего: 73470 рублей 11 копеек. В соответствии с Законом Кировской области № 267-ЗО от 3 ноября 2004 года ей начислили и выплатили компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с февраля 2009 года по декабрь 2011 года в сумме 13432 рубля. Разница между уплаченными ею денежными средствами, на которые она имела права, и реально выплаченными средствами составила 60038 рублей 11 копеек. Просит взыскать с администрации <...> района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования <...> муниципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление жилого помещения и использование электроэнергии 60038 рублей 11 копеек, а также расходы по госпошлине в сумме 2001 рубль 14 копеек. Истец Устюгова Л.В. в судебное заседание не явилась, в суд от нее поступило письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представители ответчиков администрации Оричевского района и Муниципального образования <...> муниципальный район, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Из направленных в суд письменных отзывов представителей ответчиков на исковое заявление следует, что они исковые требования не признают. Администрация <...> района считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку необходимые денежные средства не заложены в бюджет Оричевского района. Указывают, что срок исковой давности истек по январю 2009 года. Также считают, что справка ТСЖ не является документом, подтверждающим оплату услуг. Представитель МО <...> муниципальный район считает, что до установления мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам органами местного самоуправления финансирование расходов на указанные цели должно осуществляться из федерального бюджета. Просят в удовлетворении иска отказать в полном объеме, рассмотреть дело без их участия. Исследовав письменные доказательства, суд полагает исковые требования Устюговой Л.В. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности - три года. В силу ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Исковое заявление подано Устюговой Л.В. в феврале 2012 года. Однако в связи с тем, что оплата коммунальных услуг текущего месяца производится в месяце, следующем за расчетным, суд приходит к выводу, что денежная компенсация в пользу истицы подлежит взысканию за период с января 2009 года по декабрь 2011 года включительно. Справкой МЛПУ «<...> центральная районная больница» № 98 от 02 февраля 2012 года, копией трудовой книжки подтверждено, что Устюгова Л.В. работала в данном учреждении в должности фельдшера скорой помощи с 22 июля 2004 года по 31 августа 2010 года. С 01 сентября 2010 года по настоящее время работает в структурном подразделении «<...> амбулатория» КОГБУЗ «<...> центральная районная больница» в должности фельдшера скорой помощи (л.д. 8-9, 10). Согласно справке администрации <...> городского поселения № 172 от 07 февраля 2012 года Устюгова Л.В. зарегистрирована по месту жительства: <адрес>. Вместе с ней зарегистрированы и проживают: муж У.2, дочь У., сын У.1 (л.д.7). В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, до декабря 2004 года включительно истица пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление истице жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 1 января 2005 года было прекращено. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» № 267-ЗО от 3 ноября 2004 года фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию проживающим в сельских поселениях или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение. В соответствии со статьей 4 указанного закона размер частичной компенсации устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в 2009 и 2010 году составлял 400 рублей в месяц, в 2011 году – 460 рублей в месяц. Таким образом, Устюговой Л.В. за период с 01 февраля 2009 года по 31 декабря 2011 года включительно была начислена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В связи с этим, за период с января 2009 года по декабрь 2011 года включительно истица Устюгова Л.В. за счёт своих средств понесла расходы на оплату отопления и освещения. В соответствии с действующим с 1 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, была возложена на органы местного самоуправления. Следовательно, принятие закона Кировской области № 267-ЗО не освобождает муниципальные образования от принятия мер социальной поддержки муниципальным служащим в соответствии с ч. 6 ст. 63 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» за счет бюджета органа местного самоуправления. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Однако до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения администрацией Оричевского района Кировской области, где работает истец, не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Устюговой Л.В. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01 января 2005 года. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Выпиской из лицевого счета № 247-0608-0043 на 10 января 2012 года подтверждено, что Устюговой Л.В. уплачено за период с апреля 2009 года по ноябрь 2011 года включительно за потребленную электроэнергию – 16988 рублей, что не оспаривается ответчиками (л.д.11). Карточкой нанимателя подтверждено, что за период с октября 2010 года по декабрь 2011 года включительно истицей оплачено за отопление жилья 14903 рубля 45 копеек, что также не оспаривается ответчиками (л.д. 12-13). В соответствии со ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен решением общего собрания членов товарищества собственников жилья. Члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Следовательно, справка товарищества собственников жилья <...> от 11 января 2011 года № 1 подтверждает оплату Устюговой Л.В. отопления жилого помещения за период с октября 2008 года по май 2010 года, в том числе 35463 рубля 44 копейки за период с января 2009 по май 2010 года включительно (л.д.14). Таким образом, всего истцом за спорный период уплачено за отопление и потребленную электроэнергию 67354 рубля 89 копеек. В соответствии с Законом Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» истице за период с февраля 2009 года по декабрь 2011 года включительно была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 14720 рублей (л.д.16). Таким образом, разница между затраченными истцом Устюговой Л.В. денежными средствами и выплаченной ей компенсацией составляет 52634 рубля 89 копеек. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред, причинённый гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ). В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в сумме 1779 рублей 05 копеек. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, Р Е Ш И Л: Исковые требования Устюговой Ларисы Викторовны удовлетворить частично. Взыскать с администрации <...> района Кировской области за счёт казны муниципального образования «<...> муниципальный район Кировской области» в пользу Устюговой Ларисы Викторовны компенсацию за отопление жилого помещения и использование электроэнергии в сумме 52634 рубля 89 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 1779 рублей 05 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований Устюговой Л.В. отказать. На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия через Оричевский районный суд Кировской области. Председательствующий А.А. Бычихин