гр. дело № 2-176/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Оричи 04 апреля 2011 года
Оричевский районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Л.В.Банниковой
при секретаре Мищихиной С.Г.
с участие представителя ГУ УПФР в Оричевском районе Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаевой Натальи Владимировны к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в Оричевском районе о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Багаева Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Оричевском районе о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.
Заявленные требования мотивирует тем, что 23 декабря 2010 года она обратилась в ГУ УПФР в Оричевском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". Однако в назначении пенсии ей было отказано, так как, по мнению ответчика, её специальный стаж на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии менее установленного законом минимума (не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста) и составил 29 лет 01 месяц 08 дней, при стажевом требовании 30 лет.
Ответчик отказался включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 мес. за 1 год работы:
периоды курсов повышения квалификации:
с 04 апреля 1990 г. по 04 июня 1990 г.,
с 07 сентября 1992 г. по 03 октября 1992 г.,
с 13 марта 1995 г. по 25 марта 1995 г.,
с 17 апреля 1995 г. по 21 апреля 1995 г.,
с 14 апреля 1997 г. по 25 апреля 1997 г.,
с 26 мая 1997 г. по 07 июня 1997 г.,
с 22 мая 2006 г. по 06 июня 2006 г.;
учебные курсы: с 30 марта 1998 г. по 31 марта 1998 г.;
семинар 23 апреля 1998 г.;
Кроме того, не согласна с включением в ее специальный стаж в календарном исчислении периодов нахождения в отпуске по беременности и родам с 30 апреля 1991 г. по 18 августа 1991 г. и нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с 19 августа 1991 г. по 06 сентября 1992 г. и с 04 октября 1992 г. по 05 октября 1992 г. и периодов её работы с 30 марта 2005 г. по 22 июня 2007 г. в должности врача-бактериолога в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области»;
С решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Оричевском районе Кировской области не согласна, так как в результате реорганизации Центра Госсанэпиднадзора в Оричевском районе в форме слияния в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», указанное учреждение оставалось в пгт. Оричи, ее трудовые отношения не прекращались и место осуществления ее медицинской деятельности не изменялось, то есть зачет стажа должен производиться в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 мес., периоды нахождения на курсах и в командировках являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления в Пенсионный фонд РФ. Для работников, осуществляющих лечебную деятельность, повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Считает, что периоды нахождения на курсах и в командировках, отпуск по беременности и родам и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет подлежат включению в её специальный стаж также в льготном исчислении.
В судебном заседании истица Багаева Н.В., в обоснование исковых требований привела доводы аналогичные иску. Просит зачесть в специальный стаж указанные периоды.
Представитель ответчика ГУ–Управления Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе Н. не признавая исковых требований, пояснила, что ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» находится в городе. Право на назначение досрочной трудовой пенсии оценивается и определяется по головной организации, поэтому этот период зачтен ей в календарном исчислении, периоды нахождения на курсах повышения квалификации не подлежат включению в специальный трудовой стаж, поскольку включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, курсов повышения квалификации и учебных отпусков не предусмотрено. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включается в стаж в календарном исчислении и только до 06 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Считает, что специальный трудовой стаж истца составил 29 лет 01 месяц 08 дней, при стажевом требовании 30 лет, просит в удовлетворении иска отказать.
Заслушав истицу Багаеву Н.В., представителя ответчика Н., допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется ст. 39 Конституции Российской Федерации.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.
Пункт 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года также предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (далее списки).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Согласно Списку право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Пунктом 2 Постановления установлено, что исчисление сроков выслуги работникам производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанных в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца. Такое же положение закреплено и в п.п. «А» ст. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Согласно решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Оричевском районе от 27 декабря 2010 г. № 743, оспариваемые периоды работы истицы с 30 марта 2005 г. по 22 июня 2007 г. в должности врача-бактериолога в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения 1,5 лет включены в специальный стаж истицы, но в календарном исчислении. Оспариваемые периоды нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж не включены и в досрочном назначении пенсии отказано. Специальный стаж, по мнению УПФР, составляет 29 лет 01 месяц 08 дней.
Из записей в трудовой книжке Багаевой Н.В. следует, что она в оспариваемый период с 30 марта 2005 г. по 22 июня 2007 г. работала в должности врача-бактериолога в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» (л.д.9).
Как следует из уточняющей справки ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», Оричевский районный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора был переименован в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оричевском районе Кировской области на основании приказа ГКСЭН № 87 п.2 от 12.11.1999 г. Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Оричевском районе Кировской области был реорганизован в форме слияния и образования филиала Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Оричевском районе» на основании приказа Роспотребнадзора № 5 от 18.01.2005 г. Филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Оричевском районе» реорганизован в форме слияния и образования филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Котельничском районе» на основании приказа Роспотребнадзора № 105 от 13.04.2007 г. (л.д. 12-13).
Свидетели К. – в спорный период лаборант-бактериолог баклаборатории, Г. – в спорный период фельдшер-лаборант санхимлаборатории подтвердили в судебном заседании, что Багаева Н.В. в период с 30 марта 2005 г. по 22 июня 2007 г. работала на условиях полного рабочего дня в должности врача-бактериолога в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области», её рабочее место находилось в пос. Оричи по обслуживанию населения всего Оричевского района. В результате всех реорганизаций и преобразований Оричевской СЭС рабочее место истицы всегда оставалось в пос. Оричи, только на территории Оричевского района она осуществляла свои функциональные обязанности.
То есть в судебном заседании с достоверностью установлено, что ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» был расположен на территории пос. Оричи Оричевского района.
С учетом изложенного выше, суд считает, что работа истицы в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области» проходила в поселке городского типа, а потому её специальный стаж надлежит засчитывать в льготном исчислении, один год работы как 1 год и 3 месяца.
В соответствии со ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя зарплата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан одним из обязательных условий, дающих право на занятие медицинской деятельностью, является наличие сертификата, выданного на основании повышения квалификации.
Таким образом, периоды с 04 апреля 1990 г. по 04 июня 1990 г., с 07 сентября 1992 г. по 03 октября 1992 г., с 13 марта 1995 г. по 25 марта 1995 г., с 17 апреля 1995 г. по 21 апреля 1995 г., с 14 апреля 1997 г. по 25 апреля 1997 г., с 26 мая 1997 г. по 07 июня 1997 г., с 22 мая 2006 г. по 06 июня 2006 г. нахождения Багаевой Н.В. на курсах повышения квалификации, а также учебные курсы: с 30 марта 1998 г. по 31 марта 1998 г. и семинар 23 апреля 1998 г. подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год, поскольку данные курсы являются обязательным условием для занятия медицинской деятельностью.
Кроме этого, истице не зачтен в специальный стаж в льготном исчислении период нахождения в отпуске по беременности и родам с 30 апреля 1991 г. по 18 августа 1991 г. и периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет с 19 августа 1991 г. по 06 сентября 1992 г. и с 04 октября 1992 г. по 05 октября 1992 г.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком годовалого возраста и до достижения двух лет во время действия приведенных выше Законов также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.
Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.
В силу п. 2 Постановления Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, имевшего место до 6 октября 1992 года, включаются в специальный стаж, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
Таким образом, специальный стаж истца, с учетом включенных периодов работы, на день обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в льготном исчислении превысил требуемые 30 лет.
Согласно ст. 19 ч. 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Таким образом, право на пенсию у истца возникло с 23 декабря 2010 года, то есть со дня обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Багаевой Натальи Владимировны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе зачесть Багаевой Наталье Владимировне в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за 1 год работы:
* Периоды нахождения на курсах повышения квалификации:
с 04 апреля 1990 г. по 04 июня 1990 г.,
с 07 сентября 1992 г. по 03 октября 1992 г.,
с 13 марта 1995 г. по 25 марта 1995 г.,
с 17 апреля 1995 г. по 21 апреля 1995 г.,
с 14 апреля 1997 г. по 25 апреля 1997 г.,
с 26 мая 1997 г. по 07 июня 1997 г.,
с 22 мая 2006 г. по 06 июня 2006 г.;
учебные курсы: с 30 марта 1998 г. по 31 марта 1998 г.;
семинар 23 апреля 1998 г.;
* Период нахождения в отпуске по беременности и родам:
с 30 апреля 1991 г. по 18 августа 1991 г.
* Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста 1,5 лет:
с 19 августа 1991 г. по 06 сентября 1992 г. и с 04 октября 1992 г. по 05 октября 1992 г.
* Период, когда она работала в должности врача-бактериолога в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области»
с 30 марта 2005 г. по 22 июня 2007 г.
Признать за Багаевой Натальей Владимировной право на досрочную трудовую пенсию по старости, обязав ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе назначить Багаевой Наталье Владимировне досрочную трудовую пенсию по старости со дня ее обращения с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Оричевском районе, то есть с 23 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи жалобы через Оричевский районный суд.
Председательствующий Л.В.Банникова