Гр. дело № 2-304/2012 год РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ пос. Оричи 05 июня 2012 года Оричевский районный суд Кировской области в составе: судьи Л.В.Банниковой при секретаре Мищихиной С.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черданцевой Светланы Викторовны к Администрации Оричевского района Кировской области и Муниципальному образованию «Оричевский муниципальный район» о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения, использование электроэнергии и расходов на оплату услуг представителя, УСТАНОВИЛ: Черданцева С.В. обратилась в суд с иском к Администрации Оричевского района Кировской области и Муниципальному образованию «Оричевский муниципальный район» о взыскании денежной компенсации за отопление, обслуживание жилого помещения, использование электроэнергии и расходов на оплату услуг представителя. В обосновании своих требований указала, что она является медицинским работником, в настоящее время находится на пенсии. Согласно требованиям ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (в его прежней редакции до 2005 года) предусматривалось право медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением. До 01 января 2005 года медицинские работники пользовались этим правом, в том числе и она. Данное право сохранялось при выходе медицинского работника на пенсию. С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ льготы медицинским и фармацевтическим работникам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены, так как указанным законом в ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» был внесён ряд изменений. В частности, её часть вторая, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с освещением и отоплением, признана утратившей силу. Одновременно с ней введены части 4-6, согласно которых меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Закон Кировской области «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» от 03 ноября 2004 года № 267-30, в ст. 2 указывает на категории специалистов, имеющих право на частичную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; в п. 2 ч. 1 указаны фармацевтические и медицинские работникам учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания населения. В соответствии со ст. 4 данного закона размер частичной компенсации расходов составляет 400 рублей. Размер частичной компенсации расходов увеличивается и утверждается Правительством, области. В 2009 и 2010 годах он составлял - 400 рублей в месяц, в 2011 года - 460 рублей в месяц. Данный размер частичной компенсации значительно ниже реальных расходов на содержание квартир с освещением и отоплением, что существенно нарушило права данной категории лиц, в том числе и права истца. Такое положение вещей не согласуется с правой позицией, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 07 февраля 2008 года № 383-О-П, в котором сказано, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Вопреки требованиям закона администрацией муниципального образования Оричевский район не установлены меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальной системы здравоохранения, вышедших на пенсию и проживающих в сельской местности Оричевского района. За период с 01 апреля 2009 года по декабрь 2011 года, когда она должна была пользоваться указанными льготами, ею внесена оплата за отопление -64050 рублей 07 копеек, за содержание и текущий ремонт жилья – 8360 рублей 15 копеек, за потребленную электроэнергию - 15920 рублей 86 копеек, всего - 88331 рубль 08 копеек. Истице, как медику-пенсионеру и её супругу, как инвалиду, были компенсированы расходы за жилищно-коммунальные услуги, за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере 32459 рублей 91 копейка. Разница между уплаченными истцом денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 55871 рубль 17 копеек. Просит взыскать с администрации Оричевского района Кировской области за счёт средств казны муниципального образования Оричевский муниципальный район Кировской области в её пользу в качестве компенсации за отопление, содержание и текущий ремонт жилого помещения, использование электроэнергии 55871 рубль 17 копеек, расходы на оплату государственной пошлины в размере 1876 рублей 14 копеек и оплату услуг представителя в сумме 4000 рублей. Истица Черданцева С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, дала пояснения, аналогичные исковому заявлению. Дополнительно пояснила, что после отмены льгот с января 2005 г. получала компенсацию в установленной сумме, которая изменялась ежегодно, льготами за коммунальные услуги как ветеран труда не пользовалась, однако являясь ветераном труда получала надбавку к пенсии тоже в твердоустановленной денежной сумме. Полагала, что льготы по оплате коммунальных услуг, как медицинскому работнику, отменены незаконно, однако с заявлением в защиту своих прав в суд не обращалась. Представитель истца по доверенности Ш. в судебном заседании дала пояснения аналогичные изложенным в иске. Представители администрации Оричевского района и муниципального образования «Оричевский муниципальный район» в судебное заседание не явились, администрация Оричевского района просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в возражениях на исковое заявление указали, что с заявленными требованиями не согласны, так как истец в спорный период пользовался льготами по оплате коммунальных услуг как ветеран труда, просят в удовлетворении иска отказать. Муниципальное образование «Оричевский муниципальный район» возражений на иск не представило. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Кировской области в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В возражениях на иск указали, что с иском не согласны, полагают, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему: В судебном заседании установлено, что Черданцева С.В. с 01 ноября 1968 года по 07 ноября 2008 года являлась медицинским работником, в настоящее время находится на пенсии. (л.д. 9-13) С 24 апреля 2007 года по настоящее время она зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> Кировской области, (л.д. 8, 8 оборот) В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, до декабря 2004 года включительно истец пользовался правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправление в Российской Федерации" часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. В связи с этим предоставление истцу жилищно-коммунальных льгот обслуживающими организациями с 01 января 2005 года было прекращено. Истице частично компенсированы расходы за жилищно-коммунальные услуги, как медицинскому работнику, вышедшему на пенсию за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере 13920 рублей 00 копеек, её супругу Ч. выплачена компенсация за жилищно-коммунальные услуги, как инвалиду, за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере 18539 рублей 91 копейка, (л.д. 14, 15) В связи с этим истец за счёт своих средств понес расходы на оплату отопления, обслуживания жилья и освещения за период с 01 апреля 2009 года по декабрь 2011 года включительно. В соответствие с действующим с 01 января 2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности в муниципальных учреждениях здравоохранения того объема обеспечения, который был установлен ранее, был возложен на органы местного самоуправления. Однако, до настоящего времени меры социальной поддержки для фармацевтических и медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения администрацией Оричевского района Кировской области, где работала истица, не установлены. Данное обстоятельство не должно нарушать прав истца Черданцевой С.В. на получение мер социальной поддержки в полном объеме с 01 января 2005 года. Финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Степень финансовой самостоятельности определяется компетенцией органов местного самоуправления, которая закрепляется Конституцией РФ и действующим законодательством. Самостоятельность местного самоуправления в сфере бюджетной деятельности гарантируется закрепленным в статье 133 Конституции РФ и конкретизированным в федеральных законах правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Согласно постановлениям Конституционного суда РФ от 17 июня 2004 года № 12-П и от 15 мая 2006 года № 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации - влечёт необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ. Из приведённых выше норм права во взаимосвязи с положениями Основ законодательства об охране здоровья граждан и Бюджетного кодекса РФ в ныне действующих редакциях следует, что расходы по несению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения, в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Согласно выписке из лицевого счета истцом уплачено за период с апреля 2009 года по декабрь 2011 года за потребленную электроэнергию – 15920 руб. 86 коп. (л.д. 17) За отопление жилья истцом в соответствии с карточкой нанимателя за период с апреля 2009 года по декабрь 2011 года уплачено 62086 руб. 92 коп. (л.д.20-21). За содержание жилья (текущий ремонт и содержание общего имущества) истцом с апреля 2009 года по декабрь 2011 года уплачено 9309 руб. 42 коп. (л.д.18-19). Таким образом, всего истцом за спорный период уплачено за отопление, содержание жилья и потребленную электроэнергию 87317 руб. 20 коп. Согласно справки КОГКУСЗ «Управление социальной защиты населения в Оричевском районе», истцу за указанный период времени была начислена и выплачена компенсация за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 13920 руб. 00 коп. (л.д. 15). Супругу истицы, как инвалиду, были компенсированы расходы за жилищно-коммунальные услуги, за период с 01 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в размере 18539 руб. 91 коп. Таким образом, разница между затраченными истцом денежными средствами и выплаченной компенсацией составляет 54857 руб. 29 коп. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или казны муниципального образования. Вред, причинённый гражданину, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ) С учётом изложенного, суд считает, что затраты истца на оплату коммунальных услуг по отоплению, освещению и содержанию жилья должны быть взысканы в пользу истца с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования «Оричевский район Кировской области» в сумме 54857 руб. 29 коп. Взысканию подлежат расходы за три года в соответствии со сроком исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, а именно за период с апреля 2009 г. по декабрь 2011 г., так как истец обратился с иском в суд в апреле 2012 г. Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Плата за жилое помещение для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; Расходы за содержание жилья, куда входит указанная выше оплата, также подлежат возмещению с ответчика, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан указанные медицинские работники и члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. В понятие «бесплатное предоставление квартир» и входит плата за жилое помещение, установленная ст. 154 ЖК РФ. Внесение истцом в январе 2012 года платы за жилье и коммунальные услуги, которые подлежат возмещению и были потреблены им в 2011 году, не освобождает ответчика от обязанности компенсировать эти расходы. Предъявление истцом иска в большем размере, чем произведено оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, ответчиком не подтверждено. Доводы ответчика о том, что Черданцева в спорный период пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг как ветеран труда, не нашла документального подтверждения. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. А в силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы. Расходы за услуги представителя подтверждены в сумме 4000 рублей соответствующей квитанцией за консультации, сбор документов, составление иска и представительство в суде. (л.д.7). Как следует из судебного решения, исковые требования истца удовлетворены полностью. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ разумными суд находит с учетом интеллектуальных и временных затрат расходы на оплату услуг представителя истца в сумме 2 000 рублей, из которых 1000 рублей за подготовку иска и составление иска, 1000 рублей за 2 дня судебных заседаний Бесплатная юридическая помощь оказывается лишь государственными юридическими бюро. Представитель истца Ш. не является работником такого бюро, поэтому расходы истца по оплате её услуг подлежат возмещению с ответчика. Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1845 руб. 72 коп. и расходы услуг представителя в сумме 2000 рублей. (л.д.2). На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Черданцевой Светланы Викторовны к администрации Оричевского района Кировской области и муниципальному образованию «Оричевский район Кировской области» о взыскании расходов за отопление, содержание жилья и использование электроэнергии удовлетворить. Взыскать с администрации Оричевского района Кировской области за счёт казны муниципального образования «Оричевский муниципальный район Кировской области» в пользу Черданцевой Светланы Викторовны компенсацию за отопление жилого помещения и использование электроэнергии в сумме 54857 руб. 29 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1845 руб. 72 коп. и расходы услуг представителя в сумме 2000 рублей. На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия через Оричевский районный суд. Судья Банникова Л.В.