РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июля 2010 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
при секретаре Ольховик Е.А.,
с участием старшего помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области - Храмовой А.Н.,
представителя администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Захаровой А.М., действующей на основании доверенности от № ... от ... года,
представителя Сениной А.Н. – адвоката Ворошиловой Т.Б., действующей на основании ордера №... от ... года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах Сениной Т.Б. к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с иском, указав в его обоснование, что в ... году Сенина А.Н. выпустилась из ... детского дома .... Имеет двух братьев – ФИО1 и ФИО2, ... года рождения. В ... году, после смерти опекуна, Сенину А.Н. с братьями поместили в детский дом. Мать умерла, местонахождение отца неизвестно.
До помещения в детский дом, а затем в интернатное учреждение, Сенина А.Н. своего жилья не имела, жила на чужой квартире.
С ... года Сенина А.Н. числится в списках очередников-сирот при администрации МО Оренбургский район. Однако, администрация муниципального образования ввиду ограниченного финансирования не смогла своевременно обеспечить Сенину А.Н. жильем, в котором она нуждается. Только через четыре года с момента постановки на учет, администрация своим письмом ... от ... года обратилась к заместителю главы администрации Оренбургской области, указывая, что средства на безвозмездные субсидии для приобретения или строительства жилья выделяются из федерального и областного бюджетов, просила выделить Сениной А.Н. указанные средства.
До настоящего времени ни денежной субсидии для приобретения или строительства жилья, ни жилого помещения Сениной А.Н. не предоставлено.
В настоящее время А.Н. снимает жилье, по сообщению УФРС по Оренбургской области, права собственности на объекты недвижимости за ней не зарегистрированы.
Прокурор Оренбургского района просит суд обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить Сениной А.Н. вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании старший помощник прокурора Оренбургского района Храмова А.В. иск прокурора поддержала по доводам, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.
Сенина А.Н. также поддержала исковое заявление, пояснила, что в ... году, после смерти матери, она и ее братья были отправлены из села ... в детский дом. В то время ей исполнилось четыре года. По окончании девятого класса она выпустилась из детского дома и была поставлена на учет на получение жилья в администрации МО Оренбургский район. По достижении двадцати трех лет ей пояснили, что ее документы переданы в отдел экономики. Дом по ..., в котором она проживала до помещения в детский дом, принадлежал ее опекуну, ФИО3, состоявшему в фактических брачных отношениях с ее матерью. ФИО3 умер три-четыре года назад, перед смертью он проживал в ..., так как дом в ... сгорел и стал непригодным для проживания. Несмотря на то, что дом сгорел, она с ребенком в нем зарегистрирована до настоящего времени. Сенина А.Н. просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Сениной А.Н. – адвокат Ворошилова Т.Б. также иск прокурора Оренбургского района поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации МО Оренбургский район – Захарова А.М. против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что в администрации отсутствуют сведения о том, что Сенина А.Н. признана нуждающейся и стоит на очереди на внеочередное получение жилья. С письменным заявлением о постановке на учет Сенина А.Н. в администрацию не обращалась. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители Министерства финансов Оренбургской области, привлеченного к участию в деле определением суда от ... года, представители Правительства Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представители органа опеки и попечительства администрации МО Оренбургский район также в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В ранее представленном суду заключении против удовлетворения исковых требований не возражали, просили вынести решение, не ущемляя интересов Сениной А.Н..
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.Статьей 1 вышеназванного Федерального закона определено, что к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из копии свидетельства о рождении ... ... следует, что ФИО5 и ФИО6 приходились родителями Сениной А.Н. л.д. ...)
Решением ... суда от ... года ФИО6. признан безвестно отсутствующим.
Копией свидетельства о смерти ... ..., выданного ... года, подтверждается, что ФИО5 умерла ... года.
Распоряжением администрации Оренбургского района Оренбургской области № ... от ... года опекун ФИО3. освобожден от выполнения лежащих на нем обязанностей по опеке над несовершеннолетними Сениной А.Н., ФИО2. и ФИО1. Несовершеннолетние для дальнейшего проживания и воспитания направлены в детский дом л.д. ...).
... года ФИО3 заключил брак с ФИО4, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО4 л.д. ...).
... года ФИО3 умер л.д. ...), после его смерти земельный участок по адресу: ... ... ... ... перешел в собственность его супруге - ФИО4л.д. ...).
Актом обследования жилого помещения ... от ... года, заключением о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания подтверждается, что дом по адресу: ... ... ... ... является аварийным после пожара и непригоден для проживания.
Аналогичные сведения предоставлены администрацией МО ... л.д. ...).
Из сведений, представленных ГУП «ОЦИОН» и УФРС по Оренбургской области следует, что за Сениной А.Н. недвижимого имущества не зарегистрировано л.д. ...).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Сенина А.Н. относится к числу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).
Возражая против заявленных требований, администрация МО Оренбургский район ссылалась на то, что Сенина А.Н. в списках на внеочередное получение жилья не состояла, и с соответствующим заявлением о постановке ее на учет не обращалась.
Суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.
Так, из письма главы муниципального образования Оренбургский район ФИО6. следует, что администрация МО Оренбургский район обращалась к заместителю главы Оренбургской области ФИО8 с просьбой о предоставлении безвозмездной субсидии Сениной А.Н. и ее двум братьям. В обоснование просьбы указано, что мать несовершеннолетних умерла, местонахождение отца неизвестно. В ... году дети направлены в детский дом. До помещения их в детский дом, а затем и в интернатное учреждение семья Сениных своего жилья не имела, жила в чужой квартире, поэтому за несовершеннолетними жилье закреплено не могло быть. С ... года Сенины А.Н., ФИО1, ФИО2 числятся в списках очередников детей-сирот при администрации МО Оренбургский район. Однако администрация муниципального образования, ввиду ограниченного финансирования не может обеспечить несовершеннолетних жильем л.д. ...).
Из представленного в материалы дела списка очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья в возрасте от 18 до 23 лет, утвержденного администрацией МО Оренбургский район, следует, что по состоянию на ... года Сенина А.Н. состояла в очереди на получение субсидии. Дата постановки на учет – ... года л.д. ...).
Таким образом, судом установлено, что Сенина А.Н. в установленном законом порядке состоит на учете в числе очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья.
Из письма начальника Управления образования администрации МО Оренбургский район на имя Министра образования Оренбургской области ... от ... года следует, что Сенина А.Н. с ... года состояла на учете в администрации МО Оренбургский район как сирота, не имеющая жилья и нуждающаяся в обеспечении жилым помещением. В ... года администрация МО Оренбургский район обратилась к заместителю главы Оренбургской области ФИО8. с просьбой о выделении безвозмездной субсидии семье Сениных на приобретение жилого помещения. Областная субсидия не была выделена, а в ... году администрации МО Оренбургский район было отказано в принятии документов, так как Сениной А.Н. исполнилось ... года.
Возражая против заявленных требований, администрация МО Оренбургский район также ссылалась на то, что по достижении 23 летнего возраста А.Н. утратила право на получение жилья.
С указанными доводами суд также не может согласиться.
Согласно положениям ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.Поскольку право Сениной А.Н. на внеочередное получение жилья возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в этой части подлежат применению нормы ЖК РСФСР.
В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР от 24.06.1983 г. вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом приведённых в данном абзаце положений ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до ... г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учёт после указанной даты это право сохраняется.
Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ регламентировано предоставление жилья по договорам социального найма - в соответствии с указанной нормой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям частей 3, 4, 5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. №2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» устанавливается система органов исполнительной власти Оренбургской области во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области – Правительством Оренбургской области. В систему органов исполнительной власти Оренбургской области входит, в том числе и Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
В соответствии с пп.«а» п.10 Положения «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области», утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2005 г. №153-ук, в общие полномочия Министерства входит осуществление на территории Оренбургской области государственной политики в части предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственных жилищных сертификатов, возмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. №1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).
В соответствии с абз. 3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления полномочий, является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.
Таким образом, администрация МО Оренбургский район обязана предоставить Сениной А.Н. жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм за счёт средств бюджета Оренбургской области.
Оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Оренбургского района требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Оренбургского района Оренбургской области, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить Сениной А.Н. жилое помещение, площадью не ниже установленных норм жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм за счёт средств бюджета Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления его в полном объеме.
Судья: Имамова Р.А
Мотивированное решение от 02.08.2010 года