№2-1671, 1672, 1673/10 по заявл. Рякина Ю.О. и др. к ИК МО Сергиеский с/с об отмене решения ИК



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2010 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе :

председательствующего судьи Витюковой Л..А

при секретаре Веретиной И.Н..

с участием старшего помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Храмовой А.В.,

заявителей Рякина Ю.О., Тощенко В.В., Яремко Ю.О., их представителя Реброва В.В., действующего на основании доверенности ......, ... от ... года (соответственно), представителя ответчика избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области Захаровой А.М., действующей на основании доверенности от ... года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Рякина Ю.О., Тощенко В.В., Яремко Ю.О. к избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от ... года и обязании зарегистрировать в качестве кандидатов в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Рякин Ю.О., Тощенко Г.Б., Яремко Л.В., региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области обратились в суд вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что ... года свои решением избирательная комиссия МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области отказала Рякину Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты для избрания в Сергиевский сельский совет по избирательному одномандатному округу № ... на том основании, что ими не был своевременно представлен первый финансовый отчет по специальному избирательному счету на основании п. 3 ч. 7 ст. 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Оренбургской области».

Кандидатуры Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. были выдвинуты по данным одномандатным округам конференцией регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области.

Своим решением ИКМО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области нарушила их избирательные права, а так же избирательные права регионального отделения Политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области на участие в выборах депутатов в Совет депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет.

Данное решение ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области незаконно и подлежит отмене по следующим основаниям.

Считают, что в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 35 вышеназванного закона основаниями для отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов, необходимых в соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В с. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» содержится перечень необходимых документов, которые кандидат в депутаты должен сдать для своей регистрации в окружную избирательную комиссию. В указанном перечне первый финансовый отчет кандидата по избирательному фонду отсутствует. Все необходимые документы, указанные в данном законе, Рякиным Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. были предоставлены в полном объеме. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

В ч. 1 ст. 33 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов Мо в Оренбургской области» говорится, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии избирательных документов, указанных в части 2 ст. 28, части 1 ст. 30, частях 2-4 ст. 31 настоящего Закона, а так же при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо решения политической партии, указанной в ч. 4 ст. 33 настоящего Закона.

В указанной статье нет ссылки на п. 1 ч. 2 ст. 33 данного закона, где говорится, что кандидат в депутаты предоставляет в избирательную комиссию первый финансовый отчет.

Это свидетельствует о том, что первый финансовый отчет по избирательному фонду не является обязательным документом для регистрации избирательной комиссии лица, предоставившего необходимые документы, в качестве кандидата в депутаты, и что его не предоставление в избирательную комиссию не может служить основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 58 указанного закона кандидат в депутаты вправе не создавать свой избирательный фонд. В данной норме закона указано, что кандидат вправе не создавать избирательный фонд при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает 5 000 и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат до его регистрации уведомляет соответствующую окружную избирательную комиссию об указанных обстоятельствах».

Одномандатные округа № ... № ... № ... по избранию депутатов в Сергиевский сельский совет насчитывает менее 5 000 избирателей.

Кандидат обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления окружной избирательной комиссии о своем выдвижении (самовыдвижении) до предоставления документов для регистрации. Это требование закона содержится в ст. 58 вышеуказанного закона Оренбургской области. ИКМО Сергиевского сельского совета это требование закона нарушила.

... года документы, необходимые для регистрации Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. в качестве кандидата в депутаты, были приняты ИКМО Сергиевского сельского совета. В ИКМО вручили подтверждение о приеме документов, необходимых для регистрации. Члены ИКМО сообщили, что Рякин Ю.О., Тощенко Г.Б. имеют право открывать специальный избирательный счет для финансирования избирательной кампании в любое время. Данное обстоятельство подтверждается расписками о приеме документов, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Специальный избирательный счет Рякин Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. открыли ... года, в этот же день представили первый финансовый отчет по избирательному фонду в избирательную комиссию МО, что подтверждается копией финансового отчета. Отчет по избирательному фонду не приняли и уведомили, что откажут из-за этого в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

В п. 4.5 инструкции «О порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов МО в Оренбургской области» ... от ... года, утвержденной постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области ... от ... года сказано, что кандидат в депутаты в течение трех дней со дня открытия счета сообщает по форме, приведенной в приложении ... в соответствующую избирательную комиссию МО реквизиты открытого специального избирательного счета, что заявителем было соблюдено. В данной инструкции ответственность кандидата в депутаты за не предоставление первого финансового отчета в виде отказа в регистрации не установлена.

Согласно п. 4 Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4 «Разъяснение порядка применения п. 1.1, подпунктов В.1, В.2, пункта 24, подпунктов Б.1, Б.2, п. 25, п.п. З и И п. 26 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, кандидат, избирательное объединение вправе осуществлять действия, предусмотренные п. 2 настоящих разъяснений. Устранение кандидатом, избирательным объединением недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (уточнение и дополнение сведений о кандидате (кандидатах), приведение документов в соответствии с требованиями Федерального Закона, иного закона, в том числе в части их оформления), может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за день до рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов. Нарушение в части не предоставления первого финансового отчета по избирательному фонду было устранено за 4 дня о вынесения решения ИКМО об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

За нарушение своевременной сдачи первого финансового отчета предусмотрена административная ответственность по ст. 5.17 КоАП РФ.

Просят суд отменить решение избирательной комиссии МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от ... года об отказе в регистрации Рякина Ю.О., Тощенко В.В. и Яремко Ю.О. в качестве кандидата в депутаты Серигевского сельского совета по избирательному одномандатному округу ..., ..., ....

Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ... года гражданские дела по заявлениям Рякина О.Ю., Тощенко Г.Б., Яремко Л.В. и регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области к избирательной комиссии МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от ... года были объединены в одно производство в порядке ч. 4 ст. 151 ГПК РФ.

... года Рякиным Ю.О., ... года в ходе судебного заседания Тощенко Г.Б., Яремко Л.В. и региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области были дополнены требования требованием об обязаниии избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области по избирательным одномандатным округам ..., ..., ... зарегистрировать Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. в качестве кандидатов в депутаты Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области.

Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ... года прекращено производство по гражданскому делу по заявлению регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области к ИКМО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области об отмене решения ИКМО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от ... года.

В ходе судебного заседания заявители свои требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б., Яремко Л.В. – Ребров В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании дополнительно пояснил, что заявители – члены регионального отделения политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области, были выдвинуты кандидатами в депутаты согласно решения конференции партии по списку. ... года этот список был предоставлен в ИКМО, но не зарегистрирован. ... года (Рякин Ю.О. и Тощенко Г.Б.) и ... года (Яремко Л.В.) заявители сами обратились в ИКМО, предоставили заявления и необходимые документы. ... года заявители обратились в региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области, указав, что их не регистрируют в качестве кандидатов в депутатов. Основанием явилось то обстоятельство, что ими не был представлен первый финансовый отчет. ... года Рякин Ю.О. и Тощенко Г.Б., а ... года Яремко Л.В. обратились в ИКМО Сергиевского сельского совета с заявлением о регистрации их в качестве депутатов, подали все необходимые документы, кроме первого финансового отчета. В течение трех дней ИКМО обязана выдать им разрешение на открытие специального счета. Этого сделано не было, разрешение Рякину Ю.О. и Тощенко Г.Б. выдали только ... года вечером, в связи с чем они до ... года до 18.00 часов не смогли открыть специальный счет и отчитаться. Яремко Л.В. такое разрешение вообще не выдано. Считают, что ИКМО не вправе требовать от кандидатов в депутаты предоставления первого финансового отчета, так как в перечне документов, необходимых для предоставления для регистрации в качестве кандидата в депутаты, предусмотренных в Федеральном Законе № 67, такой документ, так как первый финансовый отчет не нужен, кандидат вправе не создавать свой фонд, если число избирателей в избирательном округе менее 5 000 избирателей. Считают так же, что ИКМО неправомочно принимать никаких документов, поскольку ИКМО не было опубликовано в средствах массовой информации решение о возложении полномочий окружной избирательной комиссии на избирательную комиссию Мо Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области. Просят удовлетворить заявления Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В..

Представитель ИКМО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области Захарова А.М., действующая на основании доверенности от ... года, в судебном заседании с заявлениями не согласилась по доводам и основаниям, изложенным в ее письменных отзывах, в отзывах, представленных председателем ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области Квачевой Н.М., которые приобщены к материалам дела и из которых следует, что Рякин Ю.О. ... года в 10 часов 16 минут представил в ИКМО документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области по одномандатному избирательному округу .... На экземпляре ИКМО подтверждения о приеме документов Рякиным Ю.О. была сделана отметка о намерении открыть избирательный счет. ... года ему было выдано решение об открытии избирательного счета. ... года ТИК Оренбургского района Оренбургской области предупредила ИКМО о том, что все счета должны быть открыты до 18.00 часов местного времени. Члены комиссии сразу же оповестили всех кандидатов о необходимости срочного открытия избирательного счета. Рякин Ю.О. открыл избирательный счет ... года, в ИКМО прибыл ... года. ... года избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации кандидатом Рякина Ю.О. в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

Тощенко Г.Б. ... года в 09 часов 43 минуты представила в ИКМО документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области по одномандатному избирательному округу .... На экземпляре ИКМО подтверждения о приеме документов Тощенко Г.Б. была сделана отметка о намерении открыть избирательный счет. ... года ей было выдано решение об открытии избирательного счета. ... года ТИК Оренбургского района Оренбургской области предупредила ИКМО о том, что все счета должны быть открыты до 18.00 часов местного времени. Члены комиссии сразу же оповестили всех кандидатов о необходимости срочного открытия избирательного счета. Тощенко Г.Б. открыла избирательный счет ... года, в ИКМО прибыла ... года в 10 часов 45 минут. ... года избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации кандидатом Тощенко Г.Б. в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

Яремко Л.В. ... года в 12 часов 20 минут представила в ИКМО документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области по одномандатному избирательному округу .... На экземпляре ИКМО подтверждения о приеме документов Яремко Л.В. была сделана отметка о намерении открыть избирательный счет. ... года ей было выдано решение об открытии избирательного счета. Ввиду того, что ей были представлены не все документы, решение об открытии избирательного счета ей выдано не было. ... года ей были представлены недостающие документы, но счет она не открыла. ... года избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации кандидатом Яремко Л.В. в соответствии с п. 3 ч. 7 ст. 35 Закона Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области».

В п. 9 ст. 59 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» установлено, что Законом может быть предусмотрено, что кандидат одновременно с представлением документов для регистрации представляет первый финансовый отчет. Законом Оренбургской области от 05.11.2009 года 3 3209/719-1У-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Оренбургской области» в статье 33 такое условие (предоставление первого финансового отчета) для регистрации кандидата предусмотрено. Данное условие расширительному толкованию не подлежит. По состоянию на ... года кандидатами Рякиным Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. в ИКМО не были представлены первые финансовые отчеты. В связи с чем данным кандидатам ... года было отказано в регистрации. Доводы истцов о том, что в соответствии с ч. 1 ст. 58 вышеназванного закона Оренбургской области кандидат в депутаты вправе не создавать свой избирательный фонд при условии, если число избирателей в избирательном округе не превышает 5 000 (то есть в законе установлено право, а не обязанность), ИКМО не оспаривает. Вместе с тем, данное условие не отменяет обязанность кандидата до ... года, то есть не позднее чем за 45 дней представить в ИКМО первый финансовый отчет независимо от того, открыл ли кандидат специальный избирательный счет или нет. Кроме того, специальный избирательный счет согласно вышеназванному закону, открывается на основании решения ИКМО, которое выдается только на основании волеизъявления кандидата. Волеизъявление кандидатов Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б. отражено в подтверждении о приеме документов от ... года, на основании чего ИКМО приняла решение о разрешении открытия специального счета. Яремко Л.В. такого желания не выразила, соответственно в отношении ее ИКМО решения не выносила. Не применима и ссылка истцов на ст. 5.17 КоАП РФ, так как в данной статье устанавливается ответственность не за не предоставление первого финансового отчета, а за нарушение ч. 1 п. 9 ст. 59 ФЗ РФ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в которой говорится об обязанности предоставления кандидатом итогового финансового отчета. На основании решения ИКМО от 22.07.2010 года № 4/10 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области», изданным в соответствии с п. 1 ст. 25 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ч. 1 ст. 13 Закона Оренбургской области от 06.07.2006 года № 364/72-1У-ОЗ «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Оренбургской области», ч. 3 ст. 17 Закона Оренбургской области от 05 ноября 2009 года № 3209/719-1У-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области», полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов МО Сергиевский сельский совет возложены на избирательную комиссию МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района. В п. 2 названного решения указано, что решение должно быть обнародовано на информационном стенде в административном здании, что и было сделано, согласно акту об обнародовании от 22.07.2010 года. Обязательному опубликованию подлежат только решения избирательной комиссии, указанные в ст. 10 ФЗ от 12.06.2002 года № 67-ФЗ, среди которых решения о возложении полномочий окружных избирательных комиссий на ИКМО отсутствует. Считает, что ИКМО Сергиевского сельского совета действовало в соответствии с вышеназванными законами, оснований для удовлетворения заявлений Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. не имеется.

Выслушав объяснения заявителей, их представителей, представителей ИКМО Сергиевский сельский Совет Оренбургского района Оренбургской области, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией РФ в ч. 2 ст. 32 закреплено право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Названные права в РФ как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что определено в ч. 1 ст. 1, ст. 2 и ч. 1 ст. 17 Конституции РФ.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25). Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ во взаимосвязи с её ч. 1 ст. 17, названные принципы избирательного права, закрепленные в указанных нормах, являющихся составной частью правовой системы РФ, признаются и гарантируются РФ в качестве конституционных прав и свобод.

Законодатель в нормоположениях федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее в тексте решения для краткости - ФЗ № 67) конкретизировал механизм реализации гражданами норм избирательного права.

Так, в ст. 32 упомянутого закона закреплено право граждан РФ, обладающих пассивным избирательным правом, (понимаемым в силу п. 27 ст. 2 ФЗ № 67 как правом быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления) быть выдвинутыми непосредственно кандидатами либо в составе списка кандидатов (п. 1).

Реализация указанного права осуществляется путем уведомления избирательной комиссии (п. 1 ст. 33 ФЗ № 67). При этом ст. 33 названного закона предусмотрено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) (п. 2). Вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата (п. 3).

Согласно ч.1 ст. 259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Отношения по выборам депутатов в Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области регулируются:

- Федеральным Законом РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. (с изменениями и дополнениями) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (Далее 67-ФЗ от 12.06.2002 г.)

- Законом Оренбургской области № 3209/719-1У-ОЗ от 05.11.2009 г. (с изменениями и дополнениями) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» (Далее № 3209/719-1У-ОЗ от 05.11.2009 г.)

Судом установлено: Решением Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от 15.07.2010 года № 156 на 10.10.2010 года назначены выборы депутатов Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва. Решение опубликовано в районной газете Сельские вести. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

... года в 10 часов 16 минут Рякин Ю.О. уведомил ИК МО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области о выдвижении кандидатом в депутаты Сергиевского сельского совета в порядке выдвижения региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области.

В этот же день Рякиным Ю.О. были предоставлены документы для его регистрации кандидатом в депутаты, о чем свидетельствует подтверждение о приеме документов от ... года.

... года в 09 часов 43 минут Тощенко Г.Б. уведомила ИК МО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области о выдвижении кандидатом в депутаты Сергиевского сельского совета в порядке выдвижения региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области

В этот же день Тощенко Г.Б. были предоставлены документы для ее регистрации кандидатом в депутаты, о чем свидетельствует подтверждение о приеме документов от ... года.

... года в 12 часов 20 минут Яремко Л.В. уведомила ИК МО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области о выдвижении кандидатом в депутаты Сергиевского сельского совета в порядке выдвижения региональным отделением политической партии Справедливая Россия в Оренбургской области

В этот же день Яремко Л.В. были предоставлены документы для ее регистрации кандидатом в депутаты, о чем свидетельствует подтверждение о приеме документов от ... года.

Решением ... ИК МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... от ... года Рякину Ю.О. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты совета депутатов Мо Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области.

Решением ... ИК МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... от ... года Тощенко Г.Б. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты совета депутатов Мо Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области.

Решением ... ИК МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... от ... года Яремко Л.В. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты совета депутатов Мо Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области.

Таким образом, Рякин Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. наделены правом обжалования вышеназванных решений ИК МО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области от ... года в соответствии со ст. 259 ГПК РФ, п.6 ст. 76 Закона 67-ФЗ от 12.06.2002 года.

Согласно ч.2 ст. 260 ГПК РФ, заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Заявления об отмене решения ИКМО об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (ч.3).

Заявителями обжалуемые решения ИК МО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области от ... года обжаловано в Оренбургский районный суд ... года, выборы депутатов в Совет депутатов Сергиевского сельского совета назначены на ..., что свидетельствует о соблюдении заявителями требований ст. 260 ГПК РФ.

Проверяя доводы заявителей о наличии оснований для удовлетворения их заявлений суд указывает следующее.

Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что самостоятельным основанием к отказу в регистрации кандидатов Рякина Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. явилось не представление ими в ИКМО документов, требуемых в соответствии с ч.1 ст.33 Закона Оренбургской области № 3209/719 от 05.11.2009 года – первого финансового отчета.

Действительно, согласно ч. 1 ст. 33 вышеназванного закона для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18.00 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет кандидата.

Заявители пояснили суду, что в момент, когда они предоставляли документы и им ответчиком было выдано подтверждение о приеме документов, член избирательной комиссии, принимавший документы, сказал, что необходимо открыть специальный избирательный счет, в связи с чем они в подтверждении о приеме документов дописали о том, что имеют намерения открыть избирательные счета.

Опрошенные в судебном заседании председатель ИКМО Квачева Н.М., ее заместитель Биешева А.З. подтвердили, что в экземплярах, оставшихся в ИКМО, были сделаны вышеуказанные записи заявителями. Председатель ИКМО Квачева Н.М. показала так же, что в экземплярах подтверждений, оставшихся в ИКМО, ею была сделана запись о том, что последний день сдачи документов – ... года в 18.00 часов местного времени. Квачева Н.М. пояснила, что перечеркнула запись Яремко Л.В. о том, что она желает открыть избирательный счет, поскольку кандидатом в депутаты представлены не все документы, до 18.00 часов она не успеет этого сделать, поэтому решение об открытии избирательного счета ей выдано не было. Члены комиссии при этом не собирались, такое решение она приняла сама. Данные свидетели так же пояснили в судебном заседании, что не могли выдать решение на открытие специального счета Рякину Ю.О. и Тыщенко Г.Б. ... года, поскольку ИКМО была неправомочна этого сделать ввиду убытия из состава ИКМО одних членов комиссии, и назначении новых членов комиссии только ... год утром.

Данное обстоятельство подтверждается решением Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от ... года ... «Об изменении в составе избирательной комиссии МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области».

Обосновывая законность принятых ... года ИКМО решений об отказе в регистрации в качестве кандидатов в депутаты Рякина Ю.О., Тыщенко Г.Б. и Яремко Л.В., представитель ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области ссылается на отсутствие в представленных заявителями документах для регистрации кандидатом первого финансового отчета.

Такой вывод основан на ошибочном толковании норм материального права.

Как видно из материалов дела и установлено судом, к моменту регистрации кандидатом в депутаты заявителями не были созданы собственные избирательные фонды для финансирования избирательной кампании.

Из смысла ст. 58 ФЗ № 67 следует, что создание избирательного фонда является правом, а не обязанностью кандидата, в случае если число избирателей в избирательном округе не превышает 5 000 и финансирование кандидатом своей избирательной компании не производится.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что численность избирателей одномандатного избирательного округа ... составляет 80 человек. Одномандатного избирательного округа ... – 90 человек, одномандатного избирательного округа ... – 84 человека, что подтверждается решением Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области первого созыва от 24 июня 2010 года № 153 «Об утверждении схемы избирательных округов по выборам депутатов Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявители вправе были не создавать свой избирательный фонд.

Отказ в регистрации кандидата возможен согласно п. «в» п. 24 ст. 38 ФЗ № 67 (аналогичное содержание в п/п. «3» п. 7 ст. 35 Закона Оренбургской области № 3209/719-1У-ОЗ от 05.11.2009 года) при отсутствии среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Для уведомления и регистрации кандидату необходимо представить документы, указанные в пунктах 2 и 3 ст. 33 ФЗ № 67 (аналогично содержанию пункта 1 статьи 35 Закона Оренбургской области № 3209/719-1У-ОЗ от 05.11.2009 года), что и было осуществлено заявителями, не оспаривается сторонами. При этом в названных нормах права не предусмотрено предоставление первого финансового отчета в качестве обязательного документа для регистрации кандидата.

Как таковые перечни оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими (п. 27 ст. 38 ФЗ № 67 и п. 10 ст. 35 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 года), и, следовательно, избирательная комиссия не вправе расширить правовые основания отказа в регистрации кандидату. Положения п/п. «3» п. 7 ст. 35 Закона Оренбургской области № 3209/719-1У-ОЗ от 05.11.2009 года, предусматривающие отказ в регистрации кандидату, по существу является крайней мерой ответственности за нарушение кандидатом условий для выдвижения, содержащихся в п.п. 2 и 3 названной статьи.

Нельзя признать обоснованными отказ в регистрации по основаниям отсутствия первого финансового отчета и по обстоятельствам нарушения избирательной комиссии порядка рассмотрения заявления и представленных документов.

Согласно п. 1.1 ст. 38 ФЗ № 67 при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Из материалов дела следует, что заявителями представлены все необходимые в силу ст. 33 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года документы.

Согласно объяснению представителя ИКМО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области заявителями не представлены до ... года до 18.00 часов местного времени только заполненные формы первого финансового отчета. Как объяснили заявители, никто им не предлагал заполнить такую форму, то есть представить первый финансовый отчет. Речь шла лишь об открытии специального избирательного счета. Опровержение доводов заявителей – в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ - представитель ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не предоставил. Не содержится опровержение этих доводов в протоколе заседания комиссии ... г..

Кроме того, из решений от ... года следует, что такого основания отказа в регистрации как отсутствие первого финансового отчета комиссией не определялось.

Не соответствует требованиям закона принятые ... года решение ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области и по основаниям несоблюдения норм избирательного права, носящих процессуальный характер, по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 20 ФЗ № 67 комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов.

Согласно п. 10 ст. 24 названного закона избирательная комиссия муниципального образования осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации (подпункт «а») и обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, изданием необходимой печатной продукции (подпункт «б»).

Согласно п. 1 ст. 30 названного закона на всех заседаниях комиссии вправе присутствовать кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо.

То же самое указано и в ст. 23 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 года № 3209/719-1У-ОЗ.

Из взаимосвязи приведенных нормоположений определяется правовой статус избирательной комиссии как правоприменителя, осуществляющего свои действия и принимающего свои мотивированные решения в соответствии с общими принципами процессуального права, в том числе заслушивает объяснения кандидатов, оценивает доводы в соответствии с представленными документами и правильно применяет закон при принятии решений.

В судебном заседании установлены обстоятельства нарушения ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области принципов процессуального права.

Как объяснили заявители и подтверждается показаниями свидетеля Квачевой Н.М., около 18.00 часов ... года Рякину Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. были вручены решения об отказе в регистрации в качестве кандидатов в депутатов. Таким образом, заявители не смогли довести до членов комиссии свои доводы. Эти обстоятельства не опровергаются и протоколом заседания комиссии от ... года.

При таких обстоятельствах решение от ... г., как процессуальный документ, принят с нарушением закона, поскольку не заслушаны доводы заявителя, не дана оценка объяснениям заявителя и представленных документов, не содержится мотивировки принятия решения.

Не являются обоснованными доводы представителя заявителей Реброва В.В., действующего на основании доверенностей, в части не соблюдения ответчиком порядка опубликования решения ИКМО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от 22.07.2010 года № 4/10 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области» по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ФЗ № 67 полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Частью 3 ст. 17 Закона Оренбургской области от 05.11.2009 года предусмотрено, что полномочия окружной избирательной комиссии могут быть возложены по решению избирательной комиссии, организующей выборы, на избирательную комиссию муниципального образования.

Согласно ч. 2 ст. 30 ФЗ № 67 решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем.

В п. 2 решения ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области от ... года ... указано об обнародовании данного решения на информационном стенде в административном здании.

Акт об обнародовании от ... года, представленный ответчиком свидетельствует о выполнении требований вышеназванного законодательства.

Не состоятельны и доводы заявителей о том, что ответчик не уведомлял их о том, что последним днем предоставления документов является ... года в 18.00 часов местного времени по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 33 Закона Оренбургской области 3 3209/719-1У-Оз от 05.11.2009 года для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую избирательную комиссию избирательные документы.

Из решения Совета депутатов Мо Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от 15.07.2010 года № 156 видно, что назначены выборы депутатов совета депутатов МО Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва на 10.10.2010 года.

Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события (п. 2 ст. 11.1 ФЗ № 67).

Таким образом, последним днем для выдвижения кандидатов и предоставления документов является ... г 18.00 часов по местному времени. Об этом сроке заявители не могли не знать, как кандидаты в депутаты они обязаны знать требования действующего законодательства.

По смыслу закона срок предоставления документов для регистрации является пресекательным и восстановлению не подлежит.

В силу ст. 39 ФЗ № 67 все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным Законом.

Как установлено в судебном заседании, заявителями предусмотренные как федеральным законом, так и законом Оренбургской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» документы представлены в полном объеме.

Иное толкование представителем ОИК, в отрыве от контекста приведенных законов, противоречит их содержанию, а также конституционным положениям, обеспечивающим гарантии реализации избирательного права как активного, так и пассивного.

Таким образом, суд приходит к выводу, что все необходимые для регистрации в качестве кандидата документы, представлены Рякиным Ю.О., Тощенко Г.Б. и Яремко Л.В. в установленные законом сроки и объеме.

Федеральный законодатель в качестве правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов исправить допущенные ими нарушения в связи с наличием документов оформленных с нарушением требований Федерального закона. Другие доводы сторон правового значения для разрешения спора не имеют.

Таким образом, оспариваемые решения ИКМО Сергиевского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области по избирательным округам ......, ... незаконны и подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рякина Ю.О., Тощенко В.В., Яремко Ю.О. к избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области об отмене решений избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от ... и обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты, - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... от ... года ... об отказе Рякину Ю.О., выдвинутому политической партией Справедливая Россия в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва.

Обязать избирательную комиссию муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... зарегистрировать Рякина Ю.О. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ....

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... от ... года ... об отказе Тощенко В.В., выдвинутой политической партией Справедливая Россия, в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва.

Обязать избирательную комиссию муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... зарегистрировать Тощенко В.В. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ....

Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... от ... года ... об отказе Яремко Ю.О., выдвинутой политической партией Справедливая Россия, в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва.

Обязать избирательную комиссию муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области с возложением полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ... зарегистрировать Яремко Ю.О. в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования Сергиевский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области второго созыва по одномандатному избирательному округу ....

Решение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня принятия указанного решения в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда путем подачи жалобы через Оренбургский районный суд.

Судья Л.А. Витюкова