РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2010 года г.Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Витюковой Л.А.,
при секретаре Ерошенко А.М.,
с участием старшего помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Храмовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Никольский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации МО «Никольский сельсовет» по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза твердых бытовых отходов, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с указным заявлением. Мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Оренбургского района ... года проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В ходе проверки установлено, что на территории МО «Никольский сельсовет» Оренбургского района, в нарушение действующих санитарных правил СанПиН 42-128-4090-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» (далее Правила) на территории МО Никольский сельсовет отсутствуют контейнеры для сбора ТБО, твердые бытовые отходы мусоровозным транспортом не вывозятся, планово-регулярная или заявочная система очистки территории не ведется, каких-либо соглашений на вывоз мусора и уборку территории с организациями не имеется, уборка территории от бытовых отходов и мусора не осуществляется, на территории поселения разбросаны отходы потребления и мусора. В соответствии с п.1.2 Правил система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. На основании п. 2.1.3. Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. В соответствии п. 2.1.4. Правил для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение п.1 ст. 35, п.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, по территории сельсовета допущен сброс отходов производства и потребления на почву.
По мнению администрации МО «Никольский сельсовет» финансовые ресурсы органов местного самоуправления не соразмерны полномочиям по решению вопросов местного значения, в связи с чем отсутствует возможность их реализации.
Согласиться с вышеуказанным выводом не представляется возможным, поскольку он не основан на законе. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от б октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у администрации нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете МО «Никольский сельсовет» денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора освобождает их от решения вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции. Отсутствие организации сбора, вывоза и уборки ТБО на территории поселения создает угрозу нарушения предусмотренных ст.42 Конституции Российской Федерации прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Часть 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления может быть оспорено в суде. Заявление может быть подано в суд по месту жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», просит суд:
1. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского муниципального района по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза твердых бытовых отходов;
2. Обязать администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского муниципального района организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.
Представитель МО Никольский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, глава администрации МО Никольский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Главой муниципального образования Никольский сельский совет представлен письменный отзыв по существу спора от ... года ..., из которого следует, что для размещения свалки ТБО в ... года проведена геодезическая съемка. Акт обследования и выбор участка для размещения свалки ТБО согласован со всеми членами комиссии. Получено санитарно-эпидемиологическое заключение. Постановлением администрации МО Оренбургский район от ... года № ... утвержден проект границ и сформирован земельный участок площадью ... кв. метров для размещения свалки ТБО. Поставить данный земельный участок на кадастровый учет нет возможности, так как этот участок находится на земельном участке площадью ... га кадастровый номер ..., находящийся в аренде у ООО «им. 11 Кавдивизии». В связи с чем необходимо согласие арендатора. Согласовать этот вопрос нет возможности, так как договор аренды не зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области. После регистрации договора аренды администрация МО Никольский сельский совет сможет поставить с согласия ООО «им. 11 Кавдивизии» земельный участок площадью ... га для размещения свалки ТБО на кадастровый учет.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Материалами дела установлено, что в нарушение п.1 ст. 35, п.2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды по обеспечению экологической безопасности, по территории Никольского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области - допущен сброс отходов производства и потребления на почву.
Судом так же установлено, что на территории Никольского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области в нарушение действующих санитарных правил СанПиН 42-128-4090-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» (далее Правила) на территории МО Никольский сельсовет отсутствуют контейнеры для сбора ТБО, твердые бытовые отходы мусоровозным транспортом не вывозятся, планово-регулярная или заявочная система очистки территории не ведется, каких-либо соглашений на вывоз мусора и уборку территории с организациями не имеется, уборка территории от бытовых отходов и мусора не осуществляется, на территории поселения разбросаны отходы потребления и мусора.
В нарушение п.1.2 Правил отсутствует система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, которая должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области от ... года ..., из которого следует, что на территории МО Никольский сельский совет выявлено наличие скоплений бытового мусора по ... ... напротив здания администрации Никольского сельского совета, что является нарушением п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологических требований к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих».
Отсутствие организации сбора и вывоза мусора, бытовых отходов на территории МО Никольский сельский совет подтверждается и объяснением главы МО Никольский сельский совет Намм О.М. от ... года.
Действительно, из постановления администрации МО Оренбургский район от ... года ... «О формировании земельного участка и постановке на государственный кадастровый учет в границах территории МО Никольский сельский совет» следует, что утвержден проект границ и сформирован земельный участок площадью ... кв. метров для размещения свалки ТБО, имеется акт обследования и выбор земельного участка для размещения свалки ТБО от ... года.
Однако, указанные документы не подтверждают факт наличия на территории МО Никольского сельского совета организации сбора и вывоза мусора, ТБО в соответствии с действующим законодательством.
Не состоятельны и доводы главы МО Никольский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области Намм О.М. о том, что организация сбора и вывоза мусора, ТБО не осуществляется из-за отсутствия бюджетных средств по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 18 п. 1 ст. 14, п.п. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Кроме того, в силу статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 14, подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от б октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отсутствие в бюджете Никольского сельского совета Оренбургского района Оренбургской области денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов не освобождает администрацию МО Никольский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области от решения данного вопроса.
Следовательно, требования прокурора являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Никольский сельсовет» о признании незаконным бездействия администрации МО «Никольский сельсовет» по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза твердых бытовых отходов, обязании устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского муниципального района по непринятию мер к организации в установленном порядке сбора и вывоза твердых бытовых отходов.
Обязать администрацию муниципального образования Никольский сельсовет Оренбургского муниципального района организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 18.10.2010 года
Судья
Оренбургского районного суда Л.А. Витюкова