Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2010 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
Председательствующего: судьи Зиновьева В.В.
при секретаре: Забировой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мирзаевой В.Я. к Министерству обороны РФ, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», МП «Услуги», администрация МО «Оренбургский район», Мирзаев Ш.Р., о признании права собственности на жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л :
Мирзаева В.Я. обратилась в суд с иском к Министерству обороны РФ, третьими лицами указала ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» и Мирзаева Ш.Р. о признании права собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес> порядке приватизации.
Судом определением от 11.11.2010 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены администрация МО «Оренбургский район» и МП «Услуги».
В обоснование своих требований истица указала, что в январе 1979 г. ей была выделена по договору найма указанная выше квартира, и она 08.01.1979 г. была зарегистрирована по указанному месту жительства.
В 2004 г. на ее имя был выписан ордер № 153 от 28.10.2004 г., дающий право на занятие трех комнат в жилом помещении, расположенном по адресу <адрес> Основанием для выдачи послужил акт проверки архивных документов от 26.10.2004 г.
В настоящий момент в данной квартире проживают она и ее сын Мирзаев Ш.Р.
17 мая 2010 г. она заключила с наймодателем ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», действующей от имени собственника жилого помещения Российской Федерации договор социального найма жилого помещения № 48, так как занимаемая ими квартира находится в федеральной собственности и поставлена на баланс ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района».
В настоящее время она решила воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию занимаемой квартиры. Она обратилась в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с заявлением заключить с ней договор приватизации, но получила отказ, в связи с отсутствием у КЭЧ полномочий заключать такого рода договор.
Так как в настоящее время неизвестно, кто полномочен заключать договор приватизации квартиры, это создает ей препятствия для реализации конституционных прав, предусмотренных ст. 35 Конституции РФ, в том числе, предусмотренного ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд. Судебная защита предусмотрена и ч. 3 ст. 11 ЖК РФ путем признания жилищного права.
На основании изложенного она просила суд признать за ней право собственности на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу <адрес> порядке приватизации.
В судебное заседание не явились истица Мирзаева В.Я., представитель ответчика Министерства обороны РФ, третье лицо Мирзаев Ш.Р., представители третьих лиц МП «Услуги», администрации МО «Оренбургский район». О времени и месте рассмотрения дела все извещены надлежащим образом. Минобороны РФ об отложении дела не просило, уважительных причин неявки в судебное заседание не представило. От остальных участников процесса поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, с учетом мнения явившихся участников процесса, на основании п. 5 ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истицы – Маматова В.В., действующая на основании доверенности от 22.09.2010 г., исковые требования Мирзаевой В.Я.. поддержала, просила удовлетворить.
Фукс С.В., представляющий интересы третьего лица – ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», исковые требования Мирзаевой В.Я. признал в полном объеме, просил удовлетворить. Он также указал, что ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» не даны полномочия заключать договоры о передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации, так как данное жилье является федеральной собственностью, такие договоры полномочно заключать само Минобороны РФ. Однако, учитывая, что истица постоянно проживает в спорном жилом помещении с 1979 г., данное жилье не является частью специализированного жилого фонда, служебным помещением, она имеет все правовые основания для передачи ей квартиры в собственность в порядке приватизации.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом1 статьи209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов1 и 3 статьи125, пункта 3 статьи214 Гражданского кодекса права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту12 статьи1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. №1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с п. 1, пп. «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 1.1, 1.4 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 982-р от 25.07.2007 года на базе Донгузской КЭЧ и является ее правопреемником. Учреждение является юридическим лицом.
Распоряжением Министерства имущественных отношений № 6908-р от 09.12.2003 года «О закреплении имущества за Донгузской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России» жилой дом, в котором проживает истица, закреплен на праве оперативного управления за Донгузской КЭЧ района. Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления, произведена, - отсутствуют.
Из выписки из реестра федерального имущества № 1861/1 от 29.11.2010 г. следует, что жилое помещение – трехкомнатная квартира № общей площадью 87,1 кв.м, жилой – 56,2 кв.м, расположенное в трехэтажном жилом доме с подвалом, литер А, в том числе встроенными помещениями общей площадью 632, 6 кв.м по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, числится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» на праве оперативного управления.
Оформление в собственность жилого помещения в порядке приватизации проводится регистрационным органом по месту жительства и возможно при наличии согласия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) при условии соблюдения требований Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.
25 августа 2010 года Мирзаева В.Я. обратилась в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с заявлением о передаче занимаемого ею жилого помещения в собственность. 02 сентября 2010 года Мирзаевой В.Я. было отказано в приватизации жилого помещения.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, квартира № в доме № по ул. Симонова п. Первомайский в установленном законом порядке не признана аварийным жильем, не находится общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается договором социального найма № 48 от 17.05.2010 года и кадастровым паспортом жилого помещения трехкомнатной квартиры, расположенной на втором этаже трехэтажного кирпичного жилого дома с подвалом, литер А жилой площадью – 56,2 кв.м, общей площадью – 87,1 кв.м, расположенной по адресу <адрес>. Данное обстоятельство представителем третьего лица ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит приватизации.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.Из представленно1 суду копии лицевого счета следует, что квартиросъемщиком жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> является Мирзаева В.Я. Вместе с ней на момент рассмотрения дела в суде проживает по данному адресу ее сын Мирзаев Ш.Р., который согласно имеющемуся в материалах дела заявлению в администрацию МО «Первомайский поссовет» от 21.04.2010 г. отказался от участия в приватизации указанного жилого помещения.
Таким образом, судом установлено, что право Мирзаевой В.Я. на приватизацию спорного жилого помещения подтверждено совокупностью представленных суду доказательств.
Из показаний представителя третьего лица ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» – Фукс С.В. следует, что основным препятствием к осуществлению нанимателями жилых помещений прав на участие в приватизации является то обстоятельство, что право оперативного управления не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" от 13 октября 1997 г. N 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии со сведениями, предоставленными Территориальным управлением Федерального агентства управления федеральным имуществом по Оренбургской области, жилой дом <адрес> п. Первомайский является собственностью Российской Федерации, но субъект права оперативного управления не определен.
Таким образом, истец не может реализовать свое право на получение жилого помещения, занимаемого ею по договору социального найма, в собственность по независящим от нее причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Учитывая, что отказ Мирзаевой В.Я. в приватизации жилого помещения приведет к нарушению ее конституционных прав, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных ею требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Мирзаевой В.Я. удовлетворить.
Признать за Мирзаевой В.Я. право собственности на жилое помещение – трехкомнатную квартиру, расположенную на втором этаже трехэтажного кирпичного жилого дома с подвалом, литер А, общей площадью 87,1 кв.м, жилой площадью – 56,2 кв.м, расположенную по адресу <адрес> порядке приватизации.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10-ти дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено: 13.12.2010 г.
Председательствующий:
Судья: В.В. Зиновьев