2-1887/2010 иск Храмова Р.А., Иванченко В.И. к министерству с/х, пищеовй и перерабатывающей промышленности Оренб. обл. о признании незаконными действий по отказу переоформления договора аренды и обязании вынести решение о переоофрмлении договора аренды



РЕШЕНИЕ

Именем Российской федерации

02 декабря 2010 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,

при секретаре Ольховик Е.А.

с участием представителя ответчиков Мерзлякова А.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. №),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Иванченко В.И. и Храмова Р.А. к министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о признании незаконными действий по отказу переоформления договора аренды и обязании вынести решение о переоформлении договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Храмов Р.А. обратился в суд с иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и учреждением «<данные изъяты>» <данные изъяты> был заключен договор аренды участка лесного фонда, предметом которого являлся участок лесного фонда, находящийся в квартале №, выдел № <адрес>, площадью № га (№ кв.м.) и с ограниченным режимом № га (№ кв.м.), расположенного в Оренбургском районе Оренбургской области. Участок предоставлялся для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, сроком на № лет. Данный договор прошёл государственную регистрацию в Управлении федеральной регистрационной службы по Оренбургской области.

После заключения договора аренды, ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ», в соответствии с п.1, ст.4 которого договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 01.01.2009 года. Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров аренды лесного участка или договора безвозмездного срочного пользования лесным участком.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в департамент по управлению лесами <данные изъяты> с заявлением на имя директора о переоформлении договора аренды участка лесного фонда №, однако какого либо ответа на поданное им заявление не поступило, неоднократные телефонные звонки в департамент также никакого результата не дали, более того примерно через полгода, в ДД.ММ.ГГГГ года, он снова обратился в департамент, но получил устный отказ с объяснением, что решение данного вопроса не входит в компетенцию департамента. Далее он никуда не обращался, а в ДД.ММ.ГГГГ года, был приглашён в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, где ему устно разъяснено, что договор аренды участка лесного фонда № является недействительным.

Просит признать незаконными действия министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, выразившиеся в отказе переоформить договор аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу вынести решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ.

С аналогичным заявлением обратился Иванченко В.И., указывая, что ДД.ММ.ГГГГ он также заключил с учреждением <данные изъяты> договор аренды участка лесного фонда, предметом которого являлся участок лесного фонда, находящийся в квартале №, выдел № <адрес>, площадью № га (№ кв.м.) и с ограниченным режимом № га (№ кв.м.), расположенного в Оренбургском районе Оренбургской области.

Иванченко В.И. просил признать незаконными действия министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, выразившиеся в отказе переоформить договор аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу вынести решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Оренбургского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные исковые заявления объединены в одно производство.

Истцы Храмов Р.А. и Иванченко В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Мерзляков А.В., представляющий интересы Храмова Р.А. и Иванченко В.И. на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал исковые требования, пояснил, что Приказом Министерства природных ресурсов РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участниками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» арендаторы лесных участков должны были обратиться с соответствующим заявлением в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Храмов Р.А. и Иванченко В.И. обратились с указанными заявлениями в департамент по управлению лесами Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ, однако ответа на их заявления не поступило. В ДД.ММ.ГГГГ года им стало известно о том, что решение указанного вопроса не входит в компетенцию департамента. После получения указанной информации они никуда не обращались, пока в ДД.ММ.ГГГГ года не были приглашены в министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. В министерстве им пояснили, что заключенные им и договоры аренды являются недействительными без объяснения причин, в связи с чем они вынуждены обратиться в суд. Представитель истцов пояснил, что ответчик исковые требования признает, однако иного пути восстановления прав, кроме судебного разбирательства, не имеется. Со слов представителя истцов, судебное разбирательство инициировало министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, поскольку для перезаключения договора аренды необходимо решение суда.

Представители ответчика – министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика – Попов А.Н., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения исковых требований Иванченко В.И. и Храмова Р.А. не возражал, пояснил, что на момент заключения договора аренды полномочия по его заключению были у Оренбургского лесхоза, ДД.ММ.ГГГГ эти полномочия были переданы департаменту лесного хозяйства, а затем министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области является правопреемником названных учреждений и вправе заключать договоры аренды. Однако, лица, не оформившие свои права до ДД.ММ.ГГГГ года, могут разрешить указанный вопрос только в судебном порядке. Просил удовлетворить заявленные требования.

Выслушав мнение представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.

ДД.ММ.ГГГГ между федеральным государственным учреждением «<данные изъяты> и Иванченко В.И. заключен договор аренды участка лесного фонда в культурно-оздоровительных целях, туристических и спортивных целях. Согласно п. №. договора предметом аренды является участок лесного фонда, находящийся в квартале №, выдел № Нежинского лесничества, площадью № га и с ограниченным режимом № га, расположенном в Оренбургском административном районе Оренбургской области. Участок предоставлен в аренду сроком на № лет (л.д. №). Данный договор подлежал государственной регистрации в соответствии с действовавшей на тот момент Инструкцией о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)" (утв. приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 18).

Аналогичный договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ с Храмовым Р.А.. Предметом данного договора аренды является также участок лесного фонда, находящийся в квартале №, выдел № <адрес>, площадью № га и с ограниченным режимом № га, расположенном в Оренбургском административном районе <адрес>. Участок предоставлен в аренду сроком на № лет (л.д. №).

В судебное заседание истцами представлены копии договоров аренды, имеющие отметку о государственной регистрации.

В соответствии со ст. 31 Лесного кодекса РФ по договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от одного года до девяноста девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом, гражданским законодательством и Положением об аренде участков лесного фонда, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 по договору аренды участка лесного фонда лесхоз Федерального агентства лесного хозяйства или осуществляющая ведение лесного хозяйства организация органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее именуется - арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (далее именуется - арендатор) участок лесного фонда за плату на срок от 1 до 99 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.

При заключении договоров аренды с истцами, <данные изъяты> действовало в пределах своей компетенции, согласно п. 2.3.1 Устава (л.д. №).

В связи с введением в действие Лесного кодекса РФ, пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 года № 210-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность арендаторов в срок до 01.01.2009 года привести в соответствие с Лесным кодексом РФ договоры аренды участков лесного фонда.

Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком – п. 2 ст. 4 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 6 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 года № 210-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 3 Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденного Приказом МПР РФ от 4 октября 2007г. N258 заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

Указом Губернатора Оренбургской области от 19.01.2007 года № 6-ук в структуре органов исполнительной власти Оренбургской области создан департамент по управлению лесами, утверждено положение «О департаменте по управлению лесами Оренбургской области», в соответствии с которым в функции департамента включено проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, заключение соответствующих договоров по результатам аукциона, а также предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

ДД.ММ.ГГГГ Иванченко В.И. (л.д. №) и Храмов Р.А. (л.д. №) обратились в департамент по управлению лесами Оренбургской области с заявлениями о приведении в соответствие с Лесным кодексом РФ договора аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды участка лесного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное обстоятельство подтверждено представителем ответчика в судебном заседании.

Со слов истцов, решение по их заявлению принято не было.

08.05.2009 года Указом Губернатора Оренбургской области № 89-ук утверждено Положение о министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области. Пунктом 10 Положения предусмотрены основные функции и полномочия министерства, в число которых входит предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с п. 5 Положения о министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – министерство является правопреемником департамента по управлению лесами Оренбургской области.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика пояснил, что Иванченко В.И. и Храмов Р.А. действовали в соответствии с действующим законодательством, своевременно обратились с заявлениями о приведении договоров аренды в соответствие с Лесным кодексом. Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области готово вынести решение о приведении договоров в соответствие, но для этого им необходимо решение суда. Чем вызвана необходимость судебного решения, представитель ответчика не пояснил.

В соответствии с п. 3 ст. ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

По делам искового производства суд своим решением обязан удовлетворить требование истца и защитить его права, если они неправомерно нарушены ответчиком, но в случае необоснованного иска суд должен отказать истцу в его притязаниях.

Защите подлежит лишь нарушенное или неправомерно оспариваемое право. В судебном процессе подлежит доказыванию наличие этого права, факты его нарушения или оспаривания. Его реализацию нельзя сводить лишь к благоприятному результату - разрешению спора в отношении того или иного субъекта судопроизводства.

Исследовав собранные по делу доказательства и оценив их, суд приходит к выводу о том, что истцами не доказан факт нарушения действиями министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области каких-либо их прав, которые могут быть защищены в судебном порядке избранным ими способом. Судом установлено, что истцы не лишены возможности обратиться к ответчику во внесудебном порядке по вопросу принятия решения о приведении заключенных ими договоров аренды в соответствие.

Суду не представлены доказательства нарушения прав истцов министерством сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, не представлены доказательства отказа ответчика в переоформлении договора аренды участков лесного фонда № и № от ДД.ММ.ГГГГ.

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области обладает соответствующими полномочиями по переоформлению договоров аренды, какие-либо препятствия к их оформлению судом не установлены.

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что разрешение вопроса возможно только в судебном порядке не основана на законе.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных истцами требований.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых заявлений Иванченко В.И. и Храмова Р.А. к министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о признании незаконными действий по отказу в переоформлении договора аренды участка лесного фонда, заключенного ДД.ММ.ГГГГ года между <данные изъяты> и Иванченко В.И. и договора аренды участка лесного фонда, заключенного ДД.ММ.ГГГГ года между ФГУ «Оренбургский лесхоз» Федерального агентства лесного хозяйства по Оренбургской области и Храмовым Р.А., и обязании вынести решение о переоформлении указанных договоров аренды – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней с момента вынесения мотивированного решения.

Судья Имамова Р.А.

Мотивированное решение изготовлено: 08.12.2010 года