РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2010 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.
при секретаре Ольховик Е.А.,
с участием представителя администрации МО Чернореченский сельсовет Реброва В.В. , действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Туркина В.Ф., Туркиной Л.В. действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей – Туркина П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Туркина К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании действий администрации МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по отказу в регистрации по месту жительства незаконными, обязании зарегистрировать по месту жительства и обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Туркин В.Ф., Туркина Л.В., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних Туркина П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Туркина К.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском, в обоснование указав, что в ДД.ММ.ГГГГ г. Туркина Л.В. узнала, что в Чернореченскую школу требуется учитель английского языка, которому будет предоставлен новый благоустроенный дом. Вместе с мужем она приехала в Черноречье для беседы с директором школы. В тот же день глава Чернореченского сельсовета ФИО1 лично показал строящийся жилой дом, который решено было передать учителю английского языка. В тот момент строительство дома было незавершенно, поэтому истцу было предложено пожить на съемной квартире в течение года. Глава администрации МО ФИО1 уверил истца, что по окончанию строительства дом будет передан для постоянного проживания семье Туркиной Л.В. с оформлением всех необходимых документов. Туркина Л.В. согласилась с данными условиями, т.к. нуждалась жилье.
В ДД.ММ.ГГГГ. Туркиной Л.В. были выданы ключи от дома, но сам дом еще не был готов к проживанию. Оставшиеся работы по строительству дома, истцу было предложено сделать самостоятельно. Истцы самостоятельно осуществили следующие работы: настил пола, подвеска потолка, штукатурка и шпаклевка стен, покраска окон, труб отопления и др. За счет собственных средств приобретены газовой счетчик, горелка для газового котла.
С ДД.ММ.ГГГГ. истец оплачивает коммунальные услуги.
После вселения в дом Туркина Л.В. обратилась к главе МО Чернореченский сельсовет с просьбой предоставить необходимые документы, подтверждающие законность вселения и проживания истцов в доме, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>», а также с заявлением о регистрации по месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ Туркина Л.В. и Туркин П.В. имеют регистрацию по месту пребывания, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания Туркину К.В. сроком на ДД.ММ.ГГГГ.
Несмотря на то, что у главы администрации МО Чернореченский сельсовет ДД.ММ.ГГГГ г. имеются все необходимые документы на дом, глава администрации по-прежнему отказывают истцам в регистрации по месту жительства.
Туркина Л.В., Туркин В.Ф. просят признать действия администрации МО Чернореченский сельсовет в отказе регистрации по месту жительства – незаконными; обязать администрацию МО Чернореченский сельсовет зарегистрировать: Туркина В.Ф., Туркину Л.В., Туркина П.В., Туркина К.В. по месту фактического проживания: по адресу: <адрес>, <адрес>
Впоследствии истцы дополнили свой иск требованием об обязании администрации МО Чернореченский сельсовет заключить с Туркиным В.Ф., Туркиной Л.В., Туркиным П.В., Туркиным К.В. договор социального найма, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ года они пользуются жилым помещением, заключили договоры с коммунальными службами, оплачивают коммунальные услуги.
В судебное заседание истцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, доказательства уважительности этих причин суду не представили. Ходатайств об отложении разбирательства дела от истцов не поступало.
С учетом мнения представителя ответчика, настаивавшего на рассмотрении дела по существу, в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ Туркина Л.В. пояснила, что она неоднократно обращалась в администрацию МО Чернореченский сельсовет с заявлениями о регистрации ее и членов ее семьи по месту жительства, по адресу: <адрес>, <адрес>». Регистрация осуществлялась лишь по месту пребывания. Туркина Л.В. полагает, что действия администрации являются незаконными и просит обязать администрацию зарегистрировать ее и членов ее семьи по месту жительства.
Представитель ответчика Ребров В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения заявленных требований возражал, пояснил, что действия администрации МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района являются правомерными, поскольку истцы не могли быть зарегистрированы по месту жительства, так как не снялись с регистрационного учета с предыдущего места жительства. В ходе рассмотрения дела истцы снялись с регистрационного учета и обратились с заявлениями о регистрации по адресу: <адрес> <адрес>», их заявление удовлетворено. В отношении требований истцов о заключении с ними договора найма жилого помещения пояснил, что Туркины в очереди на получение жилья не состоят, не признаны в установленном порядке малоимущими, соответственно, им не может быть предоставлено жилье по договору социального найма. Просил отказать в удовлетворении иска.
Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ за МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области признано право собственности на объект недвижимости - <данные изъяты>, общей площадью № кв.м., жилой площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (том № л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрирован УФРС по <адрес> (свидетельство № <адрес> – том № л.д№).
Советом депутатов МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ о продаже <адрес> в <адрес> Туркиной Л.В. за <данные изъяты> руб. в рассрочку сроком на № лет с правом окончательного расчета и оформления сделки купли-продажи в Учреждении юстиции с ДД.ММ.ГГГГ года (том № л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО Чернореченский сельсовет и Туркиной Л.В. заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома (том № л.д. №), а ДД.ММ.ГГГГ – договор купли-продажи жилого дома с рассрочкой (л.д. №). В регистрации указанного договора Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Управление Росреестра по Оренбургской области) отказано (том № л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ Туркина Л.В. обратилась с заявлением на имя главы администрации МО Чернореченский сельсовет ФИО1 с просьбой о регистрации ее по месту жительства по адресу: <адрес> (том № л.д. №), ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована по месту пребывания (том № л.д№).
В ДД.ММ.ГГГГ года Туркина Л.В. также обращалась с заявлениями на имя главы МО Чернореченский сельсовет с просьбой о регистрации ее и ее несовершеннолетних детей по месту жительства (том № л.д. №).
В удовлетворении заявлений о регистрации по месту жительства было отказано, однако Туркина Л.В., Туркин П.В. и Туркин К.В. были зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по месту пребывания (том № л.д. №).
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно ст. 5 вышеназванного Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
По смыслу п. 31 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изменениями и дополнениями), в случае изменения места жительства органами регистрационного учета производится снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Судом установлено, что до обращения в суд Туркина Л.В. и Туркин П.В. были постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>, п. <адрес> <адрес> (том № л.д. №). Туркин В.Ф. был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> (том № л.д. №).
Представленными в судебное заседание доказательствами, а именно – листками убытия подтверждается, что Туркин В.Ф. снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ, Туркина Л.В. и Туркин П.В. сняты с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес> п. <адрес> <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ (том № л.д. №).
Исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности действий администрации МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района, при которых заявители были зарегистрированы по месту пребывания.
Кроме того, справкой администрации МО Чернореченский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Туркин В.Ф. с заявлением о регистрации по месту жительства либо по месту пребывания никогда не обращался (том № л.д. №).
После снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства Туркин В.Ф. и Туркина Л.В. обратились в администрацию МО Чернореченский сельсовет с заявлениями о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Туркин В.Ф., Туркина Л.В., Туркин П.В. и Туркин К.В. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>
Поскольку вышеуказанные обстоятельства установлены судом и не оспаривались сторонами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании действий МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по отказу в регистрации по месту жительства незаконными, обязании зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес>
Необходимо отметить, что на основании ст. 4 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - местная администрация.
Наделение администрации полномочиями по осуществлению регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства должно осуществляться федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации). В силу п. 3 ст. 20 Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и средств.
Нормы Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и Закон Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области"(принят Законодательным Собранием Оренбургской области от 21 февраля 1996 г.)(с изменениями от 24 апреля, 4 октября 1996 г., 24 марта, 8 июля 1997 г.,6 марта 1998 г., 31 мая 2000 г., 7 мая 2001 г., 13 января 2004 г.,13 января, 4 июля, 21 ноября 2005 г., 5 июля, 10 ноября 2006 г.,10 января, 3 мая, 6 сентября, 10 октября 2007 г., 4 мая, 12 сентября,25 декабря 2008 г., 16 марта, 27 апреля, 29 сентября 2009 г.)(с изменениями от 11 июня, 28 сентября 2010 г.) не устанавливают обязанности органов местного самоуправления по регистрации граждан по месту жительства, следовательно, муниципальные образования не являются органами регистрационного учета граждан по месту жительства. Соответственно, не могут быть признаны незаконными действия администрации по отказу в регистрации граждан по месту жительства, как органа, не наделенного соответствующими полномочиями.
Истцами также заявлено требование об обязании администрации МО Чернореченский сельсовет заключить с Туркиным В.Ф.. Туркиной Л.В., Туркиным П.В., Туркиным К.В. договор социального найма.
По смыслу Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3. ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009г.N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части3 и 4 статьи57, статья63 ЖК РФ).
Согласно п. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 3, ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. N 2733/489-III-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (принят Законодательным Собранием Оренбургской области 9 ноября 2005 г.) учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования. На учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по установленным настоящим Законом основаниям принимаются малоимущие граждане - для предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется структурным подразделением либо должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченными главой муниципального образования.
Из сведений, представленных администрацией МО Чернореченский сельсовет, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время Туркина Л.В., Туркин В.Ф. с заявлениями о предоставлении жилого помещения по договору социального найма не обращались, на учете в жилищной комиссии администрации МО Чернореченский сельсовет в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят, не признаны в установленном законом порядке малоимущими (том № л.д.№).
Поскольку порядок заключения договоров социального найма жилых помещений, отнесенных к муниципальному жилому фонду, истцами не соблюден, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ими требований в полном объеме. Данное обстоятельство не лишает истцов в случае нарушения их законных прав и интересов обратиться в суд по иным основаниям.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:В удовлетворении исковых требований Туркина В.Ф., Туркиной Л.В., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних детей – Туркина П.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Туркина К.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к администрации МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании действий администрации МО Чернореченский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по отказу в регистрации по месту жительства незаконными, обязании зарегистрировать по месту жительства и обязании заключить договор социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Р.А. Имамова
Мотивированное решение изготовлено: 29.11.2010 года.