РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2010 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.,
при секретаре Ольховик Е.А.,
с участием представителя Министерства обороны РФ и ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» - Фукс С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусаковой П.Я. к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Гусакова П.Я. обратилась в суд с иском, указав в его обоснование, что она проживает по договору социального найма в жилом помещении по адресу: <адрес>. Наймодателем данного жилого помещения является ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района». ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с заявлением о бесплатной передаче квартиры в собственность, однако в удовлетворении заявления было отказано. Гусакова П.Я. просит признать за ней право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>.
В судебное заседание Гусакова П.Я. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Фукс С.В., представляющий интересы Министерства обороны РФ, исковые требования признал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрении дела были извещены надлежащим образом. В представленном суду отзыве указали, что у Территориального управления Росимущества в Оренбургской области отсутствует заинтересованность в исходе дела, в связи с чем возражений против удовлетворения исковых требований они не имеют.
Представители Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, также не явились на судебное заседание. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия, против оформления квартиры в собственность Гусковой П.Я. не возражали при условии наличия документов, подтверждающих право истца на участие в приватизации, а также при условии, что спорное жилое помещение не включено в специализированный жилищный фонд.
Суд, заслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании Фукс С.В., действующий на основании доверенности от имени Министерства обороны РФ, признал исковые требования, заявленные истцом.
В соответствие с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу положений ст. 54 ГПК РФ право представителя на признание иска должно быть специально оговорено в доверенности.
Доверенностью №, выданной на имя Фукс С.В. ДД.ММ.ГГГГ, на право представления интересов Министерства обороны РФ в судебном заседании, право на признание исковых требований не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, судом отказано в принятии признания иска представителем ответчика.
Вместе с тем, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом1 статьи209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов1 и 3 статьи125, пункта 3 статьи214 Гражданского кодекса права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту12 статьи1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с п. 1, пп. «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 1.1, 1.4 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации №-р от 25.07.2007 года на базе Донгузской КЭЧ и является ее правопреемником. Учреждение является юридическим лицом.
Распоряжением Министерства имущественных отношений № 6908-р от 09.12.2003 года «О закреплении имущества за Донгузской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России» жилой дом, в котором проживает истец, закреплен на праве оперативного управления за Донгузской КЭЧ района. Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления, произведена, - отсутствуют.
Из сведений, представленных Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, числится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», не относится к числу специализированных жилых помещений.
Согласно сведениям, представленным Департаментом имущественных отношений Министерства обороны РФ, в настоящее время квартирно-эксплуатационные учреждения не наделены полномочиями по передаче недвижимого имущества в собственность физическим лицам.
Оформление в собственность жилого помещения в порядке приватизации проводится регистрационным органом по месту жительства и возможно при наличии согласия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) при условии соблюдения требований Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено в судебном заседании, <адрес> в установленном законом порядке не признана аварийным жильем, не находится в общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит приватизации.
Отсутствие у истца жилья на праве собственности также подтверждается представленными в суд доказательствами, а именно - сведениями, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Управление Росреестра по <адрес>) и ГУП «ОЦИОН» (л.д. №).
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Из ответов управления жилищной политики г. Оренбурга (№ 1№ от ДД.ММ.ГГГГ года – л.д. №), МП «Услуги» МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) следует, что сведения об участии Гусаковой П.Я. в приватизации отсутствуют.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.Из представленного суду договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в пользование Гусаковой П.Я. передано изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, по адресу: <адрес> ул. <адрес> (л.д. №).
Сведениями, предоставленными Домоуправлением № Донгузской КЭЧ района, а также копией лицевого счета подтверждается, что Гусакова П.Я. с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении (л.д. №). Препятствия для приватизации отсутствуют.
Таким образом, право Гусаковой П.Я. на приватизацию спорного жилого помещения подтверждено совокупностью представленных суду доказательств.
Из показаний представителя ответчика – Фукс С.В. следует, что основным препятствием к осуществлению нанимателями жилых помещений прав на участие в приватизации является то обстоятельство, что право оперативного управления не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" от 13 октября 1997 г. N 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии со сведениями, предоставленными Территориальным управлением Федерального агентства управления федеральным имуществом по Оренбургской области, <адрес> процедуру учета не прошел.
Таким образом, истец не может реализовать свое право на получение жилого помещения, занимаемого ею по договору социального найма, в собственность по независящим от нее причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Учитывая, что отказ Гусаковой П.Я. в приватизации жилого помещения приведет к нарушению ее конституционных прав, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных ею требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусаковой П.Я. к Министерству обороны РФ – удовлетворить.
Признать за Гусаковой П.Я. право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.
Судья
Оренбургского районного суда Имамова Р.А.
Мотивированное решение изготовлено: 13.12.2010 года