№ 2-2137\2010 г. - по иску Чадиной К.В. к МО РФ о признании права собственности на квартиру



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области

в составе:

председательствующего: судьи Зиновьева В.В.

при секретаре: Забировой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Чадиной К.В. к Министерству обороны РФ, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, о признании права собственности на жилое помещение – квартиру в порядке приватизации

УСТАНОВИЛ:

Чадина К.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

В обоснование заявленных требований указала, что по договору социального найма № 223 от 08 сентября 2009 года в ее бессрочном владении и пользовании находится изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире, общей площадью 45,30 кв.м., жилой площадью 31,50 кв.м., по адресу: <адрес>. Вступившим в законную силу решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 21 декабря 2007 года обязанность по заключению договора жилого помещения возложена на ФГУ «Управление Приволжско-Уральского военного округа». Однако ФГУ «Управление Приволжско-Уральского военного округа» до настоящего времени уклоняется от исполнения обязанности по заключению с ней договора о бесплатной передаче в собственность квартиры. 12.08.2010 года ею в адрес ФГУ «Управление Приволжско-Уральского военного округа» было направлено заявление на приватизацию квартиры с приложением проекта договора о бесплатной передаче в собственность квартиры. Однако ответа до настоящего времени не поступило, что свидетельствует о том, что она не имеет возможности реализовать свое право на приватизацию жилого помещения по независящим от нее обстоятельствам.

Просила признать за Чадиной К.В. право собственности на жилое помещение–двухкомнатную квартиру, расположенную на пятом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома с подвалом, литер А, общей площадью – 45,3 кв.м., жилой площадью – 31,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

В судебном заседании представитель истца – Дудник В.Н., действующий на основании доверенности от 25.10.2010 года поддержал исковые требования Чадиной К.В. к МО РФ по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить. От исковых требований к ФГУ «Управление Приволжского-Уральского военного округа» отказался, просил производство по делу в части данного ответчика прекратить.

Определением Оренбургского районного суда от 07.12.2010 года производство по делу по иску Чадиной К.В. к ФГУ «Управление Приволжско-Уральского военного округа» о признании права собственности на жилое помещение – квартиру в порядке приватизации прекращено, в связи с отказом истца от иска.

Представитель ответчика МО РФ – Фукс С.В., действующий на основании доверенности от 01.02.2010 года исковые требования Чадиной Л.В. признал в полном объеме, полагая их обоснованными.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица-Департамента имущественных отношений МО РФ, извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть данное дело в отсутствии неявившегося представителя третьего лица, в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Чадиной К.В., по следующим основаниям:

Согласно части 1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом1 статьи209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пунктов1 и 3 статьи125, пункта 3 статьи214 Гражданского кодекса права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно пункту12 статьи1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с п. 1, пп. «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п. 1.1, 1.4 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 982-р от 25.07.2007 года на базе Донгузской КЭЧ и является ее правопреемником. Учреждение является юридическим лицом.

В силу п. 2.2.1 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» ведет учет жилых помещений, закрепленных за Минобороны РФ, в том числе жилых помещений в муниципальном жилищном фонде; регистрирует право собственности РФ и свое право оперативного управления на жилые помещения, закрепляемые за ним собственником, а так же подлежащие закреплению от собственного строительства Министерства обороны; заключает в установленном действующем законодательством порядке договоры социального найма, а так же договоры найма на специализированные жилые помещения, находящихся в оперативном управлении учреждения, а так же на жилые помещения муниципального фонда через местные администрации, освобождаемые за выездом военнослужащих; согласовывает договоры на приватизацию жилых помещений, закрепленных за учреждением для лиц, имеющих право на приватизацию.

Из справки № 352 от 09.09.2009 года, выданной ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, относится к жилищному фонду МО РФ, находится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района».

Из справки, составленной 15.11.2010 года Оренбургским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация» видно, что субъектом права указано ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» района на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 09.12.2003 года № 6908-р, общая площадь квартиры 45,3 кв.м., жилая площадь квартиры 31,5 кв.м., состоит из двух комнат.

12.08.2010 года истцом в адрес ФГУ «Управление Приволжско-Уральского военного округа» было направлено заявление на приватизацию квартиры с приложением проекта договора о бесплатной передаче в собственность квартиры. Однако ответа до настоящего времени не поступило.

Согласно копии лицевого счета, представленного в материалы дела, истец зарегистрирована в спорном жилом помещении.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Как установлено в ходе судебного разбирательства спорное жилое помещение в установленном законом порядке не признано аварийным жильем, не находится общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается договором социального найма № 223 от 08 сентября 2009 года и кадастровым паспортом от 08.12.2009 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение подлежит приватизации.

Таким образом, истец не может реализовать свое право на получение жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность по независящим от них причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии с абз.5 ч.1 ст.17 Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

В силу ст.ст. 1, 2, 4, и Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями) истец имеет право на приватизацию своей квартиры в установленный законом двухмесячный срок.

В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи.

На основании ст. 13 п.2 Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями) истец может зарегистрировать переход права собственности в порядке приватизации на занимаемую им квартиру только после регистрации права собственности, либо оперативного управления.

Материалами дела установлено, что истец на законных основаниях владеет и пользуется квартирой, других претендентов на квартиру не имеется.

В связи с тем, что истец лишен права на приватизацию квартиры, ее право на приватизацию жилья нарушено, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 17, 18 Закона РФ «О регистрации прав на недвижимое имущество» решение суда является основанием для регистрации права собственности истца в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Исковые требования Чадиной К.В. удовлетворить.

Признать за Чадиной К.В. право собственности на жилое помещение – двухкомнатную квартиру, расположенную на пятом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома с подвалом, литер А, общей площадью – 45,3 кв.м., жилой площадью – 31,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010 года

Председательствующий:

Судья В.В. Зиновьев