РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2010 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области
в составе:
председательствующего: судьи Зиновьева В.В.
при секретаре: Забировой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Греховой Л.Ю. к Министерству обороны РФ, третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика: ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
УСТАНОВИЛ:
Грехова Л.Ю. обратилась в суд с вышеуказанным иском.
В обоснование заявленных требований указала, что по договору социального найма № 238 от 11 сентября 2009 года в ее бессрочном владении и пользовании находится изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», расположенное по адресу: Оренбургская <адрес>. В качестве члена нанимателя данного жилого помещения указана также ее дочь Грехова А.М. Решила приватизировать квартиру и обратилась с заявлением о заключении договора приватизации спорной квартиры в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района». В ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» ей дали ответ, что они не уполномочены заключать договоры приватизации жилых помещений, в том числе и спорной квартиры. Грехова А.М. отказалась от участия в приватизации спорного жилого помещения в ее пользу.
Просила признать за Греховой Л.Ю, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – трехкомнатную квартиру, расположенную на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома с подвалом, литер А, общей площадью – 57,2 кв.м., жилой площадью – 41,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
В судебное заседание не явились: истец Грехова Л.Ю., третье лицо Грехова А.М., представитель ответчика – Министерства обороны РФ, извещены надлежащим образом. От истца поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд определил рассмотреть данное дело в отсутствии неявившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» - Фукс С.В., действующий на основании доверенности от 09.03.2010 года не возражал против удовлетворения исковых требований Греховой Л.Ю., по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что по договору социального найма № 238 от 11 сентября 2009 года в бессрочном владении и пользовании истца находится изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», расположенное по адресу: <адрес> В качестве члена нанимателя данного жилого помещения указана также дочь истца - Грехова А.М.
Истец решила приватизировать квартиру и обратилась с заявлением о заключении договора приватизации спорной квартиры в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района». Согласно ответа ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» № 1794 от 10.08.210 года, ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» не уполномочена заключать договоры приватизации жилых помещений, в том числе и спорной квартиры.
Согласно части 1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с пунктом1 статьи209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пунктов1 и 3 статьи125, пункта 3 статьи214 Гражданского кодекса права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно пункту12 статьи1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с п. 1, пп. «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 1.1, 1.4 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 982-р от 25.07.2007 года на базе Донгузской КЭЧ и является ее правопреемником. Учреждение является юридическим лицом.
В силу п. 2.2.1 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» ведет учет жилых помещений, закрепленных за Минобороны РФ, в том числе жилых помещений в муниципальном жилищном фонде; регистрирует право собственности РФ и свое право оперативного управления на жилые помещения, закрепляемые за ним собственником, а так же подлежащие закреплению от собственного строительства Министерства обороны; заключает в установленном действующем законодательством порядке договоры социального найма, а так же договоры найма на специализированные жилые помещения, находящихся в оперативном управлении учреждения, а так же на жилые помещения муниципального фонда через местные администрации, освобождаемые за выездом военнослужащих; согласовывает договоры на приватизацию жилых помещений, закрепленных за учреждением для лиц, имеющих право на приватизацию.
Из справки № 381 от 14.09.2009 года, выданной ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, находится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», к виду служебного жилого помещения не относится. Препятствий для приватизации нет.
Согласно копии лицевого счета, представленного в материалы дела, истец является основным квартиросъемщиком спорного жилого помещения.
В материалах дела также имеется заявление Греховой А.М. о том, что она отказывается от участия в приватизации спорного жилого помещения.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства спорное жилое помещение в установленном законом порядке не признано аварийным жильем, не находится общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением, что подтверждается договором социального найма № 238 от 11 сентября 2009 года и кадастровым паспортом от 19.02.2010 года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение подлежит приватизации.
Таким образом, истец не может реализовать свое право на получение жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность по независящим от них причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В соответствии с абз.5 ч.1 ст.17 Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.
В силу ст.ст. 1, 2, 4, и Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями) истец имеет право на приватизацию своей квартиры в установленный законом двухмесячный срок.
В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи.
На основании ст. 13 п.2 Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями) истец может зарегистрировать переход права собственности в порядке приватизации на занимаемую им квартиру только после регистрации права собственности, либо оперативного управления.
Материалами дела установлено, что истец на законных основаниях владеет и пользуется квартирой, других претендентов на квартиру не имеется.
В связи с тем, что истец лишен права на приватизацию квартиры, ее право на приватизацию жилья нарушено, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 17, 18 Закона РФ «О регистрации прав на недвижимое имущество» решение суда является основанием для регистрации права собственности истца в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования Греховой Л.Ю, удовлетворить.
Признать за Греховой Л.Ю, право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – трехкомнатную квартиру, расположенную на первом этаже пятиэтажного кирпичного жилого дома с подвалом, литер А, общей площадью – 57,2 кв.м., жилой площадью – 41,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2010 года
Председательствующий:
Судья В.В. Зиновьев