№2-2041/10 по заявлению Соплина В.А. об оспаривании бездействия органа государственной власти



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Витюковой Л.А.,

при секретаре Ерошенко А.М.,

с участием заявителя Соплина В.А., его представителя Тимошенко В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Соплина В.А. об оспаривании бездействия органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель Соплин В.А. обратился в Оренбургский районный суд Оренбургской области с указанным заявлением. В обосновании своих требований указывает, что он проходил военную службу в Вооруженных силах Российской федерации с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

К моменту увольнения из Вооруженных сил Российской Федерации занимал должность начальника радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи и <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС.

На основании п. 2 ст. 12 Закона РФ от 22.01.1993 года № 4338-1 «О статусе военнослужащих» размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям, надбавок и выплат определяются Правительством Российской федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, других министров и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба.

Постановлением Совета Министров – правительства РФ от 27.01.1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты»установлены должностные оклады военнослужащих согласно приложениям №1-6 п. 2 данного постановления Министерству обороны РФ предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих применительно к окладам предусмотренным настоящим Постановлением. В Министерстве обороны РФ должностные оклады устанавливаются с учетом особенностей видов Вооруженных Сил РФ и родов войск.

Должность «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи с <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС» в перечне типовых должностей названного Постановления не указана, и, следовательно, является нетиповой. Таким образом, размер оклада по должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи и <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС» устанавливалась непосредственно Министерством обороны РФ путем издания министром обороны соответствующих приказов.

Заявитель обратился в МО РФ с заявлением о предоставлении информации о размере оклада по должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов ВВС», которая должна была быть установлена приказом министра обороны.

Однако в письме Министерства обороны РФ от 13.07.2010 года № 182/3/1/73427 ему не был предоставлен ответ по существу поставленного в заявлении вопроса.

С учетом вышеизложенного МО РФ – государственный орган, в компетенцию которого входит решение поставленного в заявлении вопроса, согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «о порядке рассмотрения обращений граждан в российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 года 3149-ФЗ «Об информации, информационных техноло7гий технологиях и о защите информации» гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Порядок получения информации установлен ФЗ № 58-ФЗ.

Более того, согласно п. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждом возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права свободы, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, МО РФ отказывает ему в предоставлении запрашиваемой информации, нарушило п. 2 ст. 24 конституции РФФ, ст. 10 ФЗ от 02.-5.2006 года № 59-ФЗ «о порядке рассмотрения обращений граждан в Российской федерации, № от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». При этом в связи с бездействием МО РФ, нарушены его права закрепленные в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п.п.2,3 ст. 5, п. 4 ст. 10 ФЗ № 59-ФЗ, п. 2 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Исходя из изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, п. 2 ст. 12 ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 2 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 27.01.1993 года № 65, просит:

- Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской федерации в предоставлении Соплину В.А. сведений об установленных для военнослужащих размерах оклада по должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взяла связи и <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

- Обязать МО РФ предоставить Соплину В.А. сведения об установленных для военнослужащих размерах окладов по должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи и <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в нем. Письменные объяснения Соплина В.А. приобщены к материалам дела.

Представитель заявителя Тимошенко В.В. в судебном заседании также просил удовлетворить заявление Соплина В.А., поскольку нарушено его право на получение информации. При этом пояснил, что имеется практика рассмотрения данной категории дел по Тульской области.

Представитель МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом путем факсимильной связи и телеграммой, о чем имеется уведомление, о наличии уважительных причин не явки суд не известил, не представил доказательств уважительных причин не явки, не просил об отложении дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав заявителя, его представителя, изучив представленные в материалы доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно положениям ст. 255 ГПК РФ РФ и ст.6 Закона РФ от 27.04.1993 года № 4866-1 « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п.2 ст.8 Закона Российской Федерации « Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Материалами дела установлено, что Соплин В.А. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. К моменту увольнения занимал должность - начальник радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи и <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС». Приказом командующего войсками Приволжского военного округа № от ДД.ММ.ГГГГ уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. Приказом командира войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время является военным пенсионером.

Частью 2 статьи 12 ФЗ от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.

Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

Оклады по другим (нетиповым) воинским должностям устанавливаются министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) применительно к окладам по типовым воинским должностям, определяемым Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Согласно ст. 43. Закона РФ от 12.02.1993 гда № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и членов их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

По смыслу данной нормы закона в основу определения размеров пенсий, назначаемых бывшим военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, а также их семьям, положено денежное содержание, получаемое военнослужащими (сотрудниками) на день их увольнения с военной службы (службы) либо на день смерти.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, а также из месячных и иных дополнительных выплат.

Статья 43 названного Закона предусматривает, что пенсии военнослужащим, назначаемые по его нормам, исчисляются из оклада по должности, воинскому или специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как следует из Постановления Правительства РФ от 27 января 1993 года № 65 «Об упорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защиты» должность «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи и <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС» является нетиповой, она не указана в перечне типовых должностей, для которых размеры окладов устанавливались непосредственно вышеназванным Постановлением Правительства РФ.

Данное обстоятельство не отрицается и в ответе заместителя начальника управления социального обеспечения департамента социальных гарантий МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.

Из анализа данных законодательных актов следует, что полномочия по установлению окладов по нетиповым должностям отнесены к компетенции МО РФ.

Судом обозревалось в судебном заседании личное (пенсионное) дело Соплина В.А., предоставленное военным комиссариатом Оренбургской области, в котором отсутствует денежный аттестат и сведения о размере оклада на день увольнения заявителя из вооруженных сил.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Соплин В.А. обратился с заявлением к Министру Обороны РФ с просьбой предоставить ему информацию о размере оклада по нетиповой должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов ВВС» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Из ответа заместителя начальника управления социального обеспечения департамента социальных гарантий МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что конкретный оклад по воинской должности на день увольнения указан в денежном аттестате, приобщенном к личному (пенсионному делу), хранящемуся в военном комиссариате Оренбургской области, и является основанием для установления размера назначенной пенсии. Последней штатной должностью, которую занимал Соплин В.А. является должность «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи <данные изъяты> отдельного вертолетного отряда <данные изъяты> центра авиаобеспечения (испытаний ЗРК) ВВС на территории Среднеазиатского военного округа», которая является нетиповой и по ней с ДД.ММ.ГГГГ года установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей.

Таким образом, заявителю по существу не был дан ответ, так как не предоставлена информация о размере его оклада по нетиповой должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов ВВС» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Учитывая, что полномочия по установлению окладов по нетиповым должностям отнесены к компетенции МО РФ, то уполномоченным лицом по рассмотрению обращения Соплина В.А. являлось Министерство Обороны РФ, которое должно было дать ответ по результатам рассмотрения обращения заявителя.

В силу ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ст. 5 Закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу положений ст. 7 Закона РФ от 27.07.1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» сведения о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, суд приходит к выводу о нарушении прав Соплина В.А. на получение информации, и об удовлетворении его заявления в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Соплина В.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской федерации в предоставлении Соплину В.А. сведений об установленных для военнослужащих размерах оклада по должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взяла связи и РТО <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать Министерство Обороны Российской Федерации направить в адрес военного пенсионера Соплина В.А. сведения о размерах должностного оклада по воинской должности «начальник радиолокационной системы посадки самолетов взвода связи и РТО <данные изъяты> отдельного авиационного отряда <данные изъяты> центра авиационного обеспечения ВВС» за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 16.11.2010 года.

Судья Л.А. Витюкова