№2-1767/10 по иску Оренбургского природоохранного межрайоного прокурора в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ФГУ `Управление Мелиорации земель и с/х водоснабжения по Оренбургской области` о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург 13 ноября 2010 года

Оренбургский районный суд Оренбургской области

В составе председательствующего судьи Витюковой Л.А.

При секретаре Ерошенко А.М.,

С участием заместителя Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Турыгина А.А.,

С участием директора ФГУ «Управлением Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» Гуляева А.И. и его представителя Кануниковой А.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование своих исковых требований указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании собственного плана работы и плана работы прокуратуры Оренбургской области за ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства на территории <адрес>, где выявлено следующее.

Гидротехнические сооружения Черновского водохранилища, (регистрационный номер №, декларация безопасности №) расположены на территории <адрес> в бассейне реки Урал на водотоке (река Черная), находятся в федеральной собственности, закреплены за балансодержателем ФГУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз» на праве оперативного управления, непосредственно эксплуатируются Южно-Уральским филиалом ФГУ «Управление «Оренбургмелиоводхоз», введены в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ. В составе данной ГТС (общая протяженность сооружений <данные изъяты> км, длина по подпорному пункту <данные изъяты> км) находятся:

1. Земляная насыпная плотина (водопорное сооружение) с глиняным экраном,

2. Водосливная монолитно-железобетонная плотина практического профиля (для обеспечения сброса паводковых вод), состоящая из одной неразрезанной секции доковой конструкции, разделенной на два водосливных пролета по <данные изъяты> м каждый, имеются так же основные сегментные затворы массой <данные изъяты> тонны каждый, перекрывающие отверстие диаметром <данные изъяты> м, два подъемных механизма канатного типа грузоподъемностью <данные изъяты>, ремонтные затворы, устанавливаемые перед основными, массой <данные изъяты> тонны, размеры затвора – <данные изъяты> м с двумя подъемными механизмами в виде монорельсовых тележек грузоподъемностью <данные изъяты>,

3. Донный трубчатый стальной водоспуск в бычке водосливной плотины на отметке <данные изъяты> м (водопропускное устройство для санитарных пропусков в нижний бьеф и полного опорожнения водохранилища, длиной <данные изъяты> м),

4. Водовыпуск в магистральный канал (водозаборное сооружение трубчатой конструкции с башней управления в верхнем бьефе в теле земляной плотины),

5. Дренаж плотины (внутренний в виде тюфяка из разнозернистого гравия с отсыпкой крупнозернистым песком, на низовом откосе выполнен наклонный дренаж по типу фильтра, для отвода фильтрационной воды устроена водоотводная канава).

Основное назначение ГТС – орошение пахотных земель площадью <данные изъяты> га. Полный объем при нормальном подпорном уровне (НПУ) – <данные изъяты> миллиона м№, полезный объем – <данные изъяты> миллиона м3, длина водохранилища при НПУ – <данные изъяты> км, максимальная глубина – <данные изъяты> м (преобладающие глубины – <данные изъяты> м), площадь зеркала при НПУ – <данные изъяты> га, полезная отдача – <данные изъяты> миллиона м3, площадь водосброса – <данные изъяты> км2 (в створе плотины – <данные изъяты> км2), режим регулирования – многолетний.

С ДД.ММ.ГГГГ года на указанном ГТС проводились работы по реконструкции общей стоимостью <данные изъяты> миллиона рублей (досыпка гребня плотины с устройством глинощебеночного покрытия проезжей части, замена верхнего слоя бетона на жесткой рисберне, а так же железобетонных плит на гибкой рисберне, доработка отводящего канала до проектных размеров, монтаж громкоговорящей связи, замена электрооборудования).

В соответствии с преамбулой и статьями 3, 9, 1, 17-20 закона «О безопасности ГТС» от 21.07.1997 года № 117-ФЗ он регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при капитальном ремонте, эксплуатации ГТС устанавливает обязанности собственников ГТС и эксплуатирующих организаций (в том числе государственных учреждений) по обеспечению безопасности ГТС.

Общими требованиями к обеспечению безопасности ГТС являются оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих ГТС, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на ГТС, ответственность за действия (бездействия), которые повлекли за собой снижение безопасности ГТС ниже допустимого уровня.

К обязанностям собственника ГТС и эксплуатирующей организации отнесены:

1. Обеспечение соблюдения норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации и ремонте,

2. Обеспечение контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий,

3. Развитие систем контроля за состоянием ГТС,

4. Своевременное осуществление разработки и реализации мер по обеспечению технически исправного состояния ГТС и его безопасности,

5. Обеспечения проведения регулярных обследований ГТС,

6. Создание финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС,

7. Организация эксплуатации ГТС и обеспечение соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации,

8. Осуществление по вопросам предупреждения аварий на ГТС взаимодействия с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,

9. Финансирование мероприятий по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а так же работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС,

10. Осуществление обязательного страхования риска гражданской ответственности по обстоятельствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности ГТС, совершение действий (бездействий), приведших к снижению безопасности ГТС или возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

В нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства, а так же пунктов 2.10, 2.11, 2.14, 2.26, 3.4.2.2, 5.5, 5.6, 5.7, 8.6, 9.7, 10.2.1, 10.2.2, 11.1-11.26 Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов 0 ПБ 03-438-02 (утв. Постановлением Госгортехнадзора от 28.01.2002 года № 6, зарегистрированы в Минюсте РФ 16.04.2002 года, регистрационный № 3372), пункта 4 Порядка проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (руководящий документ (РД) 03-28-2008, зарегистрирован в Минюсте РФ 22.05.2008 года, регистрационный номер 11734), пункта 3.1.1 Правил безопасности при обслуживании ГТС и гидромеханического оборудования энергоснабжающих организаций (утв. Приказом Минэнерго России от 13.04.2001 года № 113, руководящий документ (РД-153-34.0-03.205-2001), Рекомендаций о содержании и порядке составления паспорта ГТС (утв. Постановлением Госгортехнадзора от 02.06.1998 года), ФГУ «Управление Оренбургмелиоводхоз» при эксплуатации ГТС Черновского водохранилища допущены следующие отступления от требований законодательства:

1. Земельный участок под ГТС не оформлен надлежащим образом,

2. ГТС не зарегистрирован в органе, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,

3. Не разработана и отсутствует Инструкция по эксплуатации ГТС Черновского водохранилища,

4. Отсутствуют инструкции должностные, по технике безопасности и охране труда оперативного персонала,

5. Отсутствует план ликвидации аварий на ГТС Черновского водохранилища,

6. Не назначены приказом лица, ответственные за безопасность ГТС,

7. Не ведется эксплуатационная документация служебной эксплуатации: не организовано своевременное, квалифицированное и в надлежащем объеме ведение натурных наблюдений (мониторниг) за фактическим состоянием ГТС, позволяющие выявить дефекты в конструкциях и элементах, влияющих на безопасную эксплуатацию, устанавливать причины их возникновения, выполнять мероприятия для их ликвидации; не представлены карты технической диагностики по состоянию основных ГТС (основания, грунтовой плотины, водосбросного сооружения, всех примыканий); документы (протоколы и удостоверения), отражающие квалификацию членов службы эксплуатации (соответствующие проекту и нормативным документам квалифицированного уровня службы эксплуатации ГТС), отсутствуют предусмотренные проектом контрольно-измерительные приборы (для выявления осадок, просадок и деформаций земляной и бетонных сооружений, проектная система постоянных реперов, связанных с реперами и марками государственной нивелирной сети, не имеется высотных марок, не имеется организации периодических повторяющихся нивелировок марок и исходных реперов), не представлен специальный журнал последних измерений (позволяющий проанализировать работу сооружения), отсутствуют пьезометры (по проекту должны быть выполнены в количестве 9 штук из винилопластовых труб), визуальные наблюдения за уровнем вод не ведутся),

8. Отсутствует в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области № 356 от 09.07.2009 года с согласованной с МЧС и утвержденной Правительством области расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц,

9. Отсутствует договор страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в период паводка,

10. В защитной зоне ГТС построены жилые строения, разрешительные документы не представлены,

11. Трансформаторная подстанция по проекту ДД.ММ.ГГГГ года установлена на гребне земляной плотины,

12. Не организована военизированная охрана объектов ГТС,

13. Разукомплектован электропривод плоских затворов на колодце земляной плотины, отсутствует маркировка электрооборудования ( в магистральный канал на полив),

14. Отсутствует и частично разрушилось покрытие ( в результате некачественного ремонта ДД.ММ.ГГГГ года),

15. Водобойный колодец загроможден строительным материалом разрушенного покрытия водосливной части,

16. Имеются трещины в фундаменте опор грузоподъемных механизмов, верхового откоса, деформационных швов,

17. Требуется антикоррозийная защита металлических частей колодцев и паттерны,

18. Наличие воды в колодце и паттерне, осушительный дренаж и колодец подтоплены,

19. Происходит осадка площадки конструкции эстакады гидроподъемных механизмов,

20. Наблюдается просадка гребня в районе гидроподъемных механизмов водосливной плотины,

21. Допускается проезд постороннего транспорта по плотине,

22. На момент проверки не проведена очистка откосов, дренажного канала от поросли деревьев и мусора,

23. Наблюдается заболачивание, фильтрация справа в низовом откосе земляной плотины (пикеты не маркированы), отсутствуют привязки створных знаков к оси плотины,

24. Отсутствует утвержденное Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ГТС,

25. Рабочее место дежурного персонала не обеспечено эксплуатационной технической документацией,

26. Правила технической эксплуатации водохранилища не пересматривались,

27. Имеются протечки через резиновые уплотнения основных затворов,

28. Не выполнен гидрологический расчет с учетом трансформации максимального расхода половодья с целью расчетного расхода,

29. Не создан резерв финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации,

30. Не проводится ежеквартальное определение фильтрационных расходов из дренажных систем,

31. Отсутствует водомерная рейка на водосливной плотине,

32. Не закончено ограждение на гребне верхового откоса водосливной плотины,

33. Организационные мероприятия по обеспечению безопасности работ при работе на гидромеханическом оборудовании и гидротехнических сооружениях не проводятся (нарядная система).

Учитывая вышеизложенное, принимавшим участие в проверке старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приуральского Управления Ростехнадзора Ивановой Л.А. сделан вывод о пониженном уровне безопасности ГТС Черновского водохранилища. В случае аварии на гидроузле и прорыва плотины может образоваться волна высотой <данные изъяты> м, при этом вся низко расположенная часть села Краснохолм будет полностью затоплена на площади <данные изъяты> м2 и практически полностью разрушена.

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных нормативных актов нарушает интересы РФ как собственника вверенного Учреждению имущества, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Черновского водохранилища Илекского района и с. Краснохолм, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Просит суд

1. признать незаконным бездействие ФГУ «Управление Оренбургмелиоводхоз» по невыполнению мероприятий, направленных на:

1) разработку «Инструкции по эксплуатации ГТС Черновского водохранилища»:

2) разработку должностных инструкций, инструкций по технике безопасности и охране труда оперативного персонала;

3) разработку плана ликвидации аварий на ГТС Черновского водохранилища;

4) назначение лица, ответственного за безопасность ГТС;

5) организацию своевременного, квалифицированного и в надлежащем объеме ведения натурных наблюдений (мониторинга); разработку карт технической диагностики по состоянию основных гидротехнических сооружений; получение документов, отражающих квалификацию членов службы эксплуатации ГТС, применение контрольно-измерительных приборов, пьезометров, высотных марок; организацию периодических повторяющихся нивелировок марок и исходных реперов; ведению специального журнала последних измерений и визуальных наблюдений за уровне вод;

6) получение (в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласованного с МЧС и утвержденного Правительством области расчета вероятного вреда;

7) заключение договора страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в период паводка;

8) получению разрешительных документов на строения, расположенные в защитной зоне ГТС;

9) разработку «Положения о порядке технического расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении»;

10) обеспечение рабочего места дежурного персонала эксплуатационной
технической документацией;

11) пересмотр правил технической эксплуатации водохранилища;

12) выполнение гидрологического расчета с учетом трансформации максимального расхода половодья с целью расчетного расхода;

13) создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации;

14) проведение ежеквартального определения фильтрационных расходов из дренажных систем;

15) осуществление организационных мероприятий по обеспечению
безопасности работ при работе на гидромеханическом оборудовании и
гидротехнических сооружениях;

16) надлежащее содержание государственного имущества:

отсутствие оформления земельного участка, расположенного под гидротехническими сооружениями Черновского водохранилища и регистрации последних в органе, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- размещение на гребне земляной плотины трансформаторной подстанции;

- отсутствие военизированной охраны объектов ГТС;

- отсутствие маркировки электрооборудования (в магистральный канал на полив), разукомплектации электропривода плоских затворов на колодце земляной плотины;

- частичное разрушение покрытия поверхностей водосливной части;

- загромождение водобойного колодца строительным материалом;

- наличие трещин в фундаменте опор грузоподъемных механизмов, верхового откоса, деформационных швов;

- отсутствие антикоррозийной защиты металлических частей колодцев и паттерны;

- наличие воды в колодце и паттерне, подтопление осушительного дренажа и колодца;

наличие осадки площадки конструкции эстакады гидроподъемных механизмов;

- наличие просадки гребня в районе гидроподъемных механизмов водосливной плотины;

- допущение проезда постороннего транспорта по плотине;

- не проведение очистки откосов, дренажного канала от поросли деревьев и мусора;

- наличие фильтрации в низовом откосе земляной плотины (пикеты не маркированы), отсутствие привязки створных знаков к оси плотины;

- наличие протечек через резиновые уплотнения основных затворов;

- отсутствие водомерной рейки на водосливной плотине;

- не законченное ограждение на гребне верхового откоса водосливной плотины.

2. Обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий.

Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу в связи с отказом прокурора от заявленных исковых требований в виду частичного исполнения требований, содержащихся в исковом заявлении в части:

1. Признания незаконными бездействия ответчика по невыполнению мероприятий, направленных на:

1) разработку «Инструкции по эксплуатации ГТС Черновского водохранилища»:

2)разработку должностных инструкций, инструкций по технике безопасности и охране труда оперативного персонала;

3)разработку плана ликвидации аварий на ГТС Черновского водохранилища;

4)назначение лица, ответственного за безопасность ГТС;

5)организацию своевременного, квалифицированного и в надлежащем объеме ведения натурных наблюдений (мониторинга); разработку карт технической диагностики по состоянию основных гидротехнических сооружений; получение документов, отражающих квалификацию членов службы эксплуатации ГТС, применение контрольно-измерительных приборов, пьезометров, высотных марок; организацию периодических повторяющихся нивелировок марок и исходных реперов; ведению специального журнала последних измерений и визуальных наблюдений за уровне вод;

6)получение (в соответствии с постановлением Правительства Оренбургской области №356 от 09.07.2009г.) согласованного с МЧС и утвержденного Правительством области расчета вероятного вреда;

7)получению разрешительных документов на строения, расположенные в защитной зоне ГТС;

8)разработку «Положения о порядке технического расследования причин инцидентов на гидротехническом сооружении»;

9) обеспечение рабочего места дежурного персонала эксплуатационной
технической документацией;

10) пересмотр правил технической эксплуатации водохранилища;

11)выполнение гидрологического расчета с учетом трансформации максимального расхода половодья с целью расчетного расхода;

12)создание резерва финансовых средств для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации;

13)проведение ежеквартального определения фильтрационных расходов из дренажных систем;

14) осуществление организационных мероприятий по обеспечению
безопасности работ при работе на гидромеханическом оборудовании и
гидротехнических сооружениях;

15) в части надлежащее содержание государственного имущества:

- частичного разрушения покрытия поверхностей водосливной части;

- загромождения водобойного колодца строительным материалом;

- наличия трещин в фундаменте опор грузоподъемных механизмов, верхового откоса, деформационных швов;

- отсутствия антикоррозийной защиты металлических частей колодцев и паттерны;

- наличия воды в колодце и паттерне, подтопление осушительного дренажа и колодца;

наличие осадки площадки конструкции эстакады гидроподъемных механизмов;

- наличие просадки гребня в районе гидроподъемных механизмов водосливной плотины;

- наличие фильтрации в низовом откосе земляной плотины (пикеты не маркированы), отсутствие привязки створных знаков к оси плотины;

- наличие протечек через резиновые уплотнения основных затворов;

- не законченное ограждение на гребне верхового откоса водосливной плотины.

В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил свои исковые требования в части установления срока для устранения допущенных нарушений закона – до ДД.ММ.ГГГГ года, считая этот срок наиболее реальным для фактического исполнения.

Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по гражданскому делу в связи с отказом прокурора от заявленных исковых требований в виду частичного исполнения требований, содержащихся в исковом заявлении в части:

1. Признания незаконными бездействия ответчика по невыполнению мероприятий, направленных на:

1) надлежащее содержание государственного имущества:

-отсутствия оформления земельного участка, расположенного под гидротехническими сооружениями Черновского водохранилища и регистрации последних в органе, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- размещения на гребне земляной плотины трансформаторной подстанции.

В судебном заседании заместитель прокурора Турыгин А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. С учетом всех уточнений, прекращения производства по делу окончательно просил:

1. Признать незаконным бездействие ФГУ «Управление Оренбургмелиоводхоз» по невыполнению мероприятий, направленных на:

1) заключение договора страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в период паводка;

2) надлежащего содержания государственного имущества: отсутствие охраны объектов ГТС, обязать ответчика разработать мероприятия по организации охраны ГТС и согласовать их с Приуральским Управлением Ростехнадзора,

3) отсутствие маркировки электрооборудования (в магистральный канал на полив), разукомплектации электропривода плоских затворов на колодце земляной плотины;

4) допущение проезда постороннего транспорта по плотине;

5) не проведение очистки откосов, дренажного канала от поросли деревьев и мусора;

6) отсутствие водомерной рейки на водосливной плотине.

В судебном заседании ответчик директор Федерального Государственного учреждения «Управлением Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» Гуляев А.И. и его представитель Кануниковой А.Г., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, признали исковые требования прокурора в части

Признания незаконным бездействия ФГУ «Управление Оренбургмелиоводхоз» по невыполнению мероприятий, направленных на

1. заключение договора страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в период паводка;

2. надлежащего содержания государственного имущества: отсутствие охраны объектов ГТС, обязания разработать мероприятия по организации охраны ГТС и согласовать их с Приуральским Управлением Ростехнадзора,

3. отсутствия маркировки электрооборудования (в магистральный канал на полив), разукомплектации электропривода плоских затворов на колодце земляной плотины;

4. не проведения очистки откосов, дренажного канала от поросли деревьев и мусора;

5. отсутствия водомерной рейки на водосливной плотине.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела водных ресурсов Нижне-Волжского Бассейногового водного управления по Оренбургской области и территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, от заместителя руководителя Нижне-Воржского БВУ Кретова В.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ заместитель руководителя Нижне-Воржского БВУ Кретов В.Н. пояснил, что пересмотр Правил технической эксплуатации водохранилища не зависит от ответчика, согласно Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о разработке, согласовании и утверждении новых правил использования водохранилища» эта функция возложена на федеральное агентство водных ресурсов. Основная масса мероприятий, изложенных в иске, ответчиками исправлена, ведется текущая работа. Все замечания не оказывают существенного влияния на безопасность данного водохранилища. Оформление документов о праве собственности на землю – процесс долгий, от балансодержателей не зависит.

В судебном заседании ответчики исковые требования прокурора в части признания незаконными бездействий по невыполнению мероприятий, направленный на надлежащее содержание государственного имущества, а именно допущения проезда постороннего транспорта по плотине, не признали, пояснили, что имеются барьеры, которые препятствуют проезду грузового транспорта по плотине, при разработке правил охраны ГТС в них будет отражено и недопущение проезда постороннего транспорта на плотине.

В судебное заседание ответчиками был представлен письменный отзыв по существу спора, который приобщен к материалам дела и из которого следует, что в 2007 году ими выполнено: бетонное заграждение в виде змейки, установлен шлагбаум, проведено освещение плотины, установлена кнопка тревожной сигнализации с выходом на пункт дежурного МЧС, организована круглосуточная сторожевая охрана (4 человека). Постановлением главы администрации Илекского района Оренбургской области от 23.05.2007 года № 494-п «Об ограничении движения автотранспорта по плотине Черновского водохранилища» установлены запрещающие знаки, информационные знаки, запрещающие проезд транспорта по гребню плотины.

В судебном заседании старший государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Приуральского Управления Ростехнадзора Иванова Л.А, опрошенная в качестве специалиста, пояснила, что действительно, проводилась совместная проверка природоохранного законодательства, документы ответчиками были представлены не в полном объеме. Дается оценка уровня безопасности предприятия. В данном случае – уровень безопасности – больше как неудовлетворительный. Пьезометра нет, значит нет мониторинга безопасности. Должно быть постоянное наблюдение Допускается проезд постороннего транспорта по плотине, что противоречит. На водохранилище две плотины. Земляная плотина <данные изъяты> м, в критическом положении. Водомерной рейки нет, нет приборов – нет контроля. Сама эксплуатация так же нарушена, нет типовых инструкций, нет оперативного обслуживания ГТС.. Состояние бетона, металла, все должно зарисовываться, замеряться, вноситься в журнал, своевременно устраняться. Реперов нет. В проекте нет проезда. По плотине ездить нельзя. Правилам безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, зарегистрированным в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер №

В судебном заседании установлено, что в настоящее время ответчиком допускается проезд постороннего транспорта по плотине, что подтверждается пояснениями директора ФГУ «Оренбургмелиоводхоз» о том, что шлагбаумы и знаки постоянно сбиваются неизвестными, уследить за эти нет возможности, приезжают руководители органов власти, которым невозможно запретить проезд на плотину, а так же актом проверки гидротехничского сооружения «Черновское водохранилище».

В соответствии с п. 9.7 Постановления Госгортехнадзора РФ от 28.01.2002 года № 6 «Об утверждении Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов» использование гребня и берм для регулярного проезда автотранспорта и строительных машин, кроме случаев, предусмотренных проектом, запрещается. Пунктом 2.11 этих же Правил предусмотрено, что въезд постороннего транспорта на территорию накопителя запрещается.

Статьей 14 Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, учитывая, что начиная с 2007 года по настоящее время ответчиком не предпринималось конкретных мер, направленных на ограничение проезда постороннего транспорта на плотину, суд приходит к выводу о том, что имеет место нарушение действующего законодательства в данной части, допуск проезда постороннего транспорта на плотину влияет на безопасность ГТС - предельных значений количественных и качественных показателей состояния и условий его эксплуатации, соответствующих допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденных в установленном порядке федеральным органом государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, и создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, следовательно, требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Однако, учитывая, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность суда по установлению сроков устранения имеющихся нарушений закона, суд не может удовлетворить требования прокурора в части установления срока для принятия мер к осуществлению вышеперечисленных мероприятий до сентября 2011 года.

Суд считает необходимым разъяснить сторонам, что порядок исполнения решения суда регламентирован Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в том числе и по установлению сроков исполнения решения суда. Стороны исполнительного производства, в случае неисполнения решения суда, не согласия с действиями судебного пристава-исполнителя имеют право на обращение в суд в соответствующим требованиями в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФГУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» о признании бездействия незаконным, - удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействия ФГУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» по невыполнению природоохранного мероприятий, направленных на:

1. заключение договора страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в период паводка;

2. надлежащего содержания государственного имущества в части отсутствия охраны объектов ГТС,

3. отсутствия маркировки электрооборудования (в магистральный канал на полив), разукомплектации электропривода плоских затворов на колодце земляной плотины;

4. не проведения очистки откосов, дренажного канала от поросли деревьев и мусора;

5. отсутствия водомерной рейки на водосливной плотине, допущения проезда постороннего транспорта по плотине.

Обязать ФГУ «Управление Мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Оренбургской области» принять меры к осуществлению мероприятий, направленных на

1. заключение договора страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в период паводка;

2. разработать мероприятия по охране ГТС и согласовать их с Приуральским Управлением Ростехнадзора,

3. установить маркировки электрооборудования (в магистральный канал на полив), укомплектовать электропривода плоских затворов на колодце земляной плотины;

4. провести очистку откосов, дренажного канала от поросли деревьев и мусора;

5. установить водомерную рейку на водосливной плотине,

6. не допускать проезд постороннего транспорта по плотине.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 18.11.2010 года

Судья Л.А. Витюкова