РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2010 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Н.В.Полшковой
при секретаре В.И.Москаленко
с участием представителя ответчиков С.В.Фукс,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пьянзиной О.А. к ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Пьянзина О.А. обратилась в суд с иском к ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указала, что проживает в спорном жилом помещении на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ №-л, данное помещение находится в федеральной собственности, стоит на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района». При обращении к ответчику с заявлением о приватизации спорной квартиры, они дали ответ, что не уполномочены заключать договоры приватизации жилых помещений <адрес>.
Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от 01 декабря 2010 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, администрация МО «Первомайский сельсовет» Оренбургского района Оренбургской области.
В судебное заседание не явился истец, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В представленном суду отзыве указали, что заключать договор передачи спорной квартиры в собственность истца правомочен правообладатель жилого помещения, то есть ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» по согласованию с Министерством обороны РФ. Учитывая изложенное, у Территориального управления Росимущества в Оренбургской области отсутствует заинтересованность в исходе дела, в связи с чем возражений против удовлетворения исковых требований они не имеют.
В судебное заседание также не явился представитель администрации МО «Первомайский сельсовет», хотя о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» Фукс С.В., действующий на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Пьянзиной О.А. признал в полном объеме, ему разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ.
Суд, заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании Фукс С.В., действующий на основании доверенностей от имени Министерства обороны РФ, ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ район», признал исковые требования в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу положений ст.54 ГПК РФ право представителя на признание иска должно быть специально оговорено в доверенности.
В доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Фукс С.В. ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», оговорено его право на признание исковых требований, в связи с чем суд принимает признание иска представителем ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Доверенностью №, выданной на имя Фукс С.В. ДД.ММ.ГГГГ, на право представления интересов Министерства обороны РФ в судебном заседании, право на признание исковых требований не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд не принимает признание иска представителем Министерства обороны РФ.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п.1 и п.3 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с п.1, пп.«и» п.2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.
Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 1.1, 1.4 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 982-р от 25.07.2007 года на базе Донгузской КЭЧ и является ее правопреемником. Учреждение является юридическим лицом.
Распоряжением Министерства имущественных отношений № 6908-р от 09.12.2003 года «О закреплении имущества за Донгузской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России» жилой дом, в котором проживает истец, закреплен на праве оперативного управления за Донгузской КЭЧ района. Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления, произведена, - отсутствуют.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.5), выданной ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», следует, что жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью Российской Федерации, числится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», не относится к числу специализированных жилых помещений.
По сообщению архивного отдела администрации МО «Оренбургский район» (л.д.32) <адрес> жилого <адрес> в число служебных не включена.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, в том числе на праве оперативного управления, наделено Министерство обороны РФ.
При таких обстоятельствах ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Оформление в собственность жилого помещения в порядке приватизации проводится регистрационным органом по месту жительства и возможно при наличии согласия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) при условии соблюдения требований Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения.
Как установлено в судебном заседании, Пьянзина О.А. обратилась в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с заявлением о передаче занимаемого ею жилого помещения в собственность, ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в приватизации жилого помещения (л.д. 8).
В соответствии со ст.35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности.
Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес> установленном законом порядке не признана аварийным жильем, не находится в общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит приватизации.
Договор социального найма в отношении спорного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-14) заключен с истцом.
Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Из сообщения Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга (л.д. 40) следует, что сведения об участии Пьянзиной О.А. в приватизации отсутствуют.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.Как следует из копии лицевого счета (л.д.9), справки ГУ ХХХ (л.д.51) Пьянзина О.А. постоянно зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>, другого жилого помещения за Пьянзиной О.А. на праве собственности не зарегистрировано.
Таким образом, суд приходит к выводу, что препятствия для приватизации отсутствуют.
Таким образом, право Пьянзиной О.А. на приватизацию спорного жилого помещения подтверждено совокупностью представленных суду доказательств.
Из показаний представителя ответчиков – Фукс С.В. следует, что основным препятствием к осуществлению нанимателями жилых помещений прав на участие в приватизации является то обстоятельство, что право оперативного управления не было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" от 13 октября 1997 г. N 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Таким образом, Пьянзина О.А. не может реализовать право на получение жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность по независящим от нее причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Пьянзиной О.А.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Пьянзиной О.А. к ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» отказать.
Исковые требования Пьянзиной О.А. к Министерству обороны РФ удовлетворить.
Признать за Пьянзиной О.А. право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, Первомайский сельсовет, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 декабря 2010 года
Судья Н.В.Полшкова