РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 января 2011 г. г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Имамовой Р.А.
при секретаре Ольховик Е.А.
с участием старшего помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Храмовой А.В.,
представителя истцов - Замосковина С.И., действующего на основании ордера № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. <данные изъяты>),
представителя третьего лица - Владимирцевой Е.М. , действующей на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковешниковой Л.М., Ковешникова В.С., Ковешникова А.В. к ЗАО «Оренбургсельэнерго» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Ковешникова Л.М., Ковешников В.С., Ковешников А.В. обратились в суд с иском, указав в его обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, на <данные изъяты> км автодороги <данные изъяты> в <адрес> автомобилем <данные изъяты> гос.номер №, принадлежащим ответчику, водителем Гамагиным В.А. совершен наезд на пешехода ФИО1. ФИО1 приходился Ковешниковой Л.М. и Ковешникову В.С. сыном, а Ковешникову А.В. – родным братом. Истцы указывают, что смерть близкого им человека стала невосполнимой утратой, от которой они испытывали и продолжают испытывать нравственные страдания. Кроме того, Ковешникова Л.М. указывает на материальный ущерб, понесенный ею в связи с расходами на медикаменты и погребение.
Ковешникова Л.М., Ковешников В.С., Ковешников А.В. просят взыскать с ЗАО «Оренбургсельэнерго» в счет компенсации морального вреда по <данные изъяты> рублей в пользу каждого. Кроме того, Ковешникова Л.М. просила взыскать <данные изъяты> руб. в счет возмещения материального ущерба.
В судебном заседании Ковешникова от требований о взыскании суммы в размере <данные изъяты> руб. в счет возмещения материального ущерба отказалась, отказ истца от части заявленных требований принят судом, производство по делу в этой части прекращено. В остальной части иск поддержала, пояснила, что на момент смерти ее сыну исполнился <данные изъяты> год. В связи с перенесенным стрессом, она потеряла покой, у нее нарушился сон, ухудшилось самочувствие. До настоящего времени она переживает по поводу потери близкого ей человека. Полагает, что сумма в размере <данные изъяты> рублей частично компенсирует ее нравственные переживания. Просила удовлетворить заявленные требования.
Ковешников В.С. пояснил, что до смерти сына его состояние здоровья было нормальное, после ДТП оно ухудшилось, так как произошедшее отразилось на психике. Появилась бессонница. До несчастного случая они проживали одной семьей – он с супругой и два сына. Их семья была очень дружная. Потеря сына и брата стала для всех них тяжелой утратой. Просил взыскать в свою пользу <данные изъяты> рублей, поскольку указанную сумму полагает приемлемой.
Ковешников А.В. пояснил, что в результате ДТП, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, он потерял родного брата. Родители очень переживали по указанному случаю, мать постоянно плакала, отец замкнулся. Это отразилось на их состоянии здоровья. С братом Андреем у них были тесные отношения, - разница в возрасте составляла три года, поэтому они вместе росли, у них были общие интересы. Ковешников А.В. просил взыскать с ответчика <данные изъяты> рублей в свою пользу в счет компенсации причиненного ему морального вреда.
Представитель истцов – адвокат Замосковин С.И. поддержал исковые требования, пояснил, что на момент совершения ДТП автомобиль принадлежал ЗАО «Оренбургсельэнерго», управлял автомобилем работник ЗАО- Гамагин В.А.. Смерть близкого человека стала для истцов невосполнимой утратой, от которой они испытывали и продолжают испытывать нравственные страдания. Просил удовлетворить заявленные истцами требования в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Гамагина В.А. – Владимирцева Е.М., действующая на основании доверенности, пояснила, что обстоятельства совершения ДТП Гамагиным В.А. они не оспаривают, уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Автомобиль, на котором работал Гамагин В.А., принадлежал ЗАО «Оренбургсельэнерго», Гамагин В.А. состоял с ответчиком в трудовых отношениях на момент совершения ДТП. Требования истцов полагает обоснованными, однако считает, что их размер завышен.
Гамагин В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ответчика в судебное заседание также не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участников процесса, заключение старшего помощника прокурора Оренбургского района Храмовой А.В., полагавшей требования истцов законными и обоснованными, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.).
Из постановления о прекращении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ около <данные изъяты> час. <данные изъяты>. на <данные изъяты> км автодороги <адрес> водитель <данные изъяты> госномер № регион Гамагин В.А. при движении в темное время суток в сложных погодно-дорожных условиях (осадки в виде дождя со снегом) допустил наезд на пешехода ФИО1, который шел спокойным шагом по правой полосе для движения навстречу движения автомобиля <данные изъяты> госномер № регион, одетый в верхнюю одежду темного цвета. В результате ДТП пешеход получил телесные повреждения, которые повлекли его смерть (л.д. <данные изъяты>). В рамках следствия по делу назначалась автотехническая экспертиза, по результатам которой органами предварительного следствия был сделан вывод, что в данной ситуации в действиях водителя Гамагина В.А. отсутствуют признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, так как водитель Гамагин В.А. придвижении автомобиля <данные изъяты> со скоростью <данные изъяты> км/час не располагал технической возможностью предотвратить наезд на двигающегося во встречном направлении пешехода ФИО1 путем экстренного торможения.
Копией свидетельства о регистрации транспортного средства № <адрес> подтверждается, что собственником автомобиля <данные изъяты> гос.номер № является ЗАО «Оренбургсельэнерго».
Из копии трудовой книжки Гамагина В.А. следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – дату совершения ДТП, он состоял в трудовых отношениях с ЗАО «Оренбургсельэнерго».
Представитель Гамагина В.А. – Владимирцева Е.М. указанное обстоятельство не отрицала.
Принимая во внимание изложенное, и оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что Гамагин В.А. в момент совершения ДТП находился с ЗАО «Оренбургсельэнерго» в трудовых отношениях, и управлял автомобилем в связи с исполнением возложенных на него трудовых обязанностей.
В соответствии со ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, возмещает юридическое лицо.
Ст. 151, 1099 ГК РФ предусматривают возможность компенсации морального вреда (физических и нравственных страданий), причиненного гражданину.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда от 20.12.1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда в редакции от 06.02.2007 года под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, репутация, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства, неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред в частности может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, физической болью связанной с увечьем или повреждением здоровья, и др.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований, заявленных истцами. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает степень физических и нравственных страданий, которые понесли истцы.
Поскольку в результате потери близкого человека истцам причинены значительные нравственные страдания, суд приходит к выводу о взыскании с ЗАО «Оренбургсельэнерго» в пользу Ковешниковой Л.М., Ковешникова В.С., Ковешникова А.В. в счет компенсации морального вреда по <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 195-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ковешниковой Л.М., Ковешникова В.С., Ковешникова А.В. удовлетворить частично.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Оренбургсельэнерго» в пользу Ковешниковой Л.М. денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда;
Взыскать с закрытого акционерного общества «Оренбургсельэнерго» в пользу Ковешникова В.С., денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда;
Взыскать с закрытого акционерного общества «Оренбургсельэнерго» в пользу Ковешникова А.В., денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда;
В остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента его изготовления в полном объеме.
Судья: Имамова Р.А.
Мотивированное решение изготовлено: 18.01.2011 года