Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 марта 2011 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Н.В.Полшковой
при секретаре О.С.Субботиной
с участием представителя истца Н.И.Васильченко,
ответчика С.П.Трушина,
представителя ответчика А.В.Татаренкова,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Трушину С.П. о взыскании недоимки по земельному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области (МИФНС) обратилась в суд с иском к Трушину С.П. о взыскании недоимки по земельному налогу за период с ДД.ММ.ГГГГ по 2009г. включительно в размере <данные изъяты> рублей, и пени в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование иска указали, что Трушин С.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу : <адрес>.
Кадастровая стоимость данного земельного участка по данным, представленным Земельной кадастровой палатой, составляет <данные изъяты> рублей.
Истцом в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления :
- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога за 2008г. в сумме <данные изъяты> руб.;
- от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты земельного налога за 2009г. в сумме <данные изъяты> руб.
В связи с наличием недоимки по налогу ответчику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ и требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога и пени не позднее десяти дней со дня получения требований.
Однако ответчиком налог не уплачен.
В судебном заседании представитель истца Васильченко Н.И., действующая на основании доверенности (л.д.24), поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также пояснила, что при исчислении размера налога была применена ставка – 1,5 %, установленная «Положением о земельном налоге», принятым решением Совета депутатов МО Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении прочих земельных участков.
Ответчик Трушин С.П. и его представитель Татаренков А.В., допущенный к участию в деле в качестве представителя ответчика по его устному ходатайству, возражали против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Полагают, что при исчислении размера земельного налога, подлежащего уплате Трушиным С.П., должна применяться ставка 0,8 % от кадастровой стоимости земельного участка, установленная указанным выше решением Совета депутатов МО Нежинский сельсовет в отношении земельных участков, отнесенных к землям поселений и используемых для размещения производственных объектов.
Земельный участок был предоставлен Трушину С.П. для строительства автосервиса и шиномонтажной мастерской, т.е. под размещение производственных объектов.
Кроме того, постановлением администрации МО Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ Трушину С.П. разрешено разделить земельный участок на шесть отдельных с изменением вида разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, установлена новая кадастровая стоимость.
Ответчик и его представитель полагают, что с момента постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков с измененным видом разрешенного использования при исчислении налога должна применяться ставка с учетом нового вида разрешенного использования.
Право собственности на вновь образованные земельные участки зарегистрировано за ответчиком ДД.ММ.ГГГГ
Кадастровая стоимость земельного участка, указанная истцом, а также принцип расчета пени ответчиком не оспаривались.
Ответчик подтвердил, что получал требования об уплате налога, указанные истцом в исковом заявлении.
Представитель третьего лица – Совета депутатов МО Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Матвеева Н.М., действующая на основании доверенности (л.д.85), возражала против удовлетворения заявленных требований. При этом указала, что при установлении налоговых ставок Положением «О земельном налоге», принятым Советом депутатов МО Нежинский сельсовет решением № от ДД.ММ.ГГГГ для земельных участков земель поселений и используемых для размещения производственных объектов была установлена ставка 0,8 % от кадастровой стоимости участка.
При этом под производственными объектами понимались и шиномонтажные мастерские и автосервисы.
Земельный участок был выделен ответчику под строительство указанных объектов, т.к. сами объекты на тот момент отсутствовали, в связи с чем, выделить земельный участок под их размещение было невозможно.
Однако это не может повлиять на размер установленной ставки – 0,8%, которая должна применяться и в данном случае, поскольку предполагалось после выделения земельного участка возвести на нем указанные объекты.
В <адрес> имеются и другие автосервисы и шиномонтажные мастерские. Собственникам указанных объектов и земельных участков, на которых они расположены, земельный налог исчисляется с учетом ставки 0,8%.
В настоящее время Советом депутатов МО Нежинский сельсовет принято новое Положение, устанавливающее размер налоговых ставок, где установлено, что под производственными объектами понимаются также шиномонтажные мастерские и автосервисы.
Суд, выслушав пояснения сторон, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Трушину С.П. принадлежал на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, предоставленный для строительства автосервиса и шиномонтажной мастерской, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51).
Как следует из данного свидетельства, данный земельный участок относится к землям поселений. Адрес участка : участок находится примерно в 400 м по направлению на восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира : <адрес>, с/с Нежинский, <адрес>.
Постановлением администрации МО Нежинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №-п (л.д.89) указанному участку присвоен новый адрес: <адрес>.
Как следует из кадастровой выписки ФГУ «Земельная кадастровая палата» (л.д.45) кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
Указанная кадастровая стоимость земельного участка ответчиком не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 Кодекса налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В пункте 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса).
Из положений приведенных норм следует, что размер налоговой базы зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определенной на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом), и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, в том числе, и при изменении разрешенного вида использования и изменении кадастровой стоимости.
Суд не принимает во внимание доводы ответчика и его представителя о том, что при изменении вида разрешенного использования и постановки на кадастровый учет вновь образованных земельных участков, изменения кадастровой стоимости размер налога должен исчисляться исходя из нового разрешенного вида использования и применением иных ставок налога по следующим основаниям.
В соответствии с абз. 2 п.1 ст. 391 НК РФ в отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Согласно ч.1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Таким образом, положения абз. 2 п.1 ст. 391 НК РФ содержат правила об определении налоговой базы, а не даты, с которой подлежит уплате налог при образовании новых земельных участков.
В соответствии с ч.2 ст. 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента такой регистрации.
Право собственности на вновь образованные земельные участки было зарегистрировано за Трушиным С.П. только ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права и сведений Росреестра (л.д.65-68).
Поскольку плательщиком земельного налога Трушин С.П. является как собственник, обязанность и право уплачивать налог на вновь образованные земельные участки возникает у него с момента государственной регистрации права собственности на такие участки.
Исковые требования предъявлены к нему об уплате налога за период 2008-2009г., когда за ним было зарегистрировано право собственности на один земельный участок площадью 5000 кв.м.
Поскольку кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (налоговый период) была установлена в размере <данные изъяты> рублей, налоговая база для 2008-2009г.г. составляет указанную сумму.
Новая кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков с учетом измененного вида разрешенного использования будет являться налоговой базой при уплате земельного налога в 2010г., т.е. с момента государственной регистрации прав на них исходя из кадастровой стоимости, установленной с учетом категории земель в отношении каждого из вновь образованных земельных участков, и соответствующих налоговых ставок.
Согласно ч.2 ст. 53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.ч. 5,6 ст. 58 НК РФ порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Решением Совета депутатов МО Нежинский сельсовет № 168 от 30.04.2008г. (л.д.41) внесены изменения в Положение «О земельном налоге», утвержденное решением Совета депутатов МО Нежинский сельсовет от 23.10.2006г. № 64 (л.д.81), в соответствии с которым с 01.01.2008г. ставка земельного налога устанавливается в размере 0,8% в отношении земельных участков, отнесенных к землям поселения и используемых для размещения производственных объектов, 1,5% - для прочих земельных участков.
Решением Совета депутатов МО Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от 25.11.2008г. (л.д.42) утверждено новое Положение «О земельном налоге», введенное в действие с 01.01.2009г.
Данным Положением утверждены налоговые ставки для уплаты земельного налога.
Так, пунктом 3 раздела 2 данного Положения установлена налоговая ставка в размере 0,8% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям поселений и используемых для размещения производственных объектов.
Пунктом 4 данного раздела установлена налоговая ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Согласно ч.7 указанной статьи ЗК РФ земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Как пояснила в судебном заседании представитель третьего лица Матвеева Н.М., Правила землепользования и застройки, а также градостроительный регламент на территории МО Нежинский сельсовет не приняты.
Суд на основании приведенных выше положений закона, а также Положения «О земельном налоге», пояснений представителя третьего лица, приходит к выводу о том, что в данном случае должна применяться налоговая ставка - 0,8%, поскольку земельный участок предоставлен под строительство автосервиса и шиномонтажной мастерской, являющихся производственными объектами и находящимися на землях населенных пунктов.
Истец просит взыскать с ответчика недоимку по земельному налогу за 2008г. за 9 месяцев. Данный период ответчиком не оспаривается, поскольку право собственности за ним на земельный участок зарегистрировано в марте 2008г.
Расчет налога производится следующим образом.
2008г.
<данные изъяты> руб. (кадастровая стоимость)?0,8% :12 месяцев ?9 месяцев = <данные изъяты> руб.
2009г.
<данные изъяты> ?0,8% :12?12=<данные изъяты> руб.
Таким образом, общая сумма налога, подлежащая взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты> руб.
В соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Указанным выше Положением «О земельном налоге» уплата земельного налога налогоплательщиками – физическими лицами производится на основании налогового уведомления не позднее 02 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговое уведомление об уплате налога за 2008г. было направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ и предоставлен срок до ДД.ММ.ГГГГ для уплаты налога (л.д.7)
В налоговом уведомлении об уплате налога за 2009г. (л.д.4). указано на уплату налога в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку ответчиком налог уплачен не был, налоговая инспекция правомерно начислила пеню на неуплаченный в срок налог в размере одной трехсотой ставки рефинансирования.
Расчет пени производится следующим образом.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 26 дней, 1/300 ставки ЦБ – 0,0003.
<данные изъяты> ?0,0003?26=<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5 дней, 1/300 ставки ЦБ 0,00029
<данные изъяты>?0,00029?5=<данные изъяты>
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -27 дней, 1/300 ставки ЦБ – 0,00027
<данные изъяты> ? 0,00027?27=<данные изъяты> (истец просит взыскать пеню за указанный период в размере <данные изъяты> руб.). С учетом того, что дело рассматривается в пределах заявленных требований, подлежит взысканию пеня в размере <данные изъяты> руб.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 14 дней, 1/300 ставки – 0, 00026
<данные изъяты> ? 0,00026?14= <данные изъяты> (истец просит взыскать пеню за указанный период в размере <данные изъяты> руб.). С учетом того, что дело рассматривается в пределах заявленных требований, подлежит взысканию пеня в размере <данные изъяты> руб.
Итого пеня должна быть оплачена в размере <данные изъяты> рублей.
Общая сумма задолженности составляет <данные изъяты> рублей (недоимка – <данные изъяты> и пеня - <данные изъяты>).
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области удовлетворить частично.
Взыскать с Трушина С.П. недоимку по земельному налогу за 2008 и 2009г.г. в размере <данные изъяты> руб., пеню в размере <данные изъяты> руб. а всего <данные изъяты> рублей.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Трушина С.П. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 09 марта 2011 года
Судья: Н.В.Полшкова