№ 2-1103/2011 решение по делу по иску Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области к МП ЖКХ `Нежинка` о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Н.В.Полшковой

при секретаре О.С.Субботиной

с участием представителя истца Т.И.Богодуховой

представителей ответчика В.А.Волчкова,

В.П.Данилова,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области к муниципальному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Нежинка» муниципального образования Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области обратилось в суд с иском к МП ЖКХ «Нежинка» МО Нежинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании действий ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, которые выразились в непредставлении потребителям необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора жителями <адрес>, а также о признании противоправными действий по включению в договоры по предоставлению коммунальных услуг условий, ущемляющих права потребителей, обязании ответчика прекратить эти действия путем доведения до сведения потребителей обязательной информации, предусмотренной п.п.38, 49 «Правил оказания коммунальных услуг гражданам», п.4 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов» и приведения условий п.п. 4.11, 4.13 раздела 4 и п. 7.1 раздела 7 договоров на оказание услуг в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В обоснование заявленных требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ -П при проведении плановой выездной проверки ответчика, предметом деятельности которого является предоставление населению за плату коммунальных услуг (водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, вывоз твердых бытовых отходов), установлены нарушения требований п. 49 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307) в части непредставления потребителям в наглядной и доступной форме информации о наименовании, месте нахождения (адресе) юридического лица, которая должна быть расположена в вывеске, а также сведений о государственной регистрации, фамилии, имени, отчестве руководителя, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской служб, параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных законодательством РФ, сведений о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, наименовании, адресе и телефонах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих правил.

В платежных документах, выдаваемых потребителям, в нарушение требований п.38 указанных правил при расчете за коммунальные услуги отсутствовала информация об адресе (местонахождении) исполнителя, номерах контактных телефонов, номере факса (при наличии), адресе электронной почты, адресе сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. При этом не полностью указан почтовый адрес собственника помещения и банковские реквизиты (не указан район, населенный пункт, расчетный счет и БИК).

Более того, установлен факт нарушения требований п. 4 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1303, от 15.09.2000 года № 694, от 01.02.2005 года № 49), так как потребителям своевременно не предоставляется необходимая и достоверная информация по вывозу бытовых отходов, обеспечивающая возможность их правильного выбора. Так, для потребителей на момент проверки не была предоставлена информация в удобном для ознакомления месте об указанных правилах о гарантийных обязательствах исполнителя услуг, сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством РФ, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей.

Также установлены факты нарушения требований п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в части включения в договор условий, ущемляющих права потребителей коммунальных услуг. Так, в п.п. 4.1.1, 4.1.3 раздела 4 и в п. 7.1 раздела 7 обозначено, что исполнитель вправе принимать меры в случае нарушения потребителем сроков платежей за оказанные услуги в виде пени из расчета 1% за каждый день просрочки. В договорах на предоставление коммунальных услуг установлено, что исполнитель вправе прекращать предоставление услуг в случае просрочки оплаты более трех месяцев до ликвидации задолженности потребителем.

Пунктом 80 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 года № 307 исполнителю предоставлено право приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного предупреждения потребителя в случае неполной оплаты коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных, исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг.

Как следует из объяснений директора Волчкова В.А., причиной установленных недостатков в сфере защиты прав потребителей явилось незнание действующего законодательства и отсутствие специалиста, который занимался бы этими вопросами.

Таким образом, отсутствие вышеперечисленной информации лишает права потребителей на защиту его права при выборе предоставляемых коммунальных услуг, на самозащиту интересов при возникновении спорных ситуаций, а также на судебную защиту.

В судебном заседании представитель истца Богодухова Т.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточнила исковые требований и просила признать действия ответчика противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, которые выразились в непредставлении потребителям необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, жителям <адрес> и <адрес>, а также действия по включению в договоры по предоставлению услуг коммунального назначения условий, ущемляющих права потребителей и обязать прекратить эти действия путем доведения до сведения потребителей обязательной информации в наглядной и доступной форме на информационных стендах в месте оплаты коммунальных услуг, на придомовых территориях, в местах скопления граждан (клубах) о наименовании, местонахождении (адресе) юридического лица (в вывеске), сведений о государственной регистрации, фамилии, имени, отчестве руководителя, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской служб, параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий, адресе и телефонах федеральных служб исполнительной власти, доведения в платежных документах, выдаваемых потребителям, информации об адресе, местонахождении исполнителя, номерах контактных телефонов, номере факса, адресе электронной почты, адресе сайта, полном почтовом адресе собственника помещения, банковских реквизитах с указанием расчетного счета и БИК, обязать ответчика предоставить потребителям необходимую и достоверную информацию по вывозу твердых бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора, путем размещения в удобном для ознакомления месте информации о правилах предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов, гарантийных обязательствах исполнителя услуг, сведений о льготах и преимуществах, обязать ответчика устранить нарушения действующего законодательства РФ в области защиты прав потребителей путем устранения пунктов в договорах на предоставление коммунальных услуг, где имеют место факты включения в договор положений, ущемляющих права потребителей, а именно п.п. 4.1.1, 4.1.3 раздела 4, где потребителям обозначено, что исполнитель вправе применять меры в случае нарушения потребителем сроков платежей за оказанные услуги в виде пени из расчета 1 % за каждый день просрочки вместо одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, а также обязать ответчика устранить нарушения в п. 7.1 раздела 7 и привести его текст в соответствие с требованиями п. 80 «Правил предоставления коммунальных услуг» от 23.05.2006 года № 307.

Законный представитель ответчика – директор МП ЖКХ «Нежинка» Волчков В.А. в судебном заседании уточненные исковые требования Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области признал в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст. 173 ГПК РФ, представителю ответчика разъяснены, о чем имеется его подпись в протоколе судебного заседания.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд считает возможным принять данное признание иска, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области удовлетворить.

Признать действия муниципального предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Нежинка» муниципального образования «Нежинский сельсовет» Оренбургского района Оренбургской области в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в непредставлении потребителям необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора, жителям <адрес> и <адрес>, а также действия по включению в договоры по предоставлению услуг коммунального назначения условий, ущемляющих права потребителей, незаконными.

Обязать муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Нежинка» муниципального образования «Нежинский сельсовет» Оренбургского района Оренбургской области устранить допущенные нарушения путём доведения до сведения потребителей обязательной информации в наглядной и доступной форме на информационных стендах в месте оплаты коммунальных услуг, на придомовых территориях, в местах скопления граждан (клубах) о наименовании, местонахождении (адресе) юридического лица (в вывеске), сведений о государственной регистрации, фамилии, имени, отчестве руководителя, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской служб, параметрах качества предоставления коммунальных услуг, предельных сроках устранения аварий, адресе и телефонах федеральных служб исполнительной власти, доведения в платежных документах, выдаваемых потребителям, информации об адресе, местонахождении исполнителя, номерах контактных телефонов, номере факса, адресе электронной почты, адресе сайта, полном почтовом адресе собственника помещения, банковских реквизитах с указанием расчетного счета и БИК.

Обязать муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Нежинка» муниципального образования «Нежинский сельсовет» Оренбургского района Оренбургской области предоставить потребителям необходимую и достоверную информацию по вывозу твердых бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора, путем размещения в удобном для ознакомления месте информации о правилах предоставления услуг по вывозу твердых бытовых отходов, гарантийных обязательствах исполнителя услуг, сведений о льготах и преимуществах.

Обязать муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Нежинка» муниципального образования «Нежинский сельсовет» Оренбургского района Оренбургской области устранить нарушения действующего законодательства РФ в области защиты прав потребителей путем устранения пунктов в договорах на предоставление коммунальных услуг, где имеют место факты включения в договор положений, ущемляющих права потребителей, а именно п.п. 4.1.1, 4.1.3 раздела 4, где потребителям обозначено, что исполнитель вправе применять меры в случае нарушения потребителем сроков платежей за оказанные услуги в виде пени из расчета 1 % за каждый день просрочки вместо одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, а также устранить нарушения в п. 7.1 раздела 7 и привести его текст в соответствие с требованиями п. 80 «Правил предоставления коммунальных услуг» от 23.05.2006 года № 307.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.05.2011 года

Судья Н.В.Полшкова