№ 2-1122/2011 решение по делу по иску Бышкиной Л.Н. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности на квартиру



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Н.В.Полшковой

при секретаре О.С.Субботиной

с участием истца Л.Н.Бышкиной

представителя третьего лица С.А.Карамышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бышкиной Л.Н. к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности на квартиру,

У С Т А Н О В И Л :

Бышкина Л.Н. обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании права собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес>

В обоснование иска указала, что спорная квартира была предоставлена ее супругу – Бышкину А.В. на состав семьи из пяти человек : супруга Бышкина Л.Н., дети – Бышкина А.А., Бышкина А.А., Бышкина М.А. по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданному администрацией МО Оренбургский район.

ДД.ММ.ГГГГ Бышкиным А.В. заключен договор социального найма указанного жилого помещения с ОАО «Оренбургское» по племенной работе.

В настоящее время в квартире проживают все указанные выше лица.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком, от имени которого по доверенности действовал директор МП «ХХХ» ФИО8, был заключен договор приватизации спорной квартиры. Остальные проживающие в квартире лица, являющиеся совершеннолетними, отказались от участия в приватизации.

Данный договор приватизации сдан на государственную регистрацию в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (далее УФСГРКК по Оренбургской области).

Указанным органом регистрация договора и перехода права собственности была приостановлена в связи с необходимостью представления документов, подтверждающих право собственности Оренбургской области на спорную квартиру.

Единственным документом, подтверждающим право собственности Оренбургской области на спорную квартиру является выписка из реестра государственной собственности Оренбургской области, которую Управление ФСГРКК по Оренбургской области не рассматривает в качестве правоустанавливающего документа, предлагая представить документы, устанавливающие право собственности Оренбургской области в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность Республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Поскольку отсутствует распорядительный документ о передаче спорной квартиры в собственность Оренбургской области, регистрация договора приватизации, а также переход права собственности не может быть зарегистрирован.

Определением Оренбургского районного суда от 24.05.2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены : УФСГРКК по Оренбургской области, ОАО «Оренбургское» по племенной работе, Бышкина Анна Александровна, Бышкина Анастасия Александровна, Бышкина Мария Александровна, Бышкин Александр Васильевич.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явился.

Как следует из письменного отзыва, представленного ответчиком (л.д.100-101), Министерство не возражает против удовлетворения исковых требований Бышкиной Л.Н. Спорная квартира является государственной собственностью Оренбургской области, включена в реестр государственной собственности Оренбургской области, хотя государственная регистрация права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не произведена.

Третьи лица – Бышкин А.В., Бышкина А.А., Бышкина А.А., Бышкина М.А. в судебное заседание не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие, против удовлетворения исковых требований Бышкиной Л.Н. не возражали, подтвердили свой отказ от участия в приватизации спорной квартиры (л.д.75, 76).

Представитель третьего лица – УФСГРКК по Оренбургской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Как следует из представленного отзыва (л.д.95-96), указанное третье лицо не возражает против удовлетворения заявленных требований и не имеет заинтересованности в исходе дела.

Представитель третьего лица – ОАО «Оренбургское» по племенной работе – Карамышева С.А., действующая на основании доверенности (л.д.77), не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Также пояснила, что спорная квартира находится на балансе ОАО «Оренбургское» по племенной работе с момента постройки. Финансирование строительства осуществлялось администрацией Оренбургской области.

Ранее ОАО «Оренбургское» по племенной работе являлось государственным предприятием Оренбургской области. В 1992 году произошло его акционирование. Спорная квартира является собственностью Оренбургской области.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бышкину А.В. был выдан ордер на спорную квартиру (л.д. 17, 18, 38-40) на состав семьи из пяти человек (сам Бышкин А.В., супруга Бышкина Л.Н., дети – Бышкина А.А., Бышкина А.А., Бышкина М.А.) администрацией МО Оренбургский район.

ДД.ММ.ГГГГ между Бышкиным А.В. и ОАО «Оренбургское» по племенной работе был заключен договор социального найма спорной квартиры (л.д. 19-22). В качестве членов семьи, совместно проживающих с нанимателем, указаны перечисленные выше лица.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в лице директора МП «ХХХ МО Оренбургский район ФИО8, действующего на основании доверенности (л.д.), и Бышкиной Л.Н. был заключен договор приватизации спорной квартиры (л.д. 32).

При этом были представлены все необходимые документы, в том числе, заявления членов семьи истицы, совместно проживающих с ней - Бышкина А.В., Бышкиной А.А., Бышкиной А.А., Бышкиной М.А. о том, что они согласны с приватизацией, но сами участия не принимают.

ДД.ММ.ГГГГ Управление ФСГРКК по Оренбургской области приостановило государственную регистрацию права собственности на спорную квартиру, указав на необходимость предоставления документов, устанавливающих наличие права собственности Оренбургской области на спорную квартиру (л.д. 41).

ДД.ММ.ГГГГ указанный орган отказал в регистрации права собственности истицы на спорную квартиру. При этом указал, что для регистрации в качестве доказательства права собственности Оренбургской области представлена только выписка из реестра государственной собственности Оренбургской области. Данный документ, по мнению Управления, не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает факт учета государственного имущества в соответствующем ведомственном реестре.

Суд считает данный отказ неправомерным по следующим основаниям.

Как было указано выше, истица и члены ее семьи занимают спорную квартиру на основании ордера и договора социального найма с 2004г.

В данной квартире зарегистрированы только указанные выше лица, что подтверждается копией лицевого счета (л.д. 37), справкой, выданной администрацией МО Соловьевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (л.д. 38).

В материалах дела имеется также справка, выданная ОАО «Оренбургское» по племенной работе (л.д. 36), из которой следует, что спорная квартира является государственной собственностью Оренбургской области и стоит на балансе организации с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком представлена Выписка из реестра государственного имущества Оренбургской области (л.д. 68), в соответствии с которой спорная квартира является государственной собственностью Оренбургской области.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о правах на спорную квартиру (л.д. 42).

Однако спорная квартира учтена за Оренбургской областью, о чем в материалах дела имеется справка ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» (л.д. 27).

Почтовый адрес спорной квартире присвоен постановлением администрации МО Оренбургский район -п от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).

Финансирование строительства спорного дома осуществлялось администрацией Оренбургской области, что подтверждается расходным расписанием – планом финансирования финансового управления администрации Оренбургской области (л.д. 88) и заданием по капитальному строительству на 1997 год по заказчику АО «Оренбургское» по племенной работе (л.д. 89).

Спорный дом введен в эксплуатацию в 1997 году распоряжением администрации Оренбургского района -р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 90-91).

Таким образом, спорный дом был построен на средства областного бюджета.

Ранее ОАО «Оренбургское» по племенной работе являлось государственным предприятием и только решением исполнительного комитета Оренбургского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ -р оно преобразовано в ОАО (л.д.108).

Этим же решением вновь созданному ОАО переданы по договору объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Права учредителя ОАО переданы областному фонду имущества.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим законом.

Учитывая, что на момент возведения спорного жилого дома указанный выше закон еще не действовал, отсутствие зарегистрированного права собственности Оренбургской области на спорную квартиру в установленном указанным выше законом порядке, не может свидетельствовать об отсутствии такого права.

Отказывая в регистрации права собственности на спорную квартиру истице, Управление ФСРКК по Оренбургской области ссылается на постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1.

Как установлено п.п. 1, 2, 3 указанного постановления, объекты государственной собственности, указанные в Приложениях 1 и 2, относятся к федеральной собственности, объекты, указанные в Приложении 3, передаются в муниципальную собственность городов и районов.

Объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.

Как следует из указанных Приложений к постановлению, в них в качестве объектов государственной собственности указан только жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), который согласно постановлению, подлежит передаче в муниципальную собственность.

Таким образом, объекты государственной в собственности в виде жилого фонда, находящегося в управлении областной администрации, и в собственности областной администрации, прямо не поименованы в указанных приложениях, следовательно, к ним должно применяться положение п. 3 указанного постановления о передаче их в собственность областей.

В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости является собственностью Оренбургской области в силу прямого указания закона.

Судом установлено, что на государственную регистрацию истица представила выписку из реестра имущества Оренбургской области, согласно которой вышеуказанный объект недвижимости является государственной собственностью Оренбургской области, включен в реестр государственного имущества Оренбургской области.

Таким образом, истицей представлен на государственную регистрацию надлежащий правоустанавливающий документ, подтверждающий право собственности Оренбургской области на спорную квартиру.

Право государственной собственности на спорную квартиру возникло до введения в действие ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем, выписка из реестра имущества Оренбургской области является единственным правоустанавливающим документом на спорную квартиру, необходимым для заключения договора приватизации спорной квартиры.

Как следует из Положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 14.03.2011г. № 120-ук, указанное Министерство осуществляет управление и распоряжение объектами государственной собственности Оренбургской области, включая приватизацию областного имущества (ст. 1 Положения), издает распоряжения и иные акты по управлению и распоряжению государственной собственностью Оренбургской области (ст. 10 Положения).

Таким образом, договор приватизации с истицей заключен надлежащим лицом.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.ст. 6,7 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно п.п. 5,8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).

Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Учитывая, что истица занимает жилое помещение в государственном жилищном фонде по договору социального найма, она имеет право на приватизацию спорной квартиры. Договор приватизации заключен с уполномоченным лицом, действующим от имени собственника – Оренбургской области.

В соответствии с п.п. 3.14.22, 3.14.23 Положения и министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, указанное министерство принимает решения о государственно регистрации прав на объекты недвижимости областного имущества на праве государственной собственности Оренбургской области, выступает от имени Оренбургской области при государственной регистрации права государственной собственности Оренбургской области.

Таким образом, регистрация права государственной собственности Оренбургской области на спорную квартиру может быть осуществлена только указанным министерством, и от воли истицы не зависит.

Отсутствие со стороны министерства действий по регистрации права государственной собственности Оренбургской области на спорную квартиру не может являться основанием для отказа истице в приватизации спорной квартиры, на которую она имеет право.

Кроме того, действие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» продлено до ДД.ММ.ГГГГ.

В случае невнесения в ЕГРП записи о праве государственной собственности Оренбургской области до указанной даты, истица вообще может лишиться права на приватизацию, что является незаконным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бышкиной Л.Н. удовлетворить.

Признать за ней право собственности в порядке приватизации на <адрес> (литер А) по <адрес> Соловьевского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 14 июня 2011 года

Судья: Н.В.Полшкова