№2-1100/11 по иску Соплина В.А. к ФГКЭУ `Донгузская КЭЧ района` о признании отказа в рассмотрении обязательства незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 июня 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Витюковой Л.А.,

при секретаре Ерошенко А.М.,

с участием истца Соплина В.А., его представителя Тимошенко В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , представителя ответчика ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» - Фукса С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соплина В.А. к ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" о признании отказа в рассмотрении обязательства незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Соплин В.А. обратился в суд с указным исковым заявлением. Мотивирует свои требования тем, что он состоит в очереди на улучшение жилищных условий в г. Троицк Московской области с ДД.ММ.ГГГГ года.

В ДД.ММ.ГГГГ года администрация МО г. Троицк Московской области прислала ему уведомление от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому он обязан представить в отдел по учету и приватизации жилого фонда Управления по социальным вопросам администрации г. Троицка Московской области пакет документов, пунктом 8 которого является обязательство о сдаче жилого помещения по форме согласно приложению № 2 в двух экземплярах.

На основании указанных нормативных правовых актов он представил ДД.ММ.ГГГГ на подпись начальнику ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» обязательство о сдаче жилого помещения по данному месту жительства.

Однако начальник ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» Степанов Р.В. в свеем письме от ДД.ММ.ГГГГ отказал в рассмотрении его обязательства о сдаче жилого помещения.

Решение об отказе в рассмотрении обязательства о сдаче жилого помещения необоснованно и незаконное.

Поскольку обязательство о сдаче жилого помещения необходимо истцу для предоставления в администрацию г. Троицка Московской области с целью включения в списки граждан, изъявивших желание об обеспечении их

Жилым помещениями в соответствии с ФЗ № 342, и получения жилого помещения в Московской области, то отказ начальнику ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» Степанова Р.В. в рассмотрении обязательства о сдаче жилого помещения создал препятствие к осуществлению им конституционного права на получение жилого помещения в избранном месте жительства.

Просит суд признать отказ начальника ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» в рассмотрении обязательства Соплина В.А. о сдаче жилого помещения незаконным, обязать начальника ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» рассмотреть обязательство Соплина В.А. о сдаче жилого помещения и принять по нему решение.

В судебном заседании Соплин В.А. свои исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что состоит в очереди на улучшении жилищных условий в г. Троицк Московской области по категории граждане, уволенные с военной службы, обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. На данный момент проживает по договору социального найма. Порядок предоставления жилого помещения в Московской области определен Законом Московской области от 25 марта 2011 года № 34/2011 «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей». В соответствии с данным законом обязан освободить жилое помещение, в котором проживает на данный момент, и сняться с регистрационного учета. С этой целью обязан заключить обязательство об освобождении жилого помещения и представить его в администрацию г. Троицка Московской области. В списке офицеров запаса и лиц, увольняемых в запас, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Троицк Московской области на 01.01.2011 года состав семьи указан 2 человека. В обязательстве о сдаче жилого помещения, подписанном и представленном на подпись в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», состав семьи так же указан 2 человека.

Однако, начальник ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» отказался рассмотреть обязательство и подписать его, не сославшись ни на какой-либо нормативный правовой акт, чем нарушил его право на жилище, закрепленное ч.1 ст. 40 Конституции РФ, создал препятствие получению им и его семье жилого помещения в избранном месте жительства.

В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения определены ст. 83 ЖК РФ.

Просит суд признать отказ начальника ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» в рассмотрении обязательства о сдаче жилого помещения незаконным, обязать начальника ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» рассмотреть и подписать обязательство о сдаче жилого помещения.

Представитель истца Соплина В.А. – Тимошенко В.В., действующий на основании доверенности в судебном заседании просил удовлетворить иск Соплина В.А., пояснил, что считает действия ответчика неправомерными, членов семьи военнослужащих нельзя ограничивать в правах, суд не признавал Классен А.В. и Классен В.В. членами семьи. Жилье предоставлялось всем по договору социального найма.

Представитель ответчика ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» Фукс С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с требованиями Соплина В.А. не согласился, пояснил, что форма обязательства установлена Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, в нем указано, что граждане обязаны освободить жилое помещение со всеми проживающими с ним членами его семьи и сдать его в установленном законодательством РФ порядке. В спорной квартире кроме истца проживают его супруга Соплина Т.А., дочь Классен В.В. и внучка Классен А.В., которые в силу закона являются членами семьи Соплина В.В., следовательно, то же должны подписать это обязательство. Просит отказать в иске.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилищ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, проходящие службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Как следует из п. 1 ст. 15 данного закона, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как видно из п. 14 ст. 15 вышеназванного закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из п. 1 ст. 23 Закона «О статусе военнослужащих» усматривается, что военнослужащим - гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 3 ФЗ РФ № 342 от 08.12.2010 года «О внесении изменений в ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта2.1 статьи15, абзаце третьем пункта3.1 статьи24 Федерального закона от 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона) и статье2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В силу п. 2 ст. 3 ФЗ РФ № 342 от 08.12.2010 года порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Московской областной Думы от 17.03.2011 года № 3/149-П принят Закон Московской области № 34/2011-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей».

В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Московской области № 34/2011-ОЗ Жилые помещения на территории Московской области в соответствии с Федеральным законом предоставляются гражданам, которые:

1) приняты уполномоченными органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года;

2) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в уполномоченных органах местного самоуправления;

3) представили в уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, документы, перечень которых определяется центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять мероприятия по обеспечению граждан и совместно проживающих членов семьи жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (далее — уполномоченный орган), подтверждающие статус гражданина;

4) избрали форму обеспечения жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом и письменно известили об этом уполномоченный орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 22 марта 2011 года № 208/8 «Об организации работы по реализации передаваемых Московской области полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан» установлено, что Министерство строительного комплекса Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным осуществлять следующие мероприятия по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона (далее – граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом).

Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от 09.02.2011 года № 70 «Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» утвержден порядок формирования органами местного самоуправления Московской области списков граждан, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан.

Согласно п. 5 Порядка в целях обеспечения жилыми помещениями гражданин подает в уполномоченный орган в сроки, установленные Министерством строительного комплекса Московской области (далее – Министерство), заявление (лично, ценным письмом с описью вложения или бандеролью) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку, к которому прикладываются следующие документы:

8) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения форме согласно приложению № 2 (в 2 экземплярах) в случаях:

а) когда гражданином, проживающим на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, и членами его семьи принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;

б) когда гражданином и членами его семьи принимается обязательство о безвозмездном отчуждении жилого помещения принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющего обременений в муниципальную собственность.

Как следует из материалов дела, Соплин В.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий Постановлением Главы города Троицка от ДД.ММ.ГГГГ . Однако, Соплиным В.А. не представлено обязательство о сдаче жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с обязательством о сдаче жилья.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ начальника ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» обязательство Соплина В.А. рассмотрено не было, поскольку Соплиным В.А. не соблюдены условия: фактическое освобождение жилого помещения, снятие с регистрационного учета всех членов семьи, сдача жилья МО РФ, в жилом помещении, кроме истца зарегистрированы его супруга, дочь Классен В.В. и внучка Классен А.В., которые в обязательстве не указаны, в соответствии с текстом представленного обязательства должник и совместно проживающие с ним члены семьи принимают на себя обязательства сдать и освободить в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В судебном заседании представитель ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» так же пояснял, что Классен В.В. и Классен А.В. являются членами семьи Соплина В.А., поскольку указаны в ордере, совместно с ним проживают, поэтому должны подписать обязательство об освобождении жилого помещения совместно с Соплиным В.А..

Суд не может согласиться с данными доводами ответчика по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Соплину В.А. был выдан ордер на право занятия <данные изъяты> <адрес> ст. <адрес> площадью <данные изъяты>. метров на состав семьи из 5-ти человек, а именно: Соплин В.А., Соплина Т.А., Классен О., Классен Е., Классен В..

Как следует из копии лицевого счета, в настоящее время в спорной квартире зарегистрированы Соплин В.А., Соплина Т.А., Классен В.В. и Классен А.В.. Основным квартиросъемщиком (нанимателем) является Соплин В.А..

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Соплин В.А., его супруга Соплина Т.А., дочь супруги Классен В.В. и внучка супруги Классен А.В. проживают в <адрес> по договору социального найма жилого помещения.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 6 ЖК РФ, вступившего в законную силу с 01.03.2005 года, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным правоотношениям, возникшим после введения в его действие.

То же самое указано и в ст. 5 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» от 22.12.2004 года.

Таким образом, поскольку спорные правоотношения возникли ранее 01.03.2005 года, то в данном случае при разрешении спора необходимо руководствоваться нормами ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года.

В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласие остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ними членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих (ст. 5).

Статьей 69 ЖК РФ установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В соответствии с ч. 5 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

Согласно свидетельства о рождении, выданном ДД.ММ.ГГГГ, Классен В.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее родителями являются: отец Классен В.И., мать Классен Т.А..

По свидетельству о рождении <данные изъяты> , выданному ДД.ММ.ГГГГ администрацией Первомайского поссовета, Классен А.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отцом является Классен В.А., матерью Классен В.В..

Таким образом, Классен В.В. и Классен А.В. не состоят в родственных отношениях с Соплиным В.А.. и в силу закона не могут являться членами его семьи.

Материалами дела так же подтверждается, что Соплин В.А. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 2 человека, решения суда о включении в состав семьи дочь жены от первого брака и внучку (Классен В.В. и Классен А.В.) не представлено.

Судом установлено, что Соплин В.А., в установленном законом порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилья) на состав семьи 2 человека (он и супруга Соплина Т.А.) в избранном после увольнения месте жительства, обязан представить в администрацию города Троицка Московской области обязательство о сдаче жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что с Классен В.В. и Классен А.В. в силу ст. 51 ЖК РСФСР заключен договор социального найма спорного жилого помещения, который не расторгнут в установленном законом порядке, таких исковых требований не заявлено, следовательно, ответчик не вправе требовать от Соплина В.А. подписи Классен В.В. и Классен А.В. в обязательстве о сдаче жилого помещения.

Обязанность нанимателя сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем при прекращении права пользования жилым помещением предусмотрена так же Постановление Правительства РФ от 21 января 2006г. N25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями" (п.п. «л» п. 10)

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Данная норма разъяснена сторонам в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ.

Иных доказательств, кроме имеющихся в материалах дела, суду сторонами не представлено.

Поквартирная карточка, карточки регистрации, предоставленные ответчиком в материалы дела, не могут быть приняты судом во внимание в силу требований ст. 71 ГПК РФ.

Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что фактическое проживание и регистрация в спорной квартире Классен В.В. и Классен А.В. не препятствует удовлетворению просьбы Соплина В.А. о рассмотрении его обязательства о сдаче жилого помещения с отражением в ней соответствующих сведений, в частности о том, что Классен В.В. и Классен А.В. членами семьи Соплина В.А. не являются, договор социального найма с ними в установленном законом порядке не прекращен, и не находит бесспорных данных, позволяющих сделать вывод о том, что действия ответчика об отказе в рассмотрении обязательства Соплина В.А. о сдаче жилого помещения являются правомерными.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Соплин В.А., как инвалид 2 группы, в силу п. 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.

Таким образом, с ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Соплина В.А. к ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" о признании отказа в рассмотрении обязательства незаконным удовлетворить.

Признать отказ начальника федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Донгузская КЭЧ района» в рассмотрении обязательства Соплина В.А. о сдаче жилого помещения незаконным.

Обязать начальника федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Донгузская КЭЧ района» рассмотреть обязательство Соплина В.А. о сдаче жилого помещения и принять по нему решение.

Взыскать с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «Донгузская КЭЧ района» в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2011 года при помощи компьютерной техники

Судья                                                                     Л.А. Витюкова