№2-1098/11 по иску Коростелева В.В. к Администарции МО Оренбургский район, админситарции МО Южноуральский с/с Оренбурсгкий район о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        

27 мая 2011 года                                                                             г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи                                               Витюковой Л.А.

при секретаре                                                                             Ерошенко А.М.

с участием представителя истца Коростелева В.В. – Шелдаковой Н.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коростелева В.В. к Администрации МО Оренбургский район, администрации МО Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Истец Коростелев В.В. обратился с указанным заявлением в суд. В обосновании своих требований указывает, что на основании решения Оренбургского районного суда Оренбургской области он является собственником незавершенного строительством жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, процент завершенности <данные изъяты> %, площадь застройки – <данные изъяты> кв. метров, материал конструкций – ленточный из сборных бетонных блоков, расположенного по адресу: <адрес> <адрес> Земельный участок под данным объектом незавершенного строительства сформирован и поставлен на кадастровый учет.

В ДД.ММ.ГГГГ года истец обращается в администрацию МО Оренбургский район с заявлением о предоставлении ему земельного участка в порядке ст. 36 ЗК РФ. ДД.ММ.ГГГГ письмом истцу было отказано в предоставлении земельного участка в собственность под вышеуказанным объектом, чем нарушено его право, предусмотренное законодательством РФ.

Истец не согласен с данным решением, считает его незаконным, поскольку являясь собственником объекта незавершенного строительства – жилого дома обладает преимущественным правом приобретения спорного земельного участка в собственность в соответствии со ст. 36 ЗК РФ.

Просит суд признать отказ администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать администрацию МО Оренбургский район заключить с Коростелевым В.В. договор купли-продажи земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель истца Шелдакова Н.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ1 года в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.

Представитель ответчиков администрации МО Оренбургский район Оренбургской области и МО Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Из представленного отзыва администрацией МО Оренбургский район следует, что объекты незавершенного строительства не названы в п. 1 ст. 36 ЗК РФ в качестве объекта права собственности, поэтому применение порядка выкупа земельного участка под объектами незавершенного строительства возможно в случаях, прямо указанных в законе. Таким случаем является в силу п. 1 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и в соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ РФ № 137-ФЗ, поскольку статусом здания, строения и сооружения объект незавершенного строительства не обладает, право на использование такого объекта капитального строительства в силу п. 10 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ и ст. 55 ГК РФ возникает с момента ввода в эксплуатацию, то к нему не могут быть применены положения ч. 1 ст. 36 ЗК РФ. Право собственности на спорный земельный участок может быть приобретено с согласия муниципалитета только после окончания строительства жилого дома. Кроме того, должен соблюдаться баланс публичных и частных интересов, В период строительства арендатор пополняет бюджет муниципального образования путем внесения арендных платежей. Просит отказать в удовлетворении исковых требований Коростелева В.В..

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Возможность иметь землю в частной собственности предусмотрена Конституцией РФ (ст. 9).

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу положений ст.ст. 273, 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ при передаче права собственности на здание, строение, сооружение, новому собственнику подлежат передаче права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридичскими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.. Распределение обязанностей по оформлению прав на земельный участок, на котором находятся объекты недвижимого имущества и порядок оформления этих прав предусмотрены пунктами 5-8 статьи 36 ЗК РФ.

В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 названного кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 названного кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

По смыслу п. 7 ст. 36 ЗК РФ заявление гражданина или юридического лица в органы местного самоуправления о выделении земельного участка служит поводом для производства упомянутых и иных землеустроительных мероприятий, если речь идет о муниципальных землях и, соответственно, субъектом, на котором согласно ст. 29 ЗК РФ лежит обязанность по предоставлению земельного участка, является орган местного самоуправления.

В силу п. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизации земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд.

Ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии перечисленных в приведенной норме оснований, препятствующих предоставлению спорного земельного участка в собственность истца.

Судом установлено, что Коростелев В.В. является собственником объекта незавершенного строительства – жилого дома, площадью застройки <данные изъяты> кв. метров, степень готовности <данные изъяты>%, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, участок , что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, участок , категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв. метров, является государственной собственностью, на земельном участке расположен объект незавершенного строительства.

После регистрации права собственности на незавершенный объект строительства, истец обратился в администрацию МО Оренбургский район с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация МО Оренбургский район Оренбургской области отказала в предоставлении спорного земельного участка в собственность Коростелеву В.В., указав, что в соответствии со ст. 36 ЗК РФ и Постановления Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 года № 9885/08 исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на этих земельных участках, являющихся капитальными строениями, возникновение права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием, предоставляющим исключительное право на выкуп земельного участка, на котором находится указанный объект.

Анализируя приведенные нормы закона, и т, что Коростелев В.В. является собственником недвижимого имущества – ОНС площадью застройки 60,8 кв. метров, суд приходит к выводу, что отказ МО Оренбургский район Оренбургской области в предоставлении спорного земельного участка в собственность не основан на законе. Цель использования земельного участка, на котором находится объект незавершенного строительства, принадлежащего на праве собственности истцу, не связана с осуществлением строительства объекта, такой объект не является самовольной постройкой, следовательно, истец вправе требовать заключения с ним договора купли-продажи земельного участка, занятого ОНС и необходимого для его размещения. При этом ограничения, установленные п. 4.8 Решения Совета депутатов МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории МО Оренбургский район в части того, что земельные участки, предоставленные для строительства не подлежат передаче в собственность до окончания строительства, суд считает не основанными на законе.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность возможен только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, которые носят исчерпывающий характер и не содержат запрета на предоставление в собственность земельных участков под объекты незавершенного строительства.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным отказ администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ , в предоставлении Коростелеву В.В. в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер по его заявлению и обязать администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области заключить договор купли-продажи спорного земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок .

Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены правила разграничения земель в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность поселений, городских округов, муниципальных районов.

Эти правила устанавливают, что к землям федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Эти же правила действуют и в отношении земель, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, администрация МО Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Коростелева В.В. к Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в предоставлении земельного участка в собственность Коростелева В.В..

Обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области заключить с Коростелевым В.В. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, с кадастровым номером , категория земель – <данные изъяты>, разрешенное использование – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок .

Исковые требования Коростелева В.В. к Администрации муниципального образования Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 02.06.2011 года при помощи компьютерной техники

Судья Л.А. Витюкова