РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 11 февраля 2011 года г. Оренбург Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Витюковой Л.А. при секретаре Ерошенко А.М. с участием представителя ответчика ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» С.В.Фукс, действующего на основании доверенности от 09.03.2010 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ржевской Р.П. к ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Ржевская Р.П. обратилась в суд с указным исковым заявлением. Мотивирует свои требования тем, что она проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, вселилась в данное жилое помещение на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Наймодателем жилого помещения является ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района». Собственником – РФ, числится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», к числу служебного жилого помещения не относится. Истец, желая приватизировать данное жилое помещение, обратилась в МП «Услуги» Оренбургского района, где ей пояснили, что в настоящее время МП «Услуги» не имеет полномочий для передачи государственной собственности в частную. Документы, у нее не были приняты и письменного отказа ей не дали. Затем она обратилась с заявлением о заключении договора приватизации спорной квартиры в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», ею был получен ответ, что КЭЧ не наделено полномочиями по передаче недвижимого имущества в собственность физическим лицам и рекомендовало обратиться за решением данного вопроса в судебном порядке. Так как в настоящий момент неизвестно, кто уполномочен на заключение договора передачи квартиры из государственной собственности в частную, нарушается ее право на бесплатное получение в собственность жилого помещения, в котором она проживает на основании договора социального найма. Просит суд признать за Ржевской Р.П. право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, состоящее из <данные изъяты> комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области, администрация МО «Первомайский сельсовет» Оренбургского района Оренбургской области. В судебное заседание не явилась истец Ржевская Р.П., о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области в судебное заседание также не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В представленном суду отзыве указали, что заключать договор передачи спорной квартиры в собственность истца правомочен правообладатель жилого помещения, то есть ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» по согласованию с Министерством Обороны РФ. Учитывая изложенное, у Территориального управления Росимущества в Оренбургской области отсутствует заинтересованность в исходе дела, в связи с чем возражений против удовлетворения исковых требований они не имеют. В судебное заседание также не явился представитель администрации МО «Первомайский сельсовет», представитель МО РФ, хотя о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, уважительной причины неявки суду не представили. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ. В судебном заседании представитель ответчика ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» Фукс С.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Мельник Т.В. признал в полном объеме, ему разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст.173 ГПК РФ. Суд, заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В судебном заседании Фукс С.В., действующий на основании доверенности от ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ район», признал исковые требования в полном объеме. В соответствии с ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу положений ст.54 ГПК РФ право представителя на признание иска должно быть специально оговорено в доверенности. В доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Фукс С.В. на право представления интересов ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», оговорено его право на признание исковых требований, в связи с чем суд принимает признание иска представителем ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований по следующим основаниям. Согласно ч.1 ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу п.1 и п.3 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. Согласно п.12 ст.1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 года N1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. В соответствии с п.1, пп.«и» п.2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества. Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335. Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Согласно п. 1.1, 1.4 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 982-р от 25.07.2007 года на базе Донгузской КЭЧ и является ее правопреемником. Учреждение является юридическим лицом. Согласно справки, выданной ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» от 18.01.2011 года № 03, спорное жилое помещение является собственностью РФ, числится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», к служебному жилому помещению не относится. Распоряжением Министерства имущественных отношений № 6908-р от 09.12.2003 года «О закреплении имущества за Донгузской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России» жилой дом, в котором проживает истец, закреплен на праве оперативного управления за Донгузской КЭЧ района. Сведения о том, что регистрация данного права, то есть права оперативного управления, произведена, - отсутствуют. По сообщению архивного отдела администрации МО «Оренбургский район» <адрес> жилого <адрес> в число служебных не включена. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочиями по распоряжению федеральным имуществом, в том числе на праве оперативного управления, наделено Министерство обороны РФ. При таких обстоятельствах ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» является ненадлежащим ответчиком по делу. Оформление в собственность жилого помещения в порядке приватизации проводится регистрационным органом по месту жительства и возможно при наличии согласия собственника (Министерства обороны Российской Федерации) при условии соблюдения требований Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и иных нормативных актов, регулирующих данные правоотношения. Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ Ржевская Р.П. обратилась в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с заявлением о передаче занимаемого ей жилого помещения в собственность, ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в приватизации жилого помещения. В соответствии со ст.35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности. Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, квартира по адресу: <адрес> установленном законом порядке не признана аварийным жильем, не находится в общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит приватизации. Договор социального найма в отношении спорного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ заключен с Ржевской Р.П.. Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Из сообщения Управления жилищной политики администрации г.Оренбурга следует, что сведения об участии Мельник Т.В. в приватизации отсутствуют. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Как следует из копии лицевого счета и справки от ДД.ММ.ГГГГ домоуправления №, Ржевская Р.П. постоянно зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: <адрес>. Другого жилого помещения за Ржевской Р.П. на праве собственности в порядке приватизации не зарегистрировано. Таким образом, суд приходит к выводу, что препятствия для приватизации отсутствуют, право Ржевской Р.П. на приватизацию спорного жилого помещения подтверждено совокупностью представленных суду доказательств. Из материалов дела следует, что основным препятствием к осуществлению нанимателями жилых помещений прав на участие в приватизации является то обстоятельство, что право оперативного управления не было зарегистрировано в установленном законом порядке. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" от 13 октября 1997 г. N 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Таким образом, истец не может реализовать право на получение жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность по независящим от нее причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Учитывая, что отказ Ржевской Р.П. в приватизации жилого помещения приведет к нарушению ее конституционных прав, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных ею требований. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В п. 2 Постановления Пленума ВС РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"(в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996 г., 6 февраля 2007 г., 2 июля 2009 г.) указано: учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства. Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке. Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца, государственная пошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» в доход государства. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ржевской Р.П. к ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" » - удовлетворить. Признать за Ржевской Р.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную <адрес>, расположенную на пятом этаже пятиэтажного кирпичного жилого <адрес> литер № с подвалом жилой площадью <данные изъяты> кв. метров, общей площадью <данные изъяты> кв. метров по адресу: <адрес>. Взыскать с ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Данное решение является основанием для регистрации права собственности Ржевской Р.П. на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Управление Росреестра по Оренбургской области). Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 16.02.2011 года Судья Л.А. Витюкова
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.