№2-357/11 по иску Лебедевой Е.А. к администрации МО Оренбургский р-он, Теруправленю Росимущества в Оренбургской области о признании действия (бездейстивия) ответчика незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

        

30 марта 2011 года                                                                             г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи                                               Витюковой Л.А.

при секретаре                                                                             Ольховик Е.А.

с участием истца Лебедевой Е.А., представителя ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Захаровой А.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области Быстровой А.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой Е.А. к Администрации муниципального образования Оренбургский район, территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании действия (бездействия) ответчика незаконными, возмещении ущерба, признании права собственности на земельный участок, взыскании судебных расходов.

УСТАНОВИЛ:

Истец Лебедева Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о выделении ей земельного участка. Однако ответчик не предоставил ей необходимые документы, была организована переписка по уточнению, кто является собственником земельного участка – Министерство обороны РФ либо администрация МО Оренбургский район. Истец, получив постановление Администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ -п, решила, что ответчик поступает в соответствии с ФЗ, решив проблему, в связи с проведением разграничений собственности на землю между спорными сторонами – Администрацией МО Оренбургский район и в/ч 33157.

Истец произвела затраты на размещение объявления в газете «Сельские вести», на межевание, на получение кадастрового паспорта и проведение регистрации.

Кроме того, истец произвела за свой счет оценку рыночной стоимости земельного участка, для определения размера арендной платы. Договор был заключен с МП «Услуги», где в качестве заказчика была указана администрация МО Оренбургский район, а в качестве плательщика – истец.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении права собственности на земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ истцом был получен ответ, исходя из которого ответчик не представил никаких правоустанавливающих документов, ответчик не имел право выступать в качестве собственника и распоряжаться земельным участком, ответчик имеет право на разграничение земли. В связи с чем ответчик незаконно выступает в роли собственника, и выполняет функции собственника, не имея на то прав.

На претензию истца от ДД.ММ.ГГГГ не ответил, и не вернул в добровольном порядке, в связи с чем истец понесла материальные расходы в сумме <данные изъяты> рублей, что подтверждается чеками.

Истец потратила много времени, здоровья и сил занимаясь перепиской и выяснением отношений с чиновниками, обращалась во все инстанции и к партийным структурам, правоохранительные органы.

Просит суд признать действия (бездействия) ответчика, который знал, что поступает незаконно, действуя в роли собственника земельного участка, начал заключать сделку с земельным участком, не имея на то никаких законных прав – незаконными, понудить ответчика произвести разграничение земли и получить государственную регистрацию, возместить материальный ущерб, который истец понесла для заключения сделки по оформлению документов на земельный участок: <данные изъяты> рублей – за акт выборки земельного участка (оплата по чеку в МУП «Застройщик»), <данные изъяты> рублей за межевание и кадастровый паспорт, согласно договору, <данные изъяты> рублей за объявление в газету «Сельские вести», итого <данные изъяты> рублей, взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Впоследствии истица дополнила свои исковые требования требованием о признании за ней права собственности на спорный земельный участок. В обосновании иска указала, что более года пользуется этим земельным участком, в связи с чем за ней должно быть признано право собственности на земельный участок и выдано свидетельство о государственной регистрации права территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

В судебном заседании истица свои исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что обращалась в прокуратуру Оренбургского района с заявлением, на каком основании администрация МО Оренбургского района имеет право выделять ей земельный участок. Прокуратура Оренбургского района дала ответ о том, что у ответчика нет прав на этот земельный участок. Прокуратура отвечает, что администрация не вправе предоставлять ей и другим земельные участки, так как земля не разграничена в обороте и находится в собственности Российской Федерации. Министр здравоохранения и социального развития дала ответ, что земельный участок на льготных условиях может быть предоставлен только при разграничении земельных участков. Фирма, которая занимается оценочной деятельностью, сообщила, что у них имеется договор на проведение строительных работ, в договоре в качестве заинтересованного лица указана администрация МО Оренбургский район, она указана в качестве плательщика, поэтому решила обратиться в суд. Согласно ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основании ФЗ РФ. Согласно ФЗ о защите инвалидов, что инвалидам создаются условия для получения профессии. Обучается в ОГУ, так же считает, что ей должны предоставляться условия для пользования земельным участком. Как предусмотрено в законе о приватизации, отказ в выкупе земли не допускается. Считает, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, так как администрация не имеет полномочий для вынесения этого постановления. Не согласна на заключение договора аренды с ней, поскольку он так же будет незаконным, так как у администрации МО Оренбургского района нет таких полномочий, земля не разграничена. Считает, что право собственности на земельный участок возникло у нее, поскольку на нем находится ее вагончик, движимое имущество, в последующем желает построить на нем строение. Считает, что моральный вред обоснован, так как вынуждена ходить по судам, обращаться во все инстанции. Просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области Захарова А.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве, который приобщен к материалам дела и из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении ей земельного участка в аренду для размещения торгового ларька, но которое дан ответ о том, что в соответствии с ч. 5 ст. 30 ЗК РФ ей необходимо получить акт обследования и выбора земельного участка под размещение торгового павильона, исключая территорию, прилегающую к магазину «Магнит» и детского сада «Звездочка». Учитывая поступление единственной заявки от истца на публикацию в газете «Сельские вести» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка, в соответствии со ст. 31 ЗК РФ администрацией МО Оренбургский район издано постановление -П от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании земельного участка из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области под размещение торгового павильона, утверждении акта обследования и выбора земельного участка. Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, согласно кадастровому паспорту земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной в обороте. Полагает возможным заключить договор аренды с Лебедевой Е.А. на спорный земельный участок, если она изъявит такое желание. Требования о возмещении материального ущерба считают незаконным, так как истцом не представлены доказательства причинения ей вреда, ни морального, ни материального. Просит отказать в иске.

Представитель ответчика территориального агентства по управлению государственным имуществом, привлеченной к участию в деле в качестве соответчика определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, Быстрова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве по существу спора, который приобщен к материалам дела и из которого следует, что согласно свидетельству о праве бессрочного пользования землей П-33-2 от ДД.ММ.ГГГГ, выданному войсковой части 33157 МО РФ, земельные участки общей площадью 78704 га предоставлены на праве постоянного бессрочного пользования войсковой части 33157 на основании распоряжения Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжения администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ -р. В силу п. 9 ФЗ РФ «О введении в действие ЗК РФ» № 137-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ данное свидетельство имеет юридическую силу, равную по силе записям в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно п. 1 ст. 39 ЗК РФ исключительно к федеральной собственности относятся земли обороны и безопасности, то есть те земельные участки, которые предоставлены и используются для обеспечения деятельности Вооруженных сил РФ, войск Пограничной службы РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, то есть структур, подведомственных МО РФ. До настоящего времени в отношении данного земельного участка МО РФ не осуществлены мероприятия по его формированию путем постановки на государственный кадастровый учет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, функции по управлению, контролю за использованием по назначению и сохранностью, распоряжению имуществом, включая земельными участками Вооруженных Сил РФ, возложены в полном объеме на МО РФ. Сохранность земельному участку может быть обеспечена исключительно после установления границ, внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости и единый государственный реестр прав. До постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 78704 га, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части 33157, невозможно определенно установить, входит ли в его состав земельный участок с кадастровым номером 56:21: 1701006:28 площадью 96 кв. метров, на который претендует истец. Доводы истца о том, что ответчики обязаны предоставить ей спорный земельный участок в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю» необоснованны, так как данный документ утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня документов, необходимой для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю». Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области является не надлежащим ответчиком, поскольку вышеуказанное Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ все полномочия по управлению и распоряжению земельными участками структур, подведомственных МО РФ, передало МО РФ. Истец ни в устной, ни в письменной форме не обращалась в территориальное управление ФАУГИ в Оренбургской области до подачи искового заявления в суд, следовательно, утверждения истца о нарушениях его прав со стороны территориального управления необоснованны. Просит отказать в иске.

Представитель администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, о наличии уважительных причин не явки суд не известил и не представил доказательств уважительности этих причин, не просил об отложении судебного заседания.

Представитель МО РФ, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, о наличии уважительных причин не явки суд не известил и не представил доказательств уважительности этих причин, не просил об отложении судебного заседания.

Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии не явившихся лиц.

Специалист ФГУ «ЗКП по Оренбургской области» Шагиева Л.Р., привлеченная к участию в деле определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, представила письменные пояснения по существу спора, из которых следует, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления и межевого плана, подготовленного ООО «Проектный институт» кадастровых работ». Участок имеет следующие характеристики: категория земель - земля сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - под размещение торгового павильона, статус сведений – временный. Сведения и документы о предоставлении указанного земельного участка на праве бессрочного пользования войсковой части 33157 в ФГУ «ЗКП по Оренбургской области» отсутствуют. Согласно п. 9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Опрошенный в качестве свидетеля начальник Южной КЭС треста «Оренбурцентрсельгаз» Исаев О.В. суду пояснил, что на спорном земельном участке имеется труба на расстоянии 4 метров от строения (торгового павильона), наземный газопровод, эксплуатирует его Донгузская КЭЧ района, КЭС занимается обслуживанием. Возражений по размещению торгового павильона нет, так как нет никаких нарушений, разрешается установка объекта на расстоянии двух метров от газопровода.

Свидетель ФИО10, юрист ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» представил схему водовода, пояснил суду, что иной схемы у них нет, водовод числится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», в настоящее время обслуживается ОАО «Славянка». Истцу не давалось разрешение для размещения ларька, так как водовод находится очень близко. На каком расстоянии, не знает.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суд решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Возможность иметь землю в частной собственности предусмотрена Конституцией РФ (ст. 9).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Лебедева Е.А. обратилась в администрацию МО Оренбургского района с заявлением о предоставлении ей на праве аренды земельного участка, рядом с местом ее проживания, для размещения торгового ларька. (л.д. 7 том 1)

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истца администрацией МО Оренбургский район был организован выезд в п. Первомайский в целях обследования земельного участка на <адрес> <адрес> для возможности установки торгового павильона, о чем дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом для согласования истцу Лебедевой Е.А. был отправлен акт выбора земельного участка.

Статьей 30 ЗК РФ регламентирован порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которой предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

ДД.ММ.ГГГГ в газете «Сельские вести» опубликована статья о возможности предоставления спорного земельного участка в соответствии со ст. 22, 30, 31 ЗК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования и выбора земельного участка под размещение торгового павильона со схемой расположения участка, в котором указано, что ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» не согласовывает размещение, что подтверждается пояснениями ФИО10.

На основании постановления администрации МО Оренбургского района -П от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании земельного участка из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области под размещение торгового павильона, утверждении акта обследования и выбора земельного участка» предварительно согласован земельный участок из государственных земель, не разграниченных в обороте, в границах территории МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, разрешенное использование: под размещение торгового павильона, местоположение земельного участка: <адрес>, участок расположен по <адрес>, <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, площадью 96 кв. метров, утвержден акт обследования и выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ при условии обеспечения беспрепятственного доступа к инженерным сетям в случае возникновения аварийной ситуации, на Лебедеву Е.А. возложена обязанность в сроки, предусмотренные законодательством, установить на местности границы земельного участка и обратиться в ФГУ «ЗКП по Оренбургской области» для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет; отделу по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям в сроки, установленные законодательством при предоставлении кадастрового паспорта оформить предоставление земельного участка.

Суд не соглашается с доводами истца о том, что ответчики втянули ее в переписку по выяснению обстоятельств, кто является собственником земли, поскольку в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном в администрацию МО Оренбургский район, Лебедева Е.А. просит предоставить информацию о том, с кем необходимо заключить договор, какой именно договор и необходимость оплаты.

Данный земельный участок внесен в государственный кадастр недвижимости, кадастровый номер .

В обоснование своих доводов истец указывает, что земельный участок, на котором расположен ее торговый ларек, является собственностью МО РФ, поскольку предоставлен войсковой части 33157, в связи с чем администрация МО Оренбургский район не имеет никаких полномочий по его распоряжению.

Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены правила разграничения земель в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность поселений, городских округов, муниципальных районов.

Эти правила устанавливают, что к землям федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Эти же правила действуют и в отношении земель, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Статья 17 Земельного кодекса Российской Федерации к собственности Российской Федерации (федеральной собственности) на землю относит, в частности, те земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Ранее действовавший Земельный кодекс РСФСР 1970 г. устанавливал государственную (общенародную) собственность на землю, которая могла быть предоставлена только в бессрочное или временное пользование (ст. 3, 11).

На основании ст. 12 названного Земельного кодекса предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода постановлением Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решением исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов. Порядок предоставления земель Министерству обороны Российской Федерации Земельный кодекс РСФСР 1970 г. не устанавливал, хотя в состав единого государственного земельного фонда на основании ст. 4 включались земли государственного запаса. Можно предположить, что именно из этого государственного земельного запаса и предоставлялись Министерству обороны в различные периоды земельные участки для нужд обороны до момента принятия Земельного кодекса РСФСР в 1991 г.

По Земельному кодексу РСФСР 1991 г. в состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входили, в том числе и земли обороны, предоставленные для ее нужд, в частности для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Вооруженных Сил, пограничных, внутренних и железнодорожных войск (ст. 70, 71, 79, 88 Земельного кодекса РСФСР).

В 1996 г. Федеральный закон "Об обороне" установил, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности (п. 10 ст. 1).

Материалами дела установлено, что на основании распоряжения СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения администрации Оренбургского района от ДД.ММ.ГГГГ -р войсковой части 33157 для государственных нужд выдано свидетельство о праве бессрочного пользования землей <адрес> га № от ДД.ММ.ГГГГ.

Следует отметить, что предоставление таких земельных участков осуществлялось как на основании актов исполнительных органов СССР, так и на основании актов исполнительных органов края без четкого указания границ отводимого земельного участка, определялась лишь его общая площадь. Правовая природа предоставляемых земельных участков (право собственности, право пользования, иное право) в названных актах не указывалась, поскольку вся земля являлась государственной собственностью.

Действительно, границы данного земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, не установлены, сведения об этом в ФГУ «ЗКП по Оренбургской области», в Управлении Россреестра по Оренбургской области отсутствуют.

Воинская часть 33157, в чьем пользовании находились названный земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров, юридическим лицом не является.

Материалами дела установлено, и не оспаривается сторонами, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв. метров с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, участок расположен по <адрес> примерно в <данные изъяты> м на восток от границ территории и существующего детского сада «Звездочка» и примерно в <данные изъяты> м юго-западнее существующего магазина «Магнит», на котором расположен торговый павильон истца, расположен на территории поселка Первомайский поссовета Оренбургского района Оренбургской области, более года используется Лебедевой Е.А..

В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно п.9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991г. № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому в подп. 1 п. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. земля рассматривается как природный объект (составная часть природы) и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека. В этом качестве земля и связанные с ней общественные отношения являются объектом правового регулирования природоохранного и прежде всего земельного законодательства.

Подпункт 2 п. 1 ст. 6 Земельного Кодекса РФ в качестве объекта земельных отношений называет земельный участок, юридическое определение которого установлено в п. 2 этой же статьи. Одновременно такой участок является недвижимым имуществом, объектом гражданских прав, вещью в гражданско-правовом смысле (ст. 128-130, 133, 260 ГК РФ). Как и любая другая вещь, земельный участок, отвечающий требованиям гражданского и земельного законодательства, может предоставляться гражданам и юридическим лицам, быть предметом сделок, в результате которых возникают, переходят и прекращаются вещные и иные права на землю. В этом качестве он является объектом не только земельных (связанных с использованием и охраной земель), но и множества гражданско-правовых отношений, прежде всего имущественных ( ст. 2 ГК РФ).

Объектом земельных (и в определенных случаях гражданско-правовых) отношений может быть также часть земельного участка (подп. 3 п. 1 ст. 6 ЗК РФ). В случаях, когда в соответствии с законодательством земельный участок приобретает качества делимой вещи, объектом гражданского оборота может быть не только соответствующий земельный участок в целом, но и его часть, которая в таком случае приобретает статус самостоятельного земельного участка.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Из данного определения следует, что такой участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что его границы "описаны и удостоверены в установленном порядке".

Установление фактических границ земельных участков осуществляется при проведении землеустройства, которое включает, в частности, мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства, помимо ст. 68, 69 Земельного Кодекса РФ, осуществляется ФЗ от 18.06.2001 г. "О землеустройстве", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе ведомственными), а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

Для того, чтобы земельный участок мог стать объектом не только земельных, но и гражданско-правовых отношений, объектом субъективных гражданских прав, он должен пройти государственный кадастровый учет по правилам ст. 70 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом сделки могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

В ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения факт постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 78704 кв. метров, предоставленного войсковой части 33157.

Таким образом, суд не может согласиться с доводами истца о том, что спорный земельный участок площадью 96 кв. метров с кадастровым номером 56:21:1701006:28 входит в состав земель, предоставленных войсковой части 33157, то есть является федеральной собственностью.

С точки зрения соблюдения процедур предоставления земельного участка, важным является следование требованиям, установленным Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

По смыслу данных норм закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Действующий Земельный Кодекс Российской Федерации устанавливает порядок образования земельных участков при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Данный порядок также регулирует образование земельных участков из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку иное не установлено действующим законодательством.

После образования земельного участка из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, данный объект недвижимости считается сформированным и поставленным на кадастровый учет. Орган местного самоуправления, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, вправе предоставить такой земельный участок для испрашиваемых целей в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

Образование земельных участков является необходимым условием для предоставления земельных участков.

Орган местного самоуправления, реализуя полномочия по предоставлению земельных участков, в том числе из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет функции по их образованию в порядке, установленном ст. ст. 30 - 34 и 38 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены правила разграничения земель в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность поселений, городских округов, муниципальных районов.

Эти правила устанавливают, что к землям федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Эти же правила действуют и в отношении земель, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.

Пункт 10 ст. 3 названного Закона установил еще одно правило: распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Воспользовавшись полномочиями, предоставленными п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" по распоряжению не разграниченными земельными участками, администрация МО Оренбургский район Оренбургской области издала оспариваемое постановление.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок площадью <данные изъяты> в. метров с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, участок расположен по <адрес>, <адрес> юго-западнее существующего магазина «Магнит» является государственной собственностью, государственная собственность на который не разграничена.

При таких обстоятельствах суд не соглашается с доводами истца о том, что у ответчика администрации МО Оренбургский район Оренбургской области отсутствуют правомочия распоряжаться спорным земельным участком, в том числе в отсутствие государственной регистрации права собственности на него, и не находит оснований для признания незаконным постановления администрации МО Оренбургский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ -П.

Поскольку суд пришел к данному выводу, суд не может удовлетворить требования Лебедевой Е.А. о понуждении ответчиков провести разграничение земли и получить государственную регистрацию, так как отсутствует нарушение прав истца.

Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, истец в территориальное управление ФАУГИ в Оренбургской области с заявлением о предоставлении ей в собственность, на праве аренды спорного земельного участка не обращалась.

Распоряжаться же земельными участками, не относящимися к муниципальной собственности, в отношении тех земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, могут лишь органы местного самоуправления, следовательно, территориальное управление ФАУГИ в Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами истца о том, что администрацией МО Оренбургский район и территориальным агентством по управлению государственным имуществом в Оренбургской области нарушаются ее права, предусмотренные ст. 20 ФЗ РФ Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 18 октября, 1 ноября, 1 декабря 2007 г., 1 марта, 14, 23 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля 2009 г., 9 декабря 2010 г.), предусматривающей создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, а так же о том, что действия (бездействия) ответчика администрации МО Оренбургский район являются незаконными, поскольку последние изначально знали о том, что поступают незаконно, выступили в роли собственника земли и начали совершать сделку с земельным участком, не имея на то полномочий.

Разрешая исковые требования в части признания за Лебедевой Е.А. права собственности на спорный земельный участок и обязании выдать свидетельство о государственной регистрации права, суд приходит к следующему.

В обоснование своих доводов истец указывает, что она более года пользуется этим земельным участком, на нем расположено ее движимое имущество – торговый павильон (ларек), поэтому приобрела на него право собственности.

Земельный Кодекс РФ содержит специальную статью (ст. 25), посвященную основаниям возникновения прав на землю. Права на земельные участки, которые предусмотрены главами III и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Как уже отмечалось, земельный участок с точки зрения гражданского законодательства является вещью, недвижимым имуществом, объектом права собственности, аренды и иных прав. Поэтому основаниями возникновения прав на землю являются прежде всего те, которые предусмотрены ГК РФ и другими актами гражданского законодательства Российской Федерации.

В частности, ст. 8 ГК РФ содержит перечень общих оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Статьи главы 14 ГК РФ устанавливают основания приобретения права собственности.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены только федеральными законами. Среди таких федеральных законов можно назвать, в частности, ГК РФ, Земельный Кодекс Российской Федерации, федеральные законы, предусматривающие возможность установления публичных сервитутов.

Наиболее распространенными основаниями возникновения прав на земельные участки являются акты государственных органов и органов местного самоуправления, когда земельные участки предоставляются из государственных или муниципальных земель (ст. 28-29 Земельного Кодекса РФ), принятые в пределах их компетенции, установленной в ст. 9-11 Земельного Кодекса РФ.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании за истцом права собственности на спорный земельный участок и как следствие, не может обязать ответчика выдать ей свидетельство о праве собственности в территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу п. 2.5 Положения «О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории МО Оренбургский район Оренбургской области», утв. Решением Совета Депутатов МО Оренбургский район Оренбургской области от 07.07.2006 года № 73 оформление всех документов по предоставлению земельных участков для строительства, его формированию и оценке производится за счет средств заинтересованного лица.

Таким образом, суд не соглашается с доводами истца о том, что действиями ответчика ей причинен материальный ущерб в сумме <данные изъяты> рублей, который подлежит взысканию с ответчика.

Истец просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Ст.1099 ГК РФ устанавливает правило, согласно которого моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Как указывает истец, ему причинен моральный вред, поскольку она длительное время занималась перепиской для выяснения отношений с чиновниками во все инстанции, по партийным структурам и правоохранительным органам.

Каких-либо доказательств, подтверждающих причинение морального вреда действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающих на принадлежащие истцу другие нематериальные блага, Лебедевой Е.А. не представлено.

Поскольку действия (бездействие) ответчиков не нарушали личные неимущественные права Лебедевой Е.А., а специального указания в законе о возможности компенсации морального вреда в такой ситуации не имеется, моральный вред (<данные изъяты> рублей) не может быть компенсирован истцу.

Истцом Лебедевой Е.А. заявлены требования о возмещении понесенных по делу судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> рублей, указывая, что в связи с отсутствием доступа к социальному транспорту ей пришлось два раза нанимать водителя для обеспечения личного участия в суде ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с заключением договора на перевозку пассажира и багажа.

В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд.

На основании ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Договорами перевозки пассажира, заключенными ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ между Лебедевой Е.А. и Лебедевым К.А., подтверждается факт оплаты истцом Лебедевой Е.А. суммы в размере <данные изъяты> рублей за оказание услуг по перевозке пассажира и багажа (коляски) по рассматриваемому делу.

Учитывая, что требования истца оставлены без удовлетворения в полном объеме, суд не находит оснований для удовлетворения требований Лебедевой Е.А. и в данной части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лебедевой Е.А. к Администрации муниципального образования Оренбургский район, территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании действия (бездействия) ответчика незаконными, возмещении ущерба, признании права собственности на земельный участок, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04.04.2011 года при помощи компьютерной техники

Судья Л.А. Витюкова