РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 марта 2011 года г. Оренбург Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Витюковой Л.А. при секретаре Ольховик Е.А. с участием представителя заявителя Латаевой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 47), представителя Сабадаш А.И. – Романович А.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 107), представителя главы администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области - Панковой Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 108), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, Сабадаш А.И. о признании недействительным распоряжения администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области, УСТАНОВИЛ: Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в его обоснование, что распоряжением администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сабадаш А.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как вдова ветерана Великой Отечественной войны. Учетное дело на Сабадаш А.И.было представлено заявителю с ходатайством о предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья. Считает, что данное распоряжение является необоснованным и незаконным и порождающим для министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области правовые последствия, в случае выдачи социальной выплаты, в виде ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ). Считают действия администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области по постановке Сабадаш А.И. на учет нуждающейся в жилье незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Сабадаш А.И. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ в квартире общей площадью <данные изъяты> кв. метров, принадлежащей на праве собственности по договору на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Федулеевой Л.И., ее дочери. В доме зарегистрированы 2 человека: Сабадаш А.И. и Федулеева Л.И.. Сабадаш А.И. является членом семьи дочери в соответствии с ЖК РФ и учетной нормой площади жилья 15 кв. метров на одного человека обеспечена. Заявитель просит признать распоряжение администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части признания Сабадаш А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительным. В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истец уточнил свои исковые требования, указав, что распоряжение администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р является незаконным, так как противоречит статье 5 Закона Оренбургской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». В соответствии с п. 7 ст. 5 вышеназванного закона установлено, что заявление граждан и представленные документы проверяются уполномоченным органом. В случае необходимости уполномоченным органом дополнительно осуществляется проверка жилищных условий, по итогам которой составляется соответствующий акт по установленной форме. Пунктом 8 статьи 5 этого же Закона определено, что после проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования. Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления. В соответствии с п. 9 ст. 5 данного нормативного акта граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования. В нарушение статьи 5 заявление Сабадаш А.И., поданное ДД.ММ.ГГГГ, было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией при администрации Первомайского поссовета, которой и было принято решение о признании ее нуждающейся в жилом помещении. Однако, жилищная комиссия не является органом местного самоуправления и выносить такое решение не имела полномочий. Заявление Сабадаш А.И. и приложенные документы были вынесены комиссией на рассмотрение главы Первомайского поссовета только в ДД.ММ.ГГГГ года, что так же является нарушением с. 5 Закона, в соответствии с которой установлено, что решение должно быть принято главой муниципального образования не позднее 30-ти рабочих дней со дня принятия заявления. До дня принятия решения главой муниципального образования прошло <данные изъяты> месяцев. Сабадаш А.И. является членом семьи своей дочери, так как является ее мамой, иное может быть определено только судом, у жилищной комиссии нет полномочий по установлению таких фактов, однако, судебного решения Сабадаш А.И. в орган местного самоуправления представлено не было. Наличие договора найма между ними не является доказательством того, что они утратили родственные отношения, так как согласно п. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними. Возможность соглашения между родственниками предусмотрена самим ЖК РФ. Статьей 9 Закона Оренбургской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлено, что в случае установления факта неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, гражданин (ка) снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях. В данном случае администрацией МО Первомайский поссовет был нарушен порядок и сроки, установленные Законом Оренбургской области при признании Сабадаш А.И. нуждающейся в жилых помещениях и на этом основании Сабадаш А.И. подлежит снятию с учета. Заявитель в судебном заседании свое заявление поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, в нем изложенным. Пояснила, что в соответствии со ст. 51 ЖК РФ основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является: что гражданин не является нанимателем или членом семьи нанимателя. Сабадаш А.И. в силу ст. 31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилого помещения – дочери Федулеевой В.И.. Сабадаш А.И. могла участвовать в приватизации, но отказалась. Сабадаш А.И. имеет право проживать в квартире дочери. В соответствии с требованиями Семейного Кодекса РФ дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей. Распоряжением администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района от ДД.ММ.ГГГГ Сабадаш А.И. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, оно противоречит п. 7 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года. Решение администрации нам прислали только ДД.ММ.ГГГГ. Сабадаш А.И. обратилась в администрацию ДД.ММ.ГГГГ, решение жилищной комиссии было принято ДД.ММ.ГГГГ, а распоряжение издано только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя более <данные изъяты> месяцев. На основании Постановления Правительства № 72-П от 09.03.2006 года нам должны были представить решение о признании ее нуждающейся. Права истца нарушены не сроком, сроком нарушены права Сабадаш А.И.. Права истца будут нарушены, так как при выдаче субсидии будет не целевое использование. Решение жилищной комиссии администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района от ДД.ММ.ГГГГ не оспариваем, так как оно не имеет юридической силы, не является нормативно-правовым актом. Считает, что сроки давности не пропущены, так как оспариваемое распоряжение поступило к ним ДД.ММ.ГГГГ. Просит признать распоряжение администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части признания Сабадаш А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительным для снятия Сабадаш А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и исключения из списка ветеранов Великой Отечественной войны, снять Сабадаш А.И. с учета нуждающихся в жилых помещениях. Сабадаш А.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель администрации МО Оренбургский район в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, об отложении судебного заседания не просил. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ. Представитель Сабадаш А.И. – Романович А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала по существу исковых требований. Пояснила, что квартира, в которой проживает Сабадаш А.И. была предоставлена супругу дочери – Федулееву на состав семьи 3 человека – он, Федулеева В.А. и их дочь. Сабадаш А.И. и ее умерший супруг не были вселены в квартиру Федулеевых как члены семьи, жили временно. Своего жилья никогда не имели. Истец ДД.ММ.ГГГГ получил учетное дело Сабадаш А.И.. Пунктом 19 Постановления Правительства РФ № 72-П от 09.03.2006 года не предусмотрено предоставление истцу решения о признании Сабадаш А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Данное заявление подано в соответствии со ст. 256 ГПК РФ, следовательно, пропущен 3-х месячный срок для обращения в суд, который следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, с момента поступления дела истцу. Полагает, что права истца не нарушены, нарушены права Сабадаш А.И.. Ответчик вселилась в квартиру своей дочери окончательно в 2008 году, до этого времени периодически проживала, так как была необходимость в связи с заболеванием – инфарктом. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год не жила, была только регистрация по месту жительства. В ДД.ММ.ГГГГ году случился инфаркт у Сабадаш И.К., супруга истца, а у ней инфаркт. Переехали зимой ДД.ММ.ГГГГ года зимой, так как в <адрес> в доме не было отопления. В ДД.ММ.ГГГГ году вернулись в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ года поживает постоянно в <адрес>. Просит отказать в иске. Представитель администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области Панкова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала по существу спора, пояснила, что оспариваемое распоряжение издано на основании решения жилищной комиссии, является законным и обоснованным. Ранее таких постановлений никогда не издавали, истцы их не требовали, хотя и предоставляли субсидии. По делу Сабадаш А.И. позвонил представитель истца и сказал, чтобы в срочном порядке издали такое постановление для выплаты субсидии Сабадаш А.А.. Было издано постановление, глава администрации отвез его в город. Сабадаш А.И. членом семьи дочери не является, несмотря на проживание в одно квартире, общего хозяйства не ведут, продуктами пользуются отдельно, совместного бюджета нет. К Сабадаш А.И. ходит социальный работник. Заявление от Сабадаш А.И. о постановке на учет поступило ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации, было зарегистрировано в журнале регистрации заявление за №. Глава администрации является председателем жилищной комиссии. Оспариваемое распоряжение было издано ДД.ММ.ГГГГ. Учетное дело заведено ДД.ММ.ГГГГ, дело ведется в двух экземплярах, один экземпляр направляется в администрацию МО Оренбургского района, затем в Правительство, один остается в администрации МО Первомайский поссовет. Заявление на получение субсидии было написано ДД.ММ.ГГГГ, такое бывает. Просит отказать в иске. По ходатайству представителя Сабадаш А.И. – Романович А.В. в судебном заседании были допрошены свидетели. Свидетель Тимошенко О.Г. пояснила, что ранее работала начальником социальной службы в <адрес>, Сабадаш А.И. знает месяца два, а Сабадаш Л. (Федулееву), дочь, знает давно. Со слов Федулеевой Л. знает, что ее родители проживали в деревне, в <адрес>, в связи с тем, что дом пришел в негодность, Сабадаш А.И. переехала к дочери, Сабадаш А.И. сразу взяли на обслуживание. Приходила к ним домой, у Сабадаш А.И. отдельный холодильник, совместно они не питаются, общего хозяйства не ведут, общаются на Вы. Семейных отношений нет. Договор на оказание социальных услуг заключается с самим пенсионером, оплачивает сам пенсионер. Свидетель ФИО14 суду показала, что ДД.ММ.ГГГГ года оказывает помощь Сабадаш А.И., выполняет ее поручения, делает покупки, оплачивает коммунальные услуги. Она проживает с дочерью. У ней свой холодильник, свой бюджет, семейных отношений между ней и дочерью нет, деньги за услуги дает Сабадаш А.И.. Свидетель ФИО15 показала, что работает в органах социальной защиты с ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года обслуживает Сабадаш А.И.. Бабушка перенесла несколько инфарктов, ходит на костылях. Является инвалидом 1 группы, участником ВОВ, ветераном ВОВ. Приходит к Сабадаш А.И. 3 раза в неделю. Выполняет ее поручения: гладит белье, выносит мусор, перестилает постель. Бабушка проживает в своей комнате. Питание с дочерью раздельное, у ней в комнате отдельный холодильник. Сабадаш А.И. дает деньги на продукты. Продукты покупает только для нее, дочь сама покупает себе продукты. Оплачивает коммунальные платежи по квитанции, которую дает бабушка, а именно за свет и иногда за телефон. Не знает, разделены ли лицевые счета, не помнит, какая фамилия указана в квитанции. Свидетель ФИО16 пояснила, что живет в <адрес> более 10-ти лет. Сабадаш А.И. узнала года 4 назад. Ухаживала за ней. Потом перестала ухаживать, так как была в декретном отпуске, потом болели родственники. В настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ года опять ухаживает за ней. Готовит бабушке завтраки, обеды. Питается бабушка одна. Пищу готовит сама себе, иногда она ей готовит, иногда просто разогревает. Пища всегда только на одного человека. У Сабадаш А.И. в комнате свой холодильник, гладильная доска, швейная машинка. Платит бабушка всегда сама за услуги. Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Письмом от 18 января 2010 г. №809-СК/07 Министерства Регионального развития Российской Федерации разъяснено, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся малоимущие; иные, определённые федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года №-5 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя в том числе получение и содержание жилых помещений. Согласно п. 4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Как установлено в судебном заседании, Сабадаш А.И. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.14, 15 ФЗ «О ветеранах». Положениями ст. 21 ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Таким образом, в силу ст. 21 ФЗ "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 12.05.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а-ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального Закона предоставляются такие меры социальной поддержки, как льготы по пенсионному обеспечению, а так же обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе, полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Законом Оренбургской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 23 ноября 2005 г. № 2733/489-111-ОЗ в соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5 ФЗ «О ветеранах» определён порядок реализации полномочий Оренбургской области по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно статьи 1 указанного закона действия настоящего Закона распространяется на проживающих на территории Оренбургской области инвалидов Великой Отечественной войны. Согласно ст. 4 вышеназванного закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане: 1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учётной нормы; 3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны» главным распорядителем средств, поступающих их федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий, указанных в п. 4 настоящего Порядка граждан (в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны), является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии (выписка из протокола №) при администрации МО «Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской Области» Сабадаш А.И., вдова инвалида ВОВ, инвалид 1 группы, была признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как не являющаяся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членом семьи собственника жилого помещения в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 51 ЖК РФ. Данное решение жилищной комиссии в установленном законом порядке не отменено, не изменено. Истец таких требований не ставит, считая, что оно не имеет юридической силы, так как не является нормативно-правовым актом. В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-111-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования. ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области было издано распоряжение № 195-р «О признании Сабадаш А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий», согласно которого Сабадаш А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова инвалида Великой Отечественной Войны, инвалид 2 группы, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии при главе администрации МО «Оренбургский район» от ДД.ММ.ГГГГ Сабадаш А.И. включена в списки Ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 года на получение мер социальной поддержки путем предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Истец считает указанное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р незаконным, так как Сабадаш А.И. не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку является членом семьи собственника жилого помещения дочери Федулеевой Л.И., то есть противоречит требованиям ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, так как в силу ст. 31 ЖК РФ является членом семьи собственника жилого помещения дочери Федулеевой Л.И.. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы. Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Частью 2 вышеназванной нормы закона установлено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Сабадаш А.И. является вдовой Сабадаш И.К. – инвалида ВОВ, инвалидом 1 группы, матерью Федулеевой Л.И.. Данные обстоятельства подтверждаются справкой <данные изъяты> №, свидетельством о рождении, выданным Григорьевским сельским советом Чкаловской области, свидетельством о смерти серии <данные изъяты> №, выданным администрацией МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о браке, выданным ДД.ММ.ГГГГ Екатериновским райбюро ЗАГС села Никольское, свидетельством о рождении серии 1-РА №, выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией Никольского сельского совета Сакмарского района Оренбургской области, справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о расторжении брака серии 1-РЖ №. Федулеева Л.И. является собственником жилого помещения – трехкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. метров, жилой площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес>. Материалами дела установлено, что Сабадаш А.И. не имеет в Оренбургском районе и Оренбургской области домовладения, что подтверждается справкой ГУП ИЦИОН от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Сабадаш А.И. проживает в принадлежащем на праве собственности вышеуказанном жилом помещении в изолированной комнате площадью <данные изъяты> кв. метров по договорам найма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Из акта обследования жилищных условий гражданина от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сабадаш А.И. является инвалидом 1 группы, тружеником тыла, вдовой инвалида ВОВ, пользуется комнатой в квартире, своего жилья не имеет, общего хозяйства с Федулеевой Л.И. не ведет, находится на обслуживании в МУ Комплексный центр социального обслуживания населения, состав семьи – 1 человек. Из справки МУ Комплексный центр социального обслуживания населения администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Сабадаш А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, состоит на социальном обслуживании с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Согласно сведений из домовой (поквартирной книги) для регистрации граждан в <адрес>, справки домоуправления № от ДД.ММ.ГГГГ №, паспортных данных ответчика, акта обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, Сабадаш А.И. зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Из материалов дела следует, что Федулеева Л.И. является собственником <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв. метров, жилой площадью <данные изъяты> кв. метров. Основанием возникновения права собственности является договор №-П от ДД.ММ.ГГГГ. Судом исследовалось приватизационное дело и установлено, что вышеуказанная квартира в <адрес> была предоставлена Федулеевой Л.И. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, на состав семьи 3 человека, включая мать - Сабадаш А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ в адрес территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Оренбургской области на приватизацию занимаемой квартиры следует, что Сабадаш А.И. согласна на приватизацию квартиры, но участия в приватизации принимать не будет. Согласно статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. То же самое предусмотрено и Законом Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (ч. 3 ст. 4). Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Сабадаш А.И. может быть принята на соответствующий учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий (заключения договора приватизации). В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Оценивая в совокупности вышеизложенное, учитывая, что семья дочери Сабадаш А.И. – Федулеевой Л.И. никогда не ставила вопрос о признании Сабадаш А.И. прекратившей право пользования жилым помещением, принадлежащим ей на праве собственности, суд приходит к выводу о том, что Сабадаш А.И. является членом семьи собственника Федулеевой Л.И., в связи с чем, общая площадь принадлежащих семье жилых помещений так же подлежит включению при расчете уровня обеспеченности Сабадаш А.И. жильем. Согласно п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Решением Совета депутатов МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № установлена учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере не более 15 квадратных метров общей площади. Из материалов дела усматривается, что Сабадаш А.И. проживает и зарегистрирована в квартире N № общей площадью <данные изъяты> кв. м расположенной по адресу: <адрес> совместно с дочерью Федулеевой Л.И., является вдовой инвалида ВОВ. Обеспеченность общей площадью жилого помещения Сабадаш А.И. составляет <данные изъяты> кв. м, что значительно превышает учетную норму площади жилого помещения в муниципальном образовании «Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области», которая определена в размере не более 15 квадратных метров общей площади жилого помещения. Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (день подачи заявления Сабадаш А.И.) и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (день принятия решения главой администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области) были представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что в силу вышеназванных норм законодательства являлось основанием для отказа в постановке на соответствующий учет, суд соглашается с доводами истца о том, что Сабадаш А.И. необоснованно включена в список ветеранов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сабадаш А.И. обратилась с заявлением на имя главы администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области о признании ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма для реализации своего права на обеспечение жильем как вдовы умершего инвалида Великой Отечественной войны. (л.д. 169). В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» данное заявление зарегистрировано в журнале регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма под № 84 (л.д. 217), и Сабадаш А.И. зарегистрирована в качестве гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договорам социального найма в журнале регистрации таких граждан так же под № 84 (л.д. 196). Заведено учетное дело. В нарушение требований ч. 3 ст. 7 вышеназванного Закона Оренбургской области учетному делу не присвоен порядковый номер, соответствующий порядковому номеру в книге регистрации граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Из учетного дела на Сабадаш А.И. следует, что заявление на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья и предварительная заявка на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, поступили ответчику ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее, чем было подано заявление о признании Сабадаш А.И. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решением жилищной комиссии при администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) Сабадаш А.И. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В силу п. 8 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» после проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования. Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления. Требования данной нормы закона администрацией МО Первомайский поссовет Оренбургского района нарушено, поскольку оспариваемое распоряжение № 195-р «О признании Сабадаш А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий» издано только ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 9 ст. 5 названного Закона граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования. Таким образом, нарушен порядок признания Сабадаш А.И. нуждающейся в жилых помещениях. В соответствии со ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Статьей 9 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлен перечень оснований, в соответствии с которыми граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, а именно в случае: подачи по месту учета заявления о снятии с учета; утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; выезда на постоянное местожительство в другое муниципальное образование; получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных документах, послуживших основанием принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности; установления факта неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Представителем ответчика Сабадаш А.И. – Романович А.В. заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока на обжалование распоряжения администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, предусмотренного главой 25 ГПК РФ. Однако, суд не может согласиться с доводами ответчика, так как в данном случае имеется спор о праве на жилое помещение, истец обратился в суд не в порядке главы 25 ГПК РФ, а по правилам искового производства и исковое требование о признании распоряжения недействительным указано в числе прочих. О применении общего срока исковой давности ответчиками при рассмотрении гражданского дела, не заявлялось. Совокупность доказательств, исследованных в суде, позволяет сделать вывод о том, что исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области являются законными и обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области о признании недействительным распоряжения администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области и снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, - удовлетворить. Признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения постановление администрации Муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р в части признания Сабадаш А.И. нуждающейся в улучшении жилищных условий. Снять Сабадаш А.И. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 05.04.2011 года Судья Л.А. Витюкова