РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 28 июня 2011 года г. Оренбург Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Имамовой Р.А., при секретаре Ольховик Е.А., с участием старшего помощника прокурора Оренбургского района Храмовой А.В., законного представителя истца – Гудонене Н.Ф., действующей на основании опекунского удостоверения, в интересах недееспособной Глазистовой М.И. (л.д. <данные изъяты>), представителя Министерства финансов РФ – Кечиной Н.А., действующей на основании доверенности № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. <данные изъяты> представителя Министерства финансов Оренбургской области – Демидова А.Б., действующего на основании доверенности № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. <данные изъяты>), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гудонене Н.Ф., действующей в интересах недееспособной Глазистовой М.И. к администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, Министерству Финансов Россйской Федерации, Министерству финансов Оренбургской области, Министерству социального развития Оренбургской области о выплате денежной компенсации стоимости конфискованного имущества и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Гудонене Н.Ф. обратилась в суд в интересах недееспособной Глазистовой М.И. с иском, указав в его обоснование, что в ДД.ММ.ГГГГ году Глазистова М.И. и ее родственники: отец – ФИО2, мать – ФИО1, сестры – Мария и Анна, а также братья – Александр и Петр были подвергнуты политическим репрессиям и высланы за пределы Оренбургской области в Северный край. Все имущество семьи было конфисковано, в том числе: дом, амбар, надворные постройки, баня, жнейка, цабан, лошадь, корова, пять овец, ягненок, три тулупа, гармонь, лес сосновый и прочее мелкое имущество. Рыночная стоимость имущества по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> руб.. Впоследствии Глазистова М.И. и все члены семьи были реабилитированы. Представитель истца указывает, что в результате политических репрессий Глазистовой М.И. причинен моральный вред, выразившийся в нравственных и душевных страданиях, приведших к душевному заболеванию. Просила взыскать с администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в счет возмещения имущественного ущерба сумму в размере <данные изъяты> рублей; в счет компенсации морального вреда – <данные изъяты> рублей, а также расходы за проведение судебно-стоимостной экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей. В последующем Гудонене Н.Ф. уточнила исковые требования и просила взыскать в счет возмещения имущественного ущерба компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей, требования о компенсации морального вреда и возмещении судебных расходов остались прежними. В судебном заседании Гудонене Н.Ф. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Представители администрации МО Оренбургский район в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Министерства финансов РФ Кечина Н.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала, пояснила, что финансирование расходных обязательств по выплате денежных компенсаций осуществляется за счет средств федерального бюджета за счет межбюджетных трансфертов в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Полагает, что для компенсации морального вреда истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями. Просила отказать в иске к Министерству финансов РФ. Представитель министерства финансов Оренбургской области Демидов А.Б., действующий на основании доверенности, пояснил, что истец имеет право на компенсацию за потерю имущества, однако для этого он должен в установленном законом порядке обратиться в соответствующий орган муниципального образования и представить необходимые документы. Полагает, что права истца нарушены не были, поскольку в приеме документов Глазистовой М.И. никто не отказывал. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Представители администрации МО Оренбургский район в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Опрошенный ранее, представитель администрации – Каширский А.Г. пояснил, что при администрации МО существует комиссия по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. В полномочия указанной комиссии входит прием документов на получение компенсации, составление заключения о праве на денежную компенсацию и направление всех материалов в соответствующий орган социальной защиты населения. Само муниципальное образование выплату компенсации не производит. Подтвердил, что Гудонене Н.Ф. обращалась в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации МО, однако необходимые документы представлены ею в неполном объеме, в связи с чем весь пакет документов был возвращен. Пояснил, что в случае представления заявителем полного пакета документов, комиссией будет сделано соответствующее заключение и направлено для производства выплат в соответствующий орган. Также представитель администрации возражал против удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, указывая, что законом это не предусмотрено. Просил отказать в удовлетворении требований к администрации МО Оренбургский район. Представители министерства социального развития Оренбургской области, привлеченные к участию в деле в качестве соответчика определением от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В представленном суду отзыве просили удовлетворить требования Гудонене Н.Ф., заявленные к администрации МО Оренбургский район. Представители третьих лиц - финансового управления администрации МО Оренбургский район, управления социальной защиты населения администрации МО Оренбургский район в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реабилитации жертв политических репрессий" политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями. Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам (статья 1.1 в ред. Федерального закона от 09.02.2003 N 26-ФЗ). Судом установлено, что Поликарпова М.И. приходилась дочерью ФИО2 и ФИО1 (л.д. № – справка о рождении). ДД.ММ.ГГГГ в связи с заключением брака Поликарповой М.И. присвоена фамилия «Глазистова» (л.д. <данные изъяты>). Архивной справкой № П-117 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что в архивном фонде Оренбургского райисполкома в недатированной характеристике (дело за 1930 год) на кулака Пречистенского сельсовета ФИО2 записано, что до ДД.ММ.ГГГГ года он имел сезонных и годовых работников, а также во время голодовки у односельчан скупал за бесценок с целью перепродажи продукты и дома (л.д. <данные изъяты>). Постановлением заседания тройки при ПП ОГПУ СВО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обвинен по ст. <данные изъяты> УК за антисоветскую агитацию и противодействию мероприятиям по хлебозаготовке выслан сроком на три года в <адрес> (л.д. <данные изъяты>). Согласно ст. 3 Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" подлежат реабилитации лица, которые по политическим мотивам были: а) осуждены за государственные и иные преступления; б) подвергнуты уголовным репрессиям по решениям органов ВЧК, ГПУ - ОГПУ, УНКВД - НКВД, МГБ, МВД, прокуратуры и их коллегий, комиссий, "особых совещаний", "двоек", "троек" и иных органов, осуществлявших судебные функции; в) подвергнуты в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод. Справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УВД по Оренбургской области подтверждается, что ФИО2 на основании Полстановления СНК и ЦИК СССР от ДД.ММ.ГГГГ был подвергнут политической репрессии в административном порядке – раскулачен в Оренбургском районе Оренбургской области. Реабилитирован на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. <данные изъяты>). Справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УВД по Оренбургской области подтверждается, что ФИО1 на основании Полстановления СНК и ЦИК СССР от ДД.ММ.ГГГГ была подвергнута политической репрессии в административном порядке – раскулачена в Оренбургском районе Оренбургской области и выслана из ссылки вернулась в ДД.ММ.ГГГГ году. Реабилитирована на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. <данные изъяты>). Справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ, выданной УВД по Оренбургской области подтверждается, что Поликарпова М.И. на основании Полстановления СНК и ЦИК СССР от ДД.ММ.ГГГГ вместе с родителями ФИО2 и ФИО1 была подвергнута политической репрессии в административном порядке – раскулачена и выслана из Оренбургской области. Сведений о месте нахождения и сроке нахождения на спецпоселении нет. Реабилитирована на основании п. «в» ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (л.д. <данные изъяты>). Также были реабилитированы ФИО3, ФИО3, и ФИО4 (л.д.<данные изъяты>). В соответствии со ст. 12 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Реабилитированным лицам и их наследникам возмещается причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счет федерального бюджета. Финансирование расходных обязательств по выплате денежных компенсаций, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации – ст. 15 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". В соответствии со ст. 16. 1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до <данные изъяты> рублей за имущество без жилых домов или <данные изъяты> рублей за все имущество, включая жилые дома. В подтверждение факта конфискации Гудонене Н.Ф. представила архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ № №, в которой отражено, что в акте описи имущества от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2 жителя <адрес> значится: дом – <данные изъяты> р., амбар – <данные изъяты> р., надворные постройки – <данные изъяты> р., баня – <данные изъяты> р., жнейка – <данные изъяты> р., цабан – <данные изъяты> р., лошадь – <данные изъяты> р., корова – <данные изъяты> р., <данные изъяты> овец на сумму <данные изъяты> р., ягненок – <данные изъяты>., <данные изъяты> тулупа – <данные изъяты> р., гармонь – <данные изъяты> р., лес сосновый – <данные изъяты> р., прочее мелкое имущество на сумму <данные изъяты> коп.. Общая сумма составляет <данные изъяты> коп.. В недатированное справке (дело за ДД.ММ.ГГГГ года), выданной <адрес> ФИО1 записано: «Гражданин ФИО2 выслан из пределов края по линии ОГПУ как причисленный ко второй категории раскулачивания». Место высылки не указано. Имеется дописка: «семье возвращены корова и лошадь согласно правил раскулачивания по второй категории». В справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <адрес> ФИО1 записано, что семья состоит из 6 душ. Дочери: Мария 30 лет., Анна – 14 лет; Марина – 5 лет; сыновья: Александр – 16 лет, Петр 12 лет. По раскулачиванию изъято все имущество за применение наемного труда (л.д. <данные изъяты>). Таким образом, документы, свидетельствующие о характере, состоянии и количестве конфискованного имущества суду не представлены. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности взыскания в пользу Глазистовой М.И. в счет компенсации изъятого имущества суммы в размере <данные изъяты> рублей. Согласно ч. 7 ст. 16.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1761-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реабилитации жертв политических репрессий") в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди. Решением Центрального районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) объявлены умершими. В соответствии с ч. 3 ст. 45 ГК РФ днем смерти гражданина, объявленного умершим считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Решение Центрального районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку родные братья и сестры Глазистовой М.И. объявлены умершими, она на основании ст. 1142 ГК РФ является единственным наследником первой очереди после смерти ФИО2 и ФИО1 и имеет право на получение компенсации конфискованного имущества своих родителей. В силу положений ч. 6 ст. 16.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» суд приходит к выводу о возможности взыскания в пользу Глазистовой М.И. суммы в размере <данные изъяты> рублей в счет компенсации изъятого имущества. Истцом также заявлено требование о компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей. Моральный вред истец связывает с нравственными и душевными страданиями, перенесенными в связи с незаконными репрессиями, указывает на лишения, которые пришлось пережить их семье. Суд находит требования истца о компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Преамбула Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» содержит положение о том, что целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в ряде Определений (от 15 мая 2007 года № 383 О-П, от 24 июня 2008 года № 620-О-П), Закон РФ от 18 октября 1991 года N 1761 «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, и истолкование его норм, как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба, не соответствовало бы статьям 52, 53 Конституции РФ; установление для названной категории граждан льгот было направлено на защиту их прав и свобод, создание благоприятных условий для их реализации и обеспечение социальной защищенности, эти льготы в их материальном (финансовом) выражении входят в предлагаемый государством объем возмещения вреда, включающий возмещение морального вреда; вместе с тем в данном Законе использованы специальные публично-правовые механизмы компенсации, которые – в отличие от гражданского законодательства – не предусматривают разграничение форм возмещения материального и морального вреда. В связи с тем, что возмещение морального вреда жертвам политических репрессий включается в объем льгот, предоставляемых им в соответствии с Законом РФ от 18 октября 1991 года N 1761 «О реабилитации жертв политических репрессий», суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о компенсации морального вреда. Возражая против заявленных требований, администрация МО Оренбургский район указывала на то, что в полномочия муниципального образования не входит выплата компенсаций жертвам политических репрессий. Министерство социального развития Оренбургской области напротив, полагает возможным взыскать сумму компенсации с администрации МО Оренбургский район. Разрешая вопрос об ответчике, суд приходит к следующему. Согласно ст. 6 Федерального закона Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Согласно ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 01.07.2005) "О реабилитации жертв политических репрессий" - реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Правовые гарантии социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, установлены Законом Оренбургской области от 02.11.2004 N 1524/255-III-ОЗ (ред. от 23.04.2009, с изм. от 24.12.2009) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20.10.2004 N 1524) Настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов. В силу ст. 2 Закона Оренбургской области от 09.09.2006 N 542/111-IV-ОЗ (ред. от 28.09.2010) "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки гражданам в соответствии с Законами Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 16.08.2006 N 542 )органы местного самоуправления наделены только полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установленных Законом Оренбургской области от 2 ноября 2004 года N 1524/255-III-ОЗ "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий». Нормами, содержащимися в ст. 16.1 Закона РФ «О жертвах политических репрессий» предусмотрено, что решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий". В силу ч. 3 п. 3.3 Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утвержденных Постановлением Президиума ВС РФ от 30.03.1992 N 2610-1, - комиссия при районном органе исполнительной власти на основе собранных и представленных документов и материалов выносит заключение о праве на денежную компенсацию, о предоставлении льгот и возмещении вреда реабилитированным, выдает свидетельство о праве на льготы на основании документов о реабилитации и материалы с заключением о праве на получение денежной компенсации направляет в соответствующий орган социальной защиты населения. Согласно п. 3.2 Положения о комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, утвержденных решением Совета депутатов МО Оренбургский район от 07.06.2006 года № 75. - комиссия на основании собранных и представленных документов и материалов выносит заключение; материалы с заключением о праве на получение денежной компенсации направляет в органы социальной защиты населения. Заключение комиссии, подписанное председателем и секретарем комиссии, передается в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления для принятия ими решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации. В соответствии с п.п. 6, 7 Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 926 (ред. от 04.08.2005) решение указанных органов о выплате денежной компенсации передается финансовому органу для выплаты установленной суммы возмещения причиненного ущерба. Финансовый орган в месячный срок со дня получения решения органа исполнительной власти производит соответствующие денежные выплаты с учетом расходов по их пересылке. Согласно п. 15 вышеназванного Положения, - финансирование расходных обязательств по выплате денежной компенсации за конфискованное имущество, включая расходы по ее доставке, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. N 635 "Об утверждении Правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество" Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 N 635 (ред. от 28.12.2010) утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество", согласно которым расходные обязательства Российской Федерации по выплате денежных компенсаций, включая расходы на их доставку, исполняются за счет межбюджетных трансфертов, утвержденных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Социальное обеспечение населения" раздела "Социальная политика" классификации расходов бюджетов. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в Министерство финансов Российской Федерации информацию о потребности в межбюджетных трансфертах для выплаты денежных компенсаций. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, в том числе их остатки, не использованные на начало текущего финансового года, учитываются в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период. В соответствии с п. 12 Положения о министерстве социального развития Оренбургской области, утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 09.09.2010 N 183-ук (ред. от 12.04.2011) министерство осуществляет полномочия главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, оказание социальных услуг отдельным категориям граждан и реализацию возложенных на Министерство функций. Согласно п. 4, 14 Постановления Правительства РФ от 16.03.1992 N 160 (ред. от 27.01.2009) "О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий") - Заявление о начислении денежной компенсации подается в органы социальной защиты населения; выплата компенсации осуществляется через организации связи или путем перевода суммы компенсации на указанный в заявлении счет в банке или другом финансово-кредитном учреждении по поручениям органов социальной защиты населения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о взыскании суммы денежной компенсации с министерства социального развития Оренбургской области за счет средств федерального бюджета. Требование истца о возмещении суммы в размере 7500 рублей, затраченной на проведение оценки имущества также не подлежит удовлетворению, поскольку данные расходы истца не относятся к числу судебных издержек. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, возмещаются понесенные по делу судебные расходы. Судебные расходы включают в себя судебные издержки, в том числе суммы, подлежащие выплатам экспертам и специалистам. Отчет по определению рыночной стоимости жилого дома, животных на откорме и прочего имущества № от ДД.ММ.ГГГГ составлен вне рамок судебного разбирательства, по инициативе истца. Как доказательство данный отчет истцом не использовался,. При таких обстоятельствах, затраты истца, связанные с составлением данного отчета, удовлетворению не подлежат. На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 195-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гудонене Н.Ф., действующей в интересах недееспособной Глазистовой М.И., – удовлетворить частично, взыскать с Министерства социального развития Оренбургской области в пользу Глазистовой М.И. денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей за счет средств федерального бюджета. В остальной части заявленных требований– отказать. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления его в полном объеме. Судья: Имамова Р.А. Мотивированное решение изготовлено: 05.07. 2011 г.