2-796/11 Мин. строит.,жил-ком.и жорожнго хоз-ва к адм. МО Орен.район,Куватову Г.С. о снятиии с рег.уч.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 июня 2011 года                                                          г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи                                              Имамовой Р.А.

при секретаре                                                                         Ольховик Е.А.

с участием представителя министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области - Нудельман М.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года № (л.д. <данные изъяты>),

представителя Куватова Г.С. – Волковой В.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. <данные изъяты>),

представителя администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области - Жанетова А.С., действующего на основании Устава;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, Куватову Г.С. о признании недействительным постановления администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, снятии с регистрационного учета,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в его обоснование, что постановлением администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области -п от ДД.ММ.ГГГГ Куватов Г.С. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет как ветеран Великой Отечественной войны. Учетное дело на Куватова Г.С. было представлено в министерство с ходатайством о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья.

         Считает, что данное распоряжение является необоснованным и незаконным и порождающим для министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области правовые последствия, в случае выдачи социальной выплаты, в виде ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ).

         Считают действия администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области по постановке Куватова Г.С. на учет нуждающимся в жилье незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

         Куватов Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> квартире общей площадью <данные изъяты> кв. метров, принадлежащей на праве собственности по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО10 – зятю, который ДД.ММ.ГГГГ умер. В доме зарегистрированы два человека: Куватов Г.С. и ФИО1 – его дочь. Куватов Г.С. является членом семьи дочери и обеспечен учетной нормой площади жилья <данные изъяты> кв. метров на одного человека.

Кроме того, в учетном деле отсутствовало решение органа местного самоуправления о постановке Куватова Г.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Истец просит признать Куватова Г.С. не приобретшим право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации МО Чебеньковский сельсовет; признать постановление администрации муниципального образования Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ -п в части признания Куватова Г.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий недействительным; обязать администрацию МО Чебеньковский сельсовет снять Куватова Г.С. с регистрационного учета.

В судебном заседании представитель истца Нудельман М.М. заявленные требования поддержала, пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Куватов Г.С. был впервые поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Полагает, что администрация МО Чебеньковский сельсовет незаконно поставила Куватова Г.С. на учет, поскольку он является членом семьи своей дочери, проживает совместно с ней в жилом помещении, пригодном для проживания, обеспечен жильем согласно установленным нормам. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель администрации МО Чебеньковский сельсовет Жанетов А.С. пояснил, что при постановке ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий жилищная комиссия руководствовалась Федеральным Законом «О ветеранах», нормами, регулирующими порядок постановки на учет, комиссия не руководствовалась. Просил учесть, что на территории муниципального образования два ветерана войны, одному из которых жилье выделено на основании аналогичного пакета документов. Просил отказать министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Куватова Г.С. – Волкова В.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что дом, в котором Куватов Г.С. проживает, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Кроме Куватова Г.С. и его дочери – ФИО1. в жилом помещении постоянно проживает Куватов Р.Ф., соответственно, из расчета на трех человек Куватов Г.С. не обеспечен жилой площадью по установленным законом нормам. Просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

           Куватов Г.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

         Представители администрации МО Оренбургский район в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, об отложении судебного заседания не просили.

         Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

          Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

      Письмом от 18 января 2010 г. №809-СК/07 Министерства Регионального развития Российской Федерации разъяснено, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся малоимущие; иные, определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

         Согласно ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года №-5 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе, получение и содержание жилых помещений.

Сведениями, содержащимися в военном билете серии НП , а также в удостоверении серии ВВ , выданном Зиянчуринским УСЗН, подтверждается, что Куватов Г.С. является ветераном Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.14, ФЗ «О ветеранах» (л.д. <данные изъяты>).

Справкой серии МСЭ подтверждается наличие у Куватова Г.С. <данные изъяты> группы инвалидности бессрочно, причина инвалидности – <данные изъяты> (л.д. 30).

Пунктом 2 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 года №-5 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с изменениями и дополнениями) в число мер социальной поддержки инвалидов войны входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены Федеральным законом N5-ФЗ от 12.01.1995г. "О ветеранах".

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 – 19 и 21 указанного Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 указанного Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из приведенной федеральной нормы следует, что ряд категорий граждан, перечисленных в статьях 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона N5-ФЗ, подлежит обеспечению жильем вне зависимости от срока постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в силу ст. 21 ФЗ "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Оренбургской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 23.11.2005 г. № 2733/489-111-ОЗ в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5 ФЗ «О ветеранах» определен порядок реализации полномочий Оренбургской области по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Действие указанного Закона распространяется на проживающих на территории Оренбургской области инвалидов Великой Отечественной войны.

     Согласно ст. 4 вышеназванного Закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны» главным распорядителем средств, поступающих их федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий, указанных в п. 4 настоящего Порядка граждан (в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны), является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

         ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии (копия протокола ) МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Куватов Г.С. участник ВОВ, инвалид <данные изъяты> группы, был поставлен на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья, как не являющийся нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

         Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-111-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

         ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Чебеньковский сельсовет <адрес> было издано постановление -п «О признании Г.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий», согласно которого Г.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участник Великой Отечественной Войны, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, таким образом, датой постановки на учет Г.С. следует считать ДД.ММ.ГГГГ.

         Истец считает указанное постановление -п незаконным, так как Куватов Г.С. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в нарушение требований ч. 1, 2 ст. 51 ЖК РФ является членом семьи собственника жилого помещения дочери ФИО1.

         В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы.

         Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Частью 2 вышеназванной нормы установлено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

         В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Куватов Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ года зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.

Указанное жилое помещение приобретено в период брака супругом его дочери – ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года по договору купли-продажи. Квартира расположена на первом этаже одноэтажного смешанного дома полезной площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м. (л.д. <данные изъяты>

Актом проверки жилищных условий заявителя от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, состоит из трех комнат жилой площадью <данные изъяты> кв.м.. Благоустройство дома включает в себя водопровод, канализацию, газовое отопление. На момент проверки на данной жилой площади проживали ФИО10 – глава семьи, ФИО1 – супруга главы семьи и Куватов Г.С. – отец (л.д. <данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умер (л.д. <данные изъяты> – копия свидетельства о смерти), после его смерти наследство, заключающееся в <данные изъяты> доле жилого дома по адресу: <адрес>, в равных долях приняли: его супруга - ФИО1, а также дети - ФИО5, ФИО12, ФИО6 (л.д. <данные изъяты>).

Свидетельство о праве собственности на <данные изъяты> долю указанного имущества выдано ранее ФИО1, как пережившей супруге (л.д. <данные изъяты>).

Учитывая, что жилой дом, в котором проживает Куватов Г.С., являлся общей совместной собственностью супругов Турановых, ФИО1 на момент вселения Куватова Г.С. являлась собственником <данные изъяты> доли в силу ст. 256 ГК РФ, п. 1, 2 ст. 39 СК РФ. В период жизни ФИО10 на каждого члена его семьи приходилось по <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> : <данные изъяты> =<данные изъяты> кв.м.).

На момент вынесения постановления о признании Куватова Г.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий – на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлась собственником <данные изъяты> долей жилого дома, поскольку <данные изъяты> долю она приняла в порядке наследования после смерти своего супруга, ФИО10 (<данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты>). <данные изъяты> долей от общей площади жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> х <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м.). Таким образом, площадь жилого дома, приходящаяся на ФИО1 и Куватова Г.С. составляет <данные изъяты> кв.м..

Согласно п. 4, п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Решением Совета депутатов муниципального образования "Оренбургский район" от 6 октября 2005 года N 494 "Об установлении нормы предоставлении и учетной нормы площади жилого помещения" установлена учетная норма площади жилого помещения по Оренбургскому району в размере 15, 0 кв.м..

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что и на день вынесения решения заседания жилищной комиссии, в период жизни ФИО10 - ДД.ММ.ГГГГ, и после его смерти, - на день вынесения в установленном законом порядке постановления администрации МО Чебеньковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, площадь жилого помещения, приходящаяся на Куватова Г.С. превышала учетную норму.

Поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (день подачи заявления Куватова Г.С. – л.д. <данные изъяты>) и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (день принятия постановления администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области) были представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что в силу вышеназванных норм законодательства являлось основанием для отказа в постановке на соответствующий учет, суд соглашается с доводами истца о том, что Куватов Г.С. необоснованно включен в список ветеранов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на соответствующий учет.

В обоснование своих доводов представитель ответчика указывал на то, что Куватов Г.С. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договоров найма, заключенных ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Наймодателем всего жилого помещения в них указан ФИО10, тогда как судом установлено, что ФИО1 как супруга ФИО10 является собственником <данные изъяты> доли жилого помещения.

На момент вселения Куватова Г.С. в спорное жилое помещение действовали нормы Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст. 127 ЖК РСФСР граждане, имевшие в личной собственности квартиру, пользовались этим жилым помещением для личного проживания и проживания членов своей семьи. Они вправе были вселять в квартиру других граждан, а также сдавать квартиру в наем.

Члены семьи собственника квартиры, к которым в силу ст. 53 ЖК РСФСР относились супруг собственника квартиры, их дети, родители, а также другие родственники, проживающие совместно с собственником и ведущие с ним совместное хозяйство, вправе были пользоваться жилой площадью наравне с собственником, если при их вселении не было оговорено иное.

Как усматривается из материалов дела, Куватов Г.С. был вселен и зарегистрирован на спорной жилой площади, ? доля которой принадлежит его дочери, что в силу указанной выше нормы закона признавалось как вселение члена семьи собственника. Данные о том, что ответчик был вселен ФИО1 в спорную квартиру в качестве нанимателя, в материалах дела отсутствуют.

Выводы суда подтверждаются также совокупностью доказательств, представленных в материалы дела. В акте проверки жилищных условий ФИО10 указан как глава семьи, в состав которой входят жена – ФИО1, отец – Куватов Г.С. (л.д. <данные изъяты>); в справке администрации МО Чебеньковский сельсовет от <данные изъяты> года указано, что в состав семьи Куватова Г.С. входят его дочь – ФИО1 и зять – ФИО10 (л.д. <данные изъяты>).

Заключение в последующем договора найма с одним из сособственников не является доказательством того, что они утратили родственные отношения, так как согласно п. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними.

Возражая против заявленных требований представитель Куватова Г.С. – Волкова В.А. указывала на проживание в жилом помещении по адресу: <адрес> иных лиц.

Так, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представителем ответчика было заявлено о проживании совместно с Куватовым Г.С. ФИО5, ее ребенка - ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9 без регистрации (л.д. <данные изъяты>). Данный довод подтвердил представитель администрации МО Чебеньковский сельсовет, пояснив, что указанные лица не были учтены при постановке на учет Куватова Г.С., поскольку не были зарегистрированы в жилом помещении.

К членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со ст. 31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов своей семьи.

Опрошенная в качестве свидетеля ФИО5 пояснила, что она проживает в <адрес> с матерью ФИО1 и дедом – Куватовым Г.С. с ДД.ММ.ГГГГ года. В Тольятти у нее имеется <данные изъяты> доля в двухкомнатной квартире с супругом и <данные изъяты> доля в однокомнатной квартире. С ДД.ММ.ГГГГ года с ними также стал проживать племянник – ФИО9 (л.д. <данные изъяты>).

Свидетель ФИО6 пояснила, что с лета ДД.ММ.ГГГГ года ее сын стал проживать совместно с ФИО1 в <адрес>. Также там проживает ФИО5 со своим сыном ФИО8. ФИО5 проживает с родителями с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку у ФИО1 и Куватова Г.С. плохое состояние здоровья (л.д. <данные изъяты>).

Вместе с тем, в письменных доказательствах, представленных в материалы дела отсутствуют сведения о проживании указанных граждан в <адрес>, - в материалах учетного дела, копии похозяйственной книги за ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. <данные изъяты>); протоколе заседания жилищной комиссии (л.д. <данные изъяты> справке администрации МО Чебеньковский сельсовет (л.д. <данные изъяты>), акте проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), справке администрации МО Чебеньковский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) - в качестве проживающих значатся ФИО10, ФИО1 и Куватов Г.С..

В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ в качестве постоянного места жительства ФИО5 указано: <адрес> (л.д. <данные изъяты>). В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, а также истории развития ребенка указан адрес ФИО8: <адрес> (л.д. <данные изъяты> Имеется запись в медицинской карте ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ребенок временно убывает до ДД.ММ.ГГГГ в Оренбургскую область, после чего, ДД.ММ.ГГГГ вновь ребенок был на приеме у врача.

В качестве адреса постоянного места жительства или преимущественного пребывания ФИО9 также значится <адрес> (выписка из ЕГРП по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ- л.д. <данные изъяты>).

Представителем ответчика в обоснование своих доводов представлен протокол опроса ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

Данное доказательство является в силу ст. 60 ГПК РФ недопустимым и подлежит исключению из совокупности доказательств, поскольку действующими нормами определен порядок опроса свидетеля: опрос производится судом, свидетель предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного показания и отказ от дачи показаний, по мотивам, не предусмотренным федеральным законом – ст. 69, 70 ГПК РФ. Участники процесса в силу ст. 35 ГПК РФ имеют право задавать вопросы свидетелю.

Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к вводу о недоказанности довода представителя ответчика о постоянном проживании ФИО5, ФИО8 и ФИО9 по <адрес> в качестве членов семьи ФИО1.

Кроме того, даже при доказанности данного довода, уровень обеспеченности жилой площадью Куватова Г.С., не дает оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Из сведений, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) в собственности ФИО5 имеется <данные изъяты> доля однокомнатной квартиры площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> <данные изъяты> доля жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>), что составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> : <данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м.).

Кроме того, согласно свидетельству о праве на наследство по закону ФИО5 имеет <данные изъяты> долю в жилом помещении площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, что составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> : <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м.).

В собственности ФИО9 значится <данные изъяты> доля жилого помещения площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>), что составляет <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> : <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м.).

Учитывая отсутствие сведений о наличии жилой площади у ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также наличие в собственности ФИО1 <данные изъяты> долей от общей площади жилого дома, в котором она проживает, что составляет <данные изъяты> кв.м., на каждого из членов семьи будет приходиться <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> = <данные изъяты> кв.м.; <данные изъяты> : <данные изъяты> чел. = <данные изъяты> кв.м.), что превышает учетную норму жилой площади по <адрес>.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ответчик изменил свою позицию, указывая на временный характер проживания ФИО5, ФИО8 и ФИО9 по <адрес>. Вместе с тем, представителем ответчика заявлено о проживании в данном жилом помещении ФИО2, - племянника ФИО1, о котором ранее не заявлялось. В подтверждение доводов о проживании указанных лиц представлена справка администрации МО Чебеньковский сельсовет (л.д. <данные изъяты>).

Опрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 пояснил, что после смерти ФИО10 он стал проживать в доме своей тети – ФИО1, поскольку деду (Куватову Г.С.) требуется уход. Он присматривает за дедом, водит в баню, на улицу. ФИО1 решила, что проживать он будет вместе с ними, так как она постоянно болеет, а в доме нужна мужская сила. Проживает он постоянно, а другие родственники – временно, однако у всех них общие затраты, - все складываются деньгами. Куватову Г.С. они с сестрой покупают лекарства за счет своих средств, деньги им потом не возвращают.

Свидетель ФИО7 пояснил, что в доме проживают ФИО4, Куватов Г.С. ФИО1, ФИО9, ФИО5 с сыном.

Свидетель ФИО3 пояснил, что ФИО2 приходится ему сыном. После смерти ФИО10 он переехал в Чебеньки и помогает деду. Зарегистрирован ФИО2 в <адрес>. ФИО2 в приватизации квартиры по решению семьи не участвовал, однако зарегистрирован в ней. Сейчас ФИО2 по месту регистрации не проживает, поскольку квартира маленькая, и в ней в настоящее время проживает второй сын. Однако они посчитали нужным не выписывать ФИО2 из принадлежащей им квартиры.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, учитывая, что семья ФИО2 не ставила вопрос о признании его прекратившим право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: <адрес>, суд приходит к выводу о недоказанности довода ответчика о проживании ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно в спорном жилом помещении в качестве члена семьи ФИО1 и Куватова Г.С.. ФИО2 сохраняет за собой право на жилое помещение в <адрес>, не снимается с регистрационного учета по указанному адресу (что подтвердил его отец – ФИО3). Проживает ФИО2 в целях оказания помощи Куватову Г.С. и ФИО1. Доказательств ведения общего хозяйства и наличия общего бюджета у ФИО2 с членами семьи ФИО1 суду не представлено.

Кроме того, в силу п. 1 ст. 31 ЖК РФ другие родственники, не являющиеся супругом собственника, его детьми и родителями, могут быть признаны членами семьи собственника при установлении факта вселения данного лица в качестве члена собственника. Этот факт устанавливается соглашением собственника с вселяемым гражданином, а при отсутствии такого соглашения в судебном порядке. При этом в компетенцию жилищной комиссии, либо администрации муниципального образования не входит установление данного факта.

Таким образом, при постановке на учет Куватова Г.С. вопрос о признании ФИО2 членом семьи ФИО1 в установленном законно порядке разрешен не был.

В обоснование своих возражений представитель ответчику ссылался также на то, что при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий необходимо исходить из положений ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», предусматривающей для участников войны норму общей площади жилья на одного человека – 36 кв.м..

Данный довод представителя ответчика основан на неверном толковании закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи23.2 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе участникам Великой Отечественной войны.

Согласно п. 1, 3 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, подпунктом 2 пункта 3 статьи23.2 Федерального закона от 12 января 1995года N5-ФЗ «О ветеранах» определена норма предоставления жилой площади участникам Великой Отечественной войны, тогда как при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий в силу ч. 4, 5 ст. 50, п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, необходимо исходить из учетной нормы.

Возражая против доводов истца, представитель ответчика указывал также на неудовлетворительное техническое состояние жилого дома, в котором проживает Куватов Г.С., ссылаясь на п.п. 3 п. 1 ст. 51 ЖК РФ.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47" (с изменениями и дополнениями) признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в указанном Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

В подтверждение своих доводов о несоответствии жилого помещения установленным требованиям представителем Куватова Г.С. представлены договор на выполнение работ по проектированию, акт о приемке выполненных работ; квитанции об оплате работ по проектированию, договор на выполнение работ по ведению технического надзора, договор на выполнение работ по установке бытового счетчика, копия инвентарного дела (л.д. 152-167). Вместе с тем, данные доказательства не могут являться основанием для признания помещения непригодным, поскольку решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 2, 3, 4 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-111-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители - для недееспособных граждан) подают по месту своего жительства заявления уполномоченному органу. Заявление о принятии на учет (далее - заявление) заполняется гражданином по установленной форме и подписывается всеми дееспособными членами семьи, включая временно отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилое помещение.

К членам семьи гражданина применительно к настоящему Закону относятся лица, категории которых определены статьями 31, 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К заявлению прилагаются:

копии документов, удостоверяющих личности гражданина и членов его семьи и подтверждающих родственные отношения (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, судебные решения о признании членом семьи и другие);

копия удостоверения опекуна или попечителя (для лиц, над которыми установлена опека, попечительство);

копия домовой книги;

справка с места регистрации о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемая соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и другими эксплуатационными организациями;

копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности на занимаемое жилое помещение (договор найма (поднайма), договор на передачу квартиры в собственность граждан, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения и другие);

выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) зарегистрированных прав на каждого члена семьи;

справки органа, осуществляющего техническую инвентаризацию объектов недвижимости, по форме 1 для граждан, имеющих в собственности жилое помещение, по форме 4 на каждого члена семьи;

решение органа местного самоуправления (уполномоченного структурного подразделения) о признании гражданина малоимущим;

иные документы, подтверждающие право граждан на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с федеральными законами или законом Оренбургской области.

Ответственность за достоверность представленных документов возлагается на гражданина.

Таким образом, в силу вышеуказанной нормы, Куватов Г.С., обязан был представить сведения о всех членах его семьи, документы, подтверждающие указанные обстоятельства, в том числе решение суда о признании членом семьи иных лиц.

         В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Куватов Г.С. обратился с заявлением на имя главы администрации МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о постановке его на учет в очередь на улучшение жилищных условий как участника Великой Отечественной войны (л.д. <данные изъяты>).

         В соответствии с требованиями ч. 5 ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на основании данного заявления заведено учетное дело.

         Решением жилищной комиссии МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) Куватов Г.С. поставлен на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

         В силу п. 8 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» после проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования. Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления.

          Требования данной нормы закона администрацией МО Чебеньковский сельсовет Оренбургского района нарушено, поскольку оспариваемое постановление -п «О признании Куватова Г.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий» издано только ДД.ММ.ГГГГ.

         Согласно ч. 9 ст. 5 названного Закона граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

Таким образом, нарушен порядок признания Куватова Г.С. нуждающимся в жилых помещениях.

         В соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Статьей 9 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» установлен перечень оснований, в соответствии с которыми граждане снимаются с учета нуждающихся в жилых помещениях, а именно в случае: выявления в представленных документах, послуживших основанием принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности; установления факта неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Поскольку основания для принятия на учет Куватова Г.С. отсутствовали, он подлежит снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

         Совокупность доказательств, исследованных в суде, позволяет сделать вывод о том, что исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области являются законными и обоснованными.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Оренбургской области - удовлетворить.

Признать Куватова Г.С. не приобретшим право состоять на учете в улучшении жилищных условий в администрации МО Чебеньковский сельсовет.

Признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения постановление администрации Муниципального образования Чебеньковский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -р о признании Куватова Г.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Снять Куватова Г.С. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                                                                                    Имамова Р.А.

Мотивированное решение изготовлено:14.06.2011 года