№2-1271/2011г.-по иску Красникова А.А. к адм-ии МО `Оренбургский район`, адм-ии МО `Красноуральский с\с` о признании действий незаконными, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2011 года г.Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: Председательствующего: судьи Зиновьева В.В.

при секретаре: Гриценко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красникова А.А. к администрации МО «Оренбургский район», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация МО «Красноуральский сельсовет», об признании действий администрации МО «Оренбургский район» незаконными, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,

У С Т А Н О В И Л

Красников А.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Оренбургский район» о признании действий ответчика, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> незаконными, обязании ответчика передать указанный земельный участок в собственность.

В обоснование искового заявления указал, что является собственником незавершенного строительством индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: , расположенного на спорном земельном участке.

На заявление о предоставлении данного земельного участка в собственность в порядке ст. 36 ЗК РФ он (истец) получил отказ администрации МО «Оренбургский район» с указанием на то, что в соответствии со ст.36 ЗК РФ и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2008 года №8985/08 исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках, являющихся капитальными строениями, возникновение права на объект незавершенного строительства не является основанием, предоставляющим исключительное право на выкуп земельного участка, на котором находится указанный объект.

Считает отказ администрации от 18.05.2011 года № 1909 незаконным по следующим основаниям.

Считает, что ответчиком неверно применены нормы материального права и не учтена позиция Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 года № 8985/08.

Так, ООО «Газпром добыча Оренбург», в чьём постоянном (бессрочном) пользовании находятся земли, из которых истцу предоставлен спорный земельный участок, передало ему (истцу) имевшееся у него ранее право на застройку земельного участка и дальнейшее переоформление права пользования спорным земельным участком.

Кроме того при отказе в предоставлении права на выкуп спорного земельного участка ответчиком не учтен принцип целевого назначения данного участка, который предоставлен с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Таким образом, он (истец) может использовать земельный участок по его целевому назначению.

Ссылка администрации в её отказе на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 года № 8985/08 является несостоятельной, так как в данном постановлении ВАС РФ было рассмотрено конкретное дело, преамбула которого существенно отличается от данного случая, в постановлении рассмотрен случай о предоставлении земельного участка, выделенного ООО под строительство объекта, поэтому ВАС РФ относит данный земельный участок к категории земель с особым правовым режимом.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования и просил признать незаконными действия администрации МО «Оренбургский район», выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 1095 +/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, возложить обязанность на администрацию МО «Оренбургский район» Оренбургской области заключить с Красниковым А.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1095 +/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В судебное заседание истец Красников А.А., представитель третьего лица - администрации МО «Красноуральский сельсовет» Оренбургского района не явились, хотя о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Захарова А.М., действующая на основании доверенности от 17.01.2011 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в их отзыве. Также пояснила, что администрация МО «Оренбургский район» не оспаривает те факты, что Красников А.А. не является индивидуальным предпринимателем, а также, что на спорном земельном участке расположен жилой объект.

Согласно отзыву на исковое заявление администрации МО «Оренбургский район» Оренбургской области от 30.06.2011 года администрация МО «Оренбургский район» Оренбургской области считает заявленный Красниковым А.А. иск необоснованным и неподлежащим удовлетворению, полагая, что в силу п. 1 ст. 36 Земельного Кодекса РФ исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено физическим и юридическим лицам, имеющим в собственности на этих участках здания, строения, сооружения, к которым объекты незавершенного строительства не относятся.

Объекты незавершенного строительства не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию. Осуществление государственной регистрации прав на ОНС само по себе не является основанием для возникновения права выкупа земельного участка. Поскольку целью использования земельного участка в соответствии с договором аренды является строительство жилого дома, а истец не представил доказательства того, что цель, в соответствии с которой ему был предоставлен в аренду земельный участок, достигнута, то Красникову А.А. земельный участок не может быть предоставлен в собственность.

Кроме того, ссылка истца на п.2 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» не состоятельна, поскольку ООО «Газпром добыча Оренбург» осуществил переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, дополнительных соглашений об исключении спорного земельного участка из предмета договора аренды не заключалось. Письма ООО «Газпром добыча Оренбург» в подтверждение права не носят нормативного характера

Согласно представлению прокуратуры Оренбургского района Оренбургской области было прекращено предоставление земельных участков в собственность собственникам ОНС до завершения ими строительства и ввода объектов в эксплуатацию.

Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу положений статей 273, 552 ГК РФ, а также нормы ст.35 ЗК РФ при передаче права собственности на здание, строение, сооружение новому собственнику подлежат передаче права на земельный участок, занятый такой недвижимостью, и необходимый для его использования.

Нормой п.1 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения и сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений и сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Распределение обязанностей по оформлению прав на земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости, и порядок оформления этих прав предусмотрены пунктами 5-8 ст.36 Кодекса.

В силу п.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания., строения и сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Согласно п.6 ст.36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п.2 ст.28 названного Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 ст.20 названного Кодекса, готовит проект договора купли – продажи и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу требований п.7 ст.36 ЗК РФ заявление гражданина или юридического лица в органы местного самоуправления о выделении земельного участка служит поводом для производства упомянутых и иных землеустроительных мероприятий, если речь идет о муниципальных землях, и соответственно, субъектом, на котором согласно ст.29 Кодекса лежит обязанность по предоставлению земельного участка, является орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 8 ст.36 ЗК РФ исполнительный орган органа местного самоуправления в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением копии кадастрового паспорта этого земельного участка.

Судом установлено, что истец в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 16.09.2009 года истец является собственником объекта незавершенного строительства – жилого дома, назначение: нежилое, площадью застройки 172 кв.м, степень готовности 5 %, инв. № НС-2568/А, лит. А, адрес: <адрес>.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 30.11.2010 года кадастровый номер земельного участка площадью 1095 +/- 23 кв.м, в пределах которого расположен объект незавершенного строительства – .

Установлено, что спорный земельный участок площадью 1095 +/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

После регистрации права собственности истец обращался в администрацию МО «Оренбургский район» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства.

Письмом от 18.05.2011 года администрация муниципального образования «Оренбургский район» отказала в предоставлении спорного земельного участка в собственность Красникову А.А., указав, что в соответствии со ст.36 ЗК РФ и постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2008 года №8985/08 исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий и сооружений, расположенных на этих земельных участках, являющихся капитальными строениями, возникновение права на объект незавершенного строительства не является основанием, предоставляющим исключительное право на выкуп земельного участка, на котором находится указанный объект.

Анализируя приведенные выше нормы закона, и то, что Красников А.А. является собственником недвижимого имущества – ОНС, расположенного на спорном земельном участке, суд приходит к выводу, что отказ администрации муниципального образования в предоставлении спорного участка в собственность не основан на законе.

Так, объект незавершенного строительства не является самовольной постройкой.

Согласно п.10 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Следовательно, Красников А.А. вправе требовать заключения с ним договора купли – продажи земельного участка, занятого ОНС и необходимого для его размещения. При этом, ограничения, установленные п.4.8 Решения Совета депутатов муниципального образования Оренбургский район от 07.06.2006 года №73 «О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории МО Оренбургский район» в части того, что земельные участки, предоставленные для строительства, не подлежат передаче в собственность до окончания строительства, суд также считает не основанными на законе.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность возможен только в случаях, предусмотренных п.4 ст.28 ЗК РФ, которые носят исчерпывающий характер и не содержат запрета на предоставление в собственность земельных участков под объекты незавершенного строительства.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым обязать администрацию муниципального образования «Оренбургский район» заключить договор купли – продажи спорного земельного участка, площадью 1095 +/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Красникова А.А. удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации МО «Оренбургский район», выразившиеся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером площадью 1095 +/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>

Возложить обязанность на администрацию МО «Оренбургский район» Оренбургской области заключить с Красниковым А.А. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером площадью 1095 +/- 23 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10-ти дней с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06.07.2011 года.

Председательствующий:

Судья: В.В.Зиновьев