Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июля 2011 года г.Оренбург Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Н.В.Полшковой при секретаре О.С.Субботиной с участием представителя истца А.В.Храмовой, представителя ответчика М.В.Гривко, представителей третьего лица Е.А.Коваленко, О.А.Максимовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургского района в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о признании бездействия незаконным и принятии мер по организации надлежащего обустройства и содержания скотомогильника на территории муниципального образования Экспериментальный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, У С Т А Н О В И Л Прокурор Оренбургского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Правительству Оренбургской области, администрации МО Экспериментальный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области о признании незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного на территории МО Экспериментальный сельсовет, обязании Правительства Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, признании незаконным бездействия администрации МО Экспериментальный сельсовет, выразившегося в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств и обустройству скотомогильника. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Оренбургского района с привлечением специалиста ГУ «Оренбургское райветуправление» ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации места, отведенного для захоронения биологических отходов – скотомогильника, ямы Беккари, расположенного на территории МО Экспериментальный сельсовет. В ходе проверки установлено, что на территории скотомогильника отсутствует навес, не имеется помещения для вскрытия трупов и содержания дезинфицирующих средств. Выявленные нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных. В ходе проверки установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории МО Экспериментальный сельсовет скотомогильник не имеется и на балансе администрации МО Экспериментальный сельсовет не состоит. Указанные полномочия должным образом не исполняются Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии. Вопрос о наличии скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Определением Оренбургского районного суда от 24.06.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Россельхознадзора по Оренбургской области. Определением Оренбургского районного суда от 06.07.2011 года производство по делу в части исковых требований к администрации МО Экспериментальный сельсовет прекращено в связи с отказом истца от иска. Представитель истца старший помощник прокурора Оренбургского района – Храмова А.В. в судебном заседании исковые требования к Правительству Оренбургской области поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить. Представители третьего лица – Управления Россельхознадзора по Оренбургской области – Коваленко Е.А., Максимова О.А., действующие на основании доверенностей (л.д.36, 37), в судебном заседании не возражали против удовлетворения исковых требований прокурора Оренбургского района. Представитель ответчика – Правительства по Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии. Представитель соответчика – Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в судебное заседание также не явился, хотя о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, уважительной причины неявки суду не представили. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся в судебное заседание лиц. Согласно отзыву на исковое заявление Правительства Оренбургской области (л.д.40-43) Правительство Оренбургской области возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Оренбургского района по тем основаниями, что нахождение скотомогильника на территории МО Экспериментальный сельсовет свидетельствует о нахождении данного объекта в ведении МО Экспериментальный сельсовет. Кроме того, данный скотомогильник не является собственностью субъекта РФ. Также вопросы по организации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагаются на орган местного самоуправления, а не на субъект РФ. Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оренбургского района к Правительству Оренбургской области по следующим основаниям. Согласно ст.ст.5, 6 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление таких мер является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской. В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В соответствии с п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную организацию и руководителей организации, в ведении которых находятся указанные объекты. Как следует из сообщения администрации МО Экспериментальный сельсовет (л.д.8), на территории МО Экспериментальный сельсовет действительно находится скотомогильник (яма Беккери), который на данный момент является объектом незавершенного строительства, на балансе МО Экспериментальный сельсовет данный объект не числится. Указанные обстоятельства также подтвердила в судебном заседании представитель администрации МО Экспериментальный сельсовет – Гривко М.В., действующая на основании доверенности (л.д.39). Таким образом, учитывая, что данный скотомогильник не находится на балансе администрации МО Экспериментальный сельсовет, является бесхозяйным, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) лежит на Правительстве Оренбургской области. В соответствии с п. 5.8 ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 года № 13-7-2/469, устанавливающим правила размещения и строительства скотомогильников, над ямой (биотермической) на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Согласно акту проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) МО Экспериментальный сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником дез.отряда ГУ «Оренбургское районное управление ветеринарии» ФИО7 (л.д.7), а также докладной записке помощника прокурора Оренбургского района Васильева А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), скотомогильник, расположенный на территории МО Экспериментальный сельсовет не соответствует указанным выше требованиям, а именно: отсутствуют навес, помещение для вскрытия трупов и содержания дезинфицирующих средств. Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями допрошенного в судебном заседании в качестве специалиста начальника дез.отряда ГУ «Оренбургское райветуправление» ФИО7 и представителя администрации МО Экспериментальный сельсовет Гривко М.А. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оренбургского района к Правительству Оренбургской области. При этом суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающее промышленности Оренбургской области, поскольку, как было установлено выше, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) лежит на Правительстве Оренбургской области. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167, 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Оренбургского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящегося на территории МО Экспериментальный сельсовет Оренбургского района Оренбургской области. Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В иске к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области – отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 11.07.2011 года. Судья Н.В.Полшкова