2-943/2011 по иску Министерства дорожного хозяйства к адм. МО Красноуральский сельсовет, Первухиной В.А. о признании не приобретшей права



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Солдатковой Р.А. при секретаре Сапроновой Е.А. с участием представителя истца Нудельман М.М. представителя ответчика Кильдяшева О.У.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области к администрации муниципального образования Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, Первухиной В.А. о признании недействительным распоряжения администрации МО Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, о признании не приобретшей права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, снятии с регистрационного учета

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в его обоснование, что распоряжением администрации муниципального образования Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области -р от ДД.ММ.ГГГГ Первухина Вера Александровна ДД.ММ.ГГГГ года рождения признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет как участница Великой Отечественной войны. По мнению истца, данное распоряжение является необоснованным и незаконным и порождающим для министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области правовые последствия, а именно в случае выдачи социальной выплаты, в виде ответственности за нецелевое использование средств федерального бюджета (социальных выплат) на приобретение жилья ветеранам (инвалидам ВОВ). Считает действия администрации МО Красноуральский селсовет Оренбургского района Оренбургской области по постановке Первухиной В.А. на учет нуждающейся в жилье незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Первухина В.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, с<адрес>, <адрес> в доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем на праве собственности по договору купли -продажи от ДД.ММ.ГГГГ её сыну ФИО2. В доме зарегистрированы 3 человека: Первухина В.А., ФИО2, ФИО2 Первухина В.А. является членом семьи сына в соответствии со ст.31 ЖК РФ. В соответствии с учетной нормой площади жилья 15 кв. метров на одного человека в Оренбургском районе обеспечена жилым помещением. Наличие в учетном деле договоров найма жилого помещения не является основанием для признания Первухиной В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку не исключается заключение соглашений собственником жилого помещения с членами своей семьи. Постановка Первухиной на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении противоречит требованиям ч.1ст.4 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 №2733/489-Ш-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма»

В ходе судебного разбирательства представитель истца Нудельман М.М., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям и доводам, изложенным в иске. Также пояснила, что решение о постановке на учет должно приниматься главой муниципального образования в течение 30 дней с момента принятия заявления, жилищная комиссия не уполномочена признавать гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и ставить его на учет. Права истца будут нарушены, так как при выдаче субсидии будет нецелевое использование бюджетных средств. Решение жилищной комиссии администрации МО Красноуральский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривают, так как оно не имеет юридической силы, не является нормативно-правовым актом. Просит признать распоряжение администрации муниципального образования Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ -р о признании Первухиной В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий недействительным, признать Первухину не приобретшей права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации Красноуральский сельсовет, снять Первухину В.А. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Ответчик Первухина В.А. в судебное заседание не явилась. В адресованном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело без участия ответчика, в порядке определенном ст.167 ГПК РФ.

Представитель ответчика Кильдяшев О.У., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих доводов пояснил, что комиссия выносила решение, отдавая дань уважения участнику войны. Семья переехала из города, у Первухиной отсутствует собственное жилье, она проживает в семье сына, с сыном ведут общее хозяйство. Также пояснил, что договор найма подписывался в его присутствии в здании администрации. Допускает, что было допущено нарушение норм закона, но ответчик как участник войны имеет право воспользоваться предоставленной законом социальной льготой.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определённым федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства регионального развития Российской Федерации разъяснено, что исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан. К ним относятся малоимущие; иные, определённые федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».

Нормой ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 года №-5 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в себя, в том числе получение и содержание жилых помещений.

Согласно п. 4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», устанавливающего правовые гарантии членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, Первухина В.В. является участницей Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, предусмотренные ст.ст.14, 15 ФЗ «О ветеранах».

Положениями ст. 21 ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), которые предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в силу ст. 21 ФЗ "О ветеранах" полномочия по обеспечению жильем возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ РФ от 12.05.1995 года № 5- ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а-ж» и «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального Закона предоставляются такие меры социальной поддержки, как льготы по пенсионному обеспечению, а так же обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В соответствии с п. 1 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе, полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Законом Оренбургской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 23 ноября 2005 г. № 2733/489-111-ОЗ в соответствии со статьёй 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5 ФЗ «О ветеранах» определён порядок реализации полномочий Оренбургской области по обеспечению жильём отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Согласно статьи 1 указанного закона действия настоящего Закона распространяется на проживающих на территории Оренбургской области инвалидов Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 4 вышеназванного закона гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются граждане:

1)не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2)являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные жилым помещением общей площадью на одного человека менее учётной нормы;

3)проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 09.03.2006 года № 72-п «О порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов и предоставления жилых помещений по договору социального найма ветеранам Великой Отечественной войны» главным распорядителем средств, поступающих их федерального бюджета для финансирования мероприятий по приобретению и улучшению жилищных условий, указанных в п. 4 настоящего Порядка граждан (в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны), является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии при администрации МО Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Первухина В.А. участник ВОВ, инвалид 2 группы, являющаяся нанимателем жилого помещения по договору найма, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 9 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23.11.2005 года № 2733/489-111-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области было издано распоряжение -р «О признании Первухиной В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий», согласно которого Первухина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, участница Великой Отечественной Войны, инвалид 2 группы, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список Ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по МО Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области. Администрация МО Красноуральский сельсовет обратилась в министерство строительства, жилищно–коммунального и дорожного хозяйства с ходатайством о предоставлении Первухиной В.А. социальной выплаты.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи мене учетной нормы.

Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Частью 2 вышеназванной нормы закона установлено, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

В соответствии с п. 7 ст. 5 вышеназванного закона установлено, что заявление граждан и представленные документы проверяются уполномоченным органом. В случае необходимости уполномоченным органом дополнительно осуществляется проверка жилищных условий, по итогам которой составляется соответствующий акт по установленной форме.

Пунктом 8 статьи 5 этого же Закона определено, что после проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования. Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления.

В соответствии с п. 9 ст. 5 данного нормативного акта граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

Первухина В.А. является членом семьи своего сына – ФИО2, так как является его мамой, иное может быть определено только судом, у жилищной комиссии нет полномочий по установлению таких фактов, однако, судебного решения Первухиной В.А. в орган местного самоуправления представлено не было. Установлено, что Первухина проживает в <адрес> в с.им.9 января, принадлежащего на праве собственности её сыну ФИО2, ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также проживала совместно с семьей сына в <адрес> в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются лицевым счетом , справкой о составе семьи, актом обследования жилищных условий, поквартирной картой, свидетельством о браке.

Указанное выше домовладение принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ

Первухина В.А. проживает в принадлежащем на праве собственности вышеуказанном жилом помещении в изолированной комнате площадью 18,3 кв. метров по договорам найма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, заключеным с ФИО2

Наличие договора найма между ними не является доказательством того, что они утратили родственные отношения, так как согласно п. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними. Возможность соглашения между родственниками предусмотрена самим ЖК РФ.

Материалами дела установлено, что Первухина В.А. не имеет в <адрес> и <адрес> домовладения, что подтверждается справкой ГУП ИЦИОН от ДД.ММ.ГГГГ и сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Из акта обследования жилищных условий гражданина от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Первухина В.А. является инвалидом 2 группы, участником ВОВ, пользуется комнатой в доме сына, своего жилья не имеет, состав семьи <данные изъяты> человека.

Согласно сведениям, содержащимся в справке о составе семьи и похозяйственной книге, Первухина В.А. зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении с 2006 года по настоящее время

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Оценивая в совокупности вышеизложенное, учитывая, что сын Первухиной – ФИО2 не ставил вопрос о признании ответчика прекратившим право пользования жилым помещением, принадлежащим им на праве собственности, суд приходит к выводу о том, что Первухина В.А. является членом семьи собственника ФИО2, в связи с чем, общая площадь принадлежащих семье жилых помещений так же подлежит включению при расчете уровня обеспеченности ответчика жильем.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Учетная норма площади жилого помещения - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в размере по <адрес> не более 15 квадратных метров общей площади.

Из материалов дела усматривается, что Первухина В.А.проживает и зарегистрирована в <адрес>, в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.Следовательно, обеспеченность Первухиной В.А. с учетом количества зарегистрированных и проживающих лиц значительно превышает учетную норму площади жилого помещения в МО Красноуральский сельсовет.

Анализируя приведенные доказательства, суд приходит к выводу, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (день принятия распоряжения главой МО Красноуральский сельсовет) были представлены документы, которые не подтверждают право Первухиной состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, а потому последняя необоснованно включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу п. 8 ст. 5 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» после проведенной проверки заявление гражданина и представленные документы выносятся уполномоченным органом на рассмотрение главы муниципального образования. Решение по результатам рассмотрения заявления принимается не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня принятия заявления.

Требования данной нормы закона администрацией МО Красноуральский сельсовет Оренбургского района нарушено, поскольку оспариваемое распоряжение -р «О признании Первухиной В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий» издано только ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч. 9 ст. 5 названного Закона граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях со дня принятия соответствующего решения главы муниципального образования.

Таким образом, нарушен порядок признания Первухиной В.А. нуждающейся в жилых помещениях.

     В соответствии со ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в том числе, в случае: выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Аналогичное основание для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении предусмотрено статьей 9 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 года N 2733/489-111-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Таким образом, совокупность доказательств, исследованных в суде, позволяет сделать вывод о том, что исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области являются законными и обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области удовлетворить.

Признать недействительным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения распоряжение администрации Муниципального образования Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ -р в части признания Первухиной В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Снять Первухину В.А. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в администрации муниципального образования Красноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение 10-ти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 23.05.2011 года.

Судья Р.А.Солдаткова