РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 08 июля 2011 года г. Оренбург Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Витюковой Л.А. при секретаре Ерошенко А.М. с участием истца Костина В.П., его представителя Ибрагимовой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костина В.П. к администрации МО Оренбургский район, администрации МО Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи, УСТАНОВИЛ: Костин В.П. обратился в суд с вышеуказанным заявлением. Мотивирует свои требования тем, что он обратился в Администрацию МО Оренбургский район с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, местоположение: <адрес> <адрес> <адрес> участок №, площадью <данные изъяты> кв.м., предоставленного ему в аренду для индивидуального жилищного строительства на основании постановления №-и от ДД.ММ.ГГГГ. На данном земельном участке расположен принадлежащий ему на праве собственности незавершенный строительством жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО Оренбургский район отказала ему в предоставлении участка в собственность, указав, что возникновение права собственности на незавершенный строительством объект не является основанием, предоставляющим исключительное право на выкуп земельного участка, на котором находится указанный объект. Ему предложено оформить участок на праве аренды на срок более года. С данным отказом он не согласен, считает его незаконным. Своим отказом Администрация МО Оренбургский район нарушило право истца, как собственника недвижимого имущества на исключительное право выкупа земельного участка, находящегося под данным недвижимым имуществом. Просит суд: - признать незаконным отказ Администрации МО Оренбургский район в предоставлении Костину В.П. в собственность земельного участка кадастровый номер №, местоположение: <адрес> <адрес> <адрес> участок №, площадью <данные изъяты> кв.м., - обязать Администрацию МО Оренбургский район заключить с Костиным В.П. договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер № местоположение: <адрес> <адрес> участок №, площадью <данные изъяты> кв.м. Истец Костин В.П., его представитель Ибрагимова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить. Представители ответчиков администрации МО Оренбургский район Оренбургской области и МО Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель администрации МО Южноуральский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц. Суд, выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Возможность иметь землю в частной собственности предусмотрена Конституцией РФ (ст. 9). В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В силу положений ст.ст. 273, 552 ГК РФ и ст. 35 ЗК РФ при передаче права собственности на здание, строение, сооружение, новому собственнику подлежат передаче права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами. Распределение обязанностей по оформлению прав на земельный участок, на котором находятся объекты недвижимого имущества и порядок оформления этих прав предусмотрены пунктами 5-8 статьи 36 ЗК РФ. В силу п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с п. 2 ст. 28 названного кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 названного кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. По смыслу п. 7 ст. 36 ЗК РФ заявление гражданина или юридического лица в органы местного самоуправления о выделении земельного участка служит поводом для производства упомянутых и иных землеустроительных мероприятий, если речь идет о муниципальных землях и, соответственно, субъектом, на котором согласно ст. 29 ЗК РФ лежит обязанность по предоставлению земельного участка, является орган местного самоуправления. В силу п. 8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизации земельных участков, резервирования земель для государственных и муниципальных нужд. Ответчиками не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии перечисленных в приведенной норме оснований, препятствующих предоставлению спорного земельного участка в собственность истца. Судом установлено, что Костин В.П. является собственником объекта незавершенного строительства – жилого дома, площадью застройки <данные изъяты>3 кв. метров, степень готовности <данные изъяты>%, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, участок №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. Из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельный участок расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №, категория земель – <данные изъяты>, разрешенное использование: <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв. метров, сведения о правах отсутствуют. После регистрации права собственности на незавершенный объект строительства, истец обратился в администрацию МО Оренбургский район с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация МО Оренбургский район Оренбургской области отказала в предоставлении спорного земельного участка в собственность Костину В.П., указав, что в соответствии со ст. 36 ЗК РФ и Постановления Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на этих земельных участках, являющихся капитальными строениями, возникновение права собственности на объект незавершенного строительства не является основанием, предоставляющим исключительное право на выкуп земельного участка, на котором находится указанный объект. Анализируя приведенные нормы закона, и то, что Костин В.П. является собственником недвижимого имущества – ОНС площадью застройки 102,3 кв. метров, суд приходит к выводу, что отказ МО Оренбургский район Оренбургской области в предоставлении спорного земельного участка в собственность не основан на законе. Цель использования земельного участка, на котором находится объект незавершенного строительства, принадлежащего на праве собственности истцу, не связана с осуществлением строительства объекта, такой объект не является самовольной постройкой, следовательно, истец вправе требовать заключения с ним договора купли-продажи земельного участка, занятого ОНС и необходимого для его размещения. При этом ограничения, установленные п. 4.8 Решения Совета депутатов МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории МО Оренбургский район в части того, что земельные участки, предоставленные для строительства не подлежат передаче в собственность до окончания строительства, суд считает не основанными на законе. Отказ в предоставлении земельного участка в собственность возможен только в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 28 ЗК РФ, которые носят исчерпывающий характер и не содержат запрета на предоставление в собственность земельных участков под объекты незавершенного строительства. При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным отказ администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, в предоставлении Костину В.П. в собственность земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер № по его заявлению и обязать администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области заключить договор купли-продажи спорного земельного участка, площадью <данные изъяты> кв. метров, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №. Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрены правила разграничения земель в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, собственность поселений, городских округов, муниципальных районов. Эти правила устанавливают, что к землям федеральной собственности относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Эти же правила действуют и в отношении земель, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации, а также к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, администрация МО Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Костина В.П. к Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи, удовлетворить частично. Признать незаконным отказ администрации МО Оренбургский район Оренбургской области в предоставлении земельного участка в собственность Костина В.П.. Обязать администрацию МО Оренбургский район Оренбургской области заключить с Костиным В.П. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв. метров, с кадастровым номером №, категория земель – <данные изъяты>, разрешенное использование – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №. Исковые требования Костина В.П. к Администрации МО Южноуральский сельский совет Оренбургского района Оренбургской области о признании отказа администрации в предоставлении земельного участка незаконным и понуждении заключить договор купли-продажи, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 13.07.2011 года при помощи компьютерной техники Судья Л.А. Витюкова