2-1788/11 по иску прокурора Оренбургского района в интересах Бабаенко Д.Н. к администрации МО Оренбургский район об обеспечении по месту жительства жилой площадью не ниже установленных норм



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Р.А.Имамовой

при секретаре Е.А.Ольховик

с участием представителя истца

старшего помощника прокурора

Оренбургского района А.В.Храмовой,

истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах ФИО1 к администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с иском, указав в его обоснование, что ФИО1 является сиротой, поскольку его родители – ФИО4 и ФИО5 – умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Опека над ФИО1 установлена не была. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год ФИО1 обучался в ГОУ НПО ПУ-61 п. Чебеньки по профессии «повар». Закрепленного жилого помещения за ФИО1 не имеется. С ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 числится в списках очередников-сирот при администрации МО Оренбургский район. Однако администрация муниципального образования ввиду ограниченного финансирования не смогла своевременно обеспечить ФИО1 жильем, в котором он нуждается. Каких-либо мер для обеспечения выделения из федерального бюджета денежных средств на приобретение жилья ФИО1 администрация МО Оренбургский район не принимала, что послужило поводом для обоснованного обращения ФИО1 в прокуратуру района для защиты нарушенного права. До настоящего времени ни денежной субсидии для приобретения или строительства жилья, ни жилого помещения ФИО1 не предоставлено. Просит суд обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании старший помощник прокурора Оренбургского района Храмова А.В. иск поддержала по доводам, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

ФИО1 также поддержал исковые требования прокурора по доводам, изложенным в заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации МО Оренбургский район в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Правительства Оренбургской области - также в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Статьей 1 вышеназванного Федерального закона определено, что к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Свидетельствами о смерти ФИО5 (<данные изъяты>) и ФИО8 (<данные изъяты>) подтверждаются факты смерти родителей ФИО1 (свидетельство о рождении на <данные изъяты>).

Как установлено в судебном заседании, опека над ФИО1 не была установлена.

Согласно справке администрации МО Первомайский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> совместно с ФИО9, который является собственником данного жилого помещения.

Из сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области следует, что за ФИО1 недвижимого имущества не зарегистрировано (<данные изъяты>).

Из сведений, представленных ГУП Оренбургской области «ОЦИОН» от ДД.ММ.ГГГГ, также следует, что за ФИО1 недвижимого имущества не зарегистрировано (<данные изъяты>).

Согласно свидетельству об уровне квалификации (<данные изъяты>) ФИО1 проходил обучение в ГОУ НПО «Профессиональное училище № 61» п. Чебеньки до ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 относится к числу лиц, на которых распространяется действие Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Из представленного в материалы дела сообщения администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учёте нуждающихся в жилом помещении и в списке очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в подтверждение чего представлен список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение жилья по договорам социального найма.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 в установленном законом порядке состоит на учете в числе очередников детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья.

Поскольку право ФИО1 на внеочередное получение жилья возникло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, в этой части подлежат применению нормы ЖК РСФСР.

В соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР от 24.06.1983 г. вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005г.в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным п.п.1, 3-6 ч.1 ст.56 ЖК, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учётом приведённых в данном абзаце положений ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г.N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005г.право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, независимо от времени их принятия на учёт после указанной даты это право сохраняется.

Положениями п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ регламентировано предоставление жилья по договорам социального найма - в соответствии с указанной нормой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно положениям частей 3, 4, 5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно ст. 1 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2005 г. №2706/470-III-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области» устанавливается система органов исполнительной власти Оренбургской области во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Оренбургской области – Правительством Оренбургской области. В систему органов исполнительной власти Оренбургской области входит, в том числе и Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

В соответствии с пп.«а» п.10 Положения «О Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области», утвержденного Указом Губернатора Оренбургской области от 19 декабря 2005 г. №153-ук, в общие полномочия Министерства входит осуществление на территории Оренбургской области государственной политики в части предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, государственных жилищных сертификатов, возмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статьями 1, 2 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 г. №1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» установлено, что муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделяются государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет).

В соответствии с абз. 3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, распорядителем денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на исполнение переданных органам местного самоуправления полномочий, является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области.

Таким образом, администрация МО Оренбургский район обязана предоставить ФИО1 жилое помещение вне очереди не ниже установленных норм за счёт средств бюджета Оренбургской области.

Оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Оренбургского района требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Оренбургского района Оренбургской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение площадью не ниже установленных норм вне очереди за счёт средств бюджета Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.09.2011 года

Судья: Р.А.Имамова