№2-1358/11 по иску прокурора Оренбурсгкого района в интересах неопред. круга лиц к Правительству Оренбурсгкой области, Админ. МО Сергиевский с/с об оспарвиании бездействия органа гос. власти



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Витюковой Л.А.,

при секретаре Ерошенко А.М.,

с участием помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Васильева А.Г., представителя ответчика Администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Ильина В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, Администрации МО «Сергиевский сельсовет» Оренбургского района об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Оренбургской области,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Мотивирует свои требования тем, что прокуратурой Оренбургского района с привлечением специалиста ГУ «Оренбургское райветуправление» ДД.ММ.ГГГГ года проведена проверка соблюдения ветеринарно-санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации места, отведенного для захоронения биологических отходов – скотомогильник, ямы Беккари, расположенного на территории МО «Сергиевский сельсовет» Оренбургского района.

В ходе проверки установлено, что территория скотомогильника не ограждена глухим забором высотой не менее <данные изъяты> м. с выездными воротами, отсутствует навес, не имеется помещения для вскрытия трупов и содержания дезинфицирующих средств.

Выявленные нарушения ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний опасных для жизни людей и животных.

Согласно Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ скотомогильники – это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождении), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Скотомогильниками являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний.

Полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемии, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.

Действующее законодательство не предусматривает возможности нахождения скотомогильника и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления. Вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственника имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

В ходе проведенной проверки установлено, что сведений о правах на имеющийся на территории МО Сергиевский сельсовет скотомогильник не имеется и на балансе администрации МО Сергиевский сельсовет не состоит.

Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ – Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии.

Вопрос о наличии скотомогильника до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории МО и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42 Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит суд:

- признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного на территории МО Сергиевский сельсовет.

- обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов,

- признать незаконным бездействие администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств и обустройство скотомогильника.

Помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Васильев А.Г. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям и доводам в нем изложенным, просил их удовлетворить.

На судебное заседание не явился представитель Правительства Оренбургской области, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

В представленном суду отзыве представитель ответчика администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области указал, что администрация Сергиевского сельсовета не обращалась к Правительству Оренбургской области по вопросу приведения скотомогильника, в состояние соответствующее ветеринарно-санитарным нормам. Согласно акту проверки ГУ «Оренбургского районного управления ветеринарии» от ДД.ММ.ГГГГ ветеринарно-санитарное состояние скотомогильника, расположенного на территории МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района не отвечает требованиям, установленным Правилами. Данный объект оставлен бывшим собственником – колхозом «Россия», продолжительное время им не используется. Поголовье скота личных подсобных хозяйств за последние 10 лет сокращаются. Кроме того, ветеринарными службами района производится своевременная вакцинация, что предотвращает угрозу возникновения и распространения инфекций, а также чрезвычайных ситуаций.

В представленном суду отзыве представитель ответчика Правительства Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ указывает, что с заявлением прокурора не согласны, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Местная администрация в режиме сельских и поселковых советов есть и она работает. В настоящее время Правительством Оренбургской области разработан проект Постановления Правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам» на ДД.ММ.ГГГГ годы». На реализацию данной программы планируется выделить из областного бюджета <данные изъяты> млн. руб.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Ильин В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, признал исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в части признания незаконным бездействия администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района, выразившегося в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств и обустройству скотомогильника, о чем в протоколе судебного заседания имеется его подпись, и заявление, которое приобщено к материалам дела.

Суд, выслушав стороны, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Данные нормы закона сторонам разъяснены и понятны, о чем имеются их подписи в протоколе судебного заседания.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным принять факт признания части исковых требований представителем ответчика – администрации МО Сергиевский с/с Оренбургского района Оренбургской области Ильина В.В., и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО Сергиевский с/с Оренбургского района Оренбургской области о признании ее бездействия, выразившегося в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств и обустройство скотомогильников, незаконным.

Суд, заслушав мнения сторон, изучив, представленные материалы, приход к выводу об удовлетворении требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области к Правительству Оренбургской области.

Так, согласно акту проверки ветеринарно-санитарного состояния скотомогильника (биотермической ямы) МО «Сергиевский сельсовет с. Сергиевка, Оренбургского района ГУ «Оренбургское районное управление ветеринарии» Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области, на основании ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, выявлены следующие нарушения:

Пункт 5.6 – территория скотомогильников не ограждена глухим забором высотой не менее <данные изъяты> м. с выездными воротами, по периметру не окопана с устройством вала из вынутого грунта,

Пункт 5.8. – нет навеса, нет помещения для вскрытия трупов и содержания дезинфицирующих средств.

Согласно справке Администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, скотомогильник считается бесхозным, на балансе администрации не числится.

Согласно ответу Администрации МО «Оренбургский район» -пк от ДД.ММ.ГГГГ, на запрос суда, в Реестре муниципальной собственности МО Оренбургский район: скотомогильник, яма Беккария, расположенные на территории МО Сергиевский сельсовет, не числится.

Согласно информации, предоставленной ГУП Оренбургской области «Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями о зарегистрированных правах на скотомогильник, яма Беккари, расположенных на территории МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района, предприятие не располагает.

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу пп. 49 п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно пп. д п. 2 ст. 26.11 ФЗ от 06.10.1999 года № 185-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284 приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Анализируя, указанные выше нормы закона, суд приходит к выводу о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469 (далее – Правила), ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Судом установлено, что имеющийся на территории муниципального образования Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области скотомогильник на балансе администрации муниципального района не состоит.

В связи, с чем ссылка представителя ответчика – Правительства Оренбургской области на указанный выше пункт Правил является необоснованным.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

В судебном заседании, установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию - Сергиевскому сельскому совету Оренбургского района не передавались.

В этой связи, суд не может согласиться с мнением представителя ответчика Правительства Оренбургской области о возложении на администрацию муниципального образования обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму) без передачи необходимых полномочий и денежных средств.

Представителем ответчика – Правительства Оренбургской области, суду представлено приложение к проекту постановления Правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по организации сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на территории Оренбургской области» на ДД.ММ.ГГГГ годы. (далее – приложение к проекту Постановления Правительства Оренбургской области).

Суд, изучив данное приложение к проекту Постановления Правительства Оренбургской области приходит к выводу о том, что оно не является доказательством принятия мер по приведению скотомогильника, расположенного на территории МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, в надлежащее состояние и оборудования его, кроме того указанная Областная целевая программа не утверждена Постановлением Правительства Оренбургской области, и не приведена в исполнение.

Таким образом, учитывая, что вопрос о приведении данного скотомогильника в надлежащее состояние, отвечающее требованиям ветеринарно-санитарных правил не решен, что способствует возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на территории МО Сергиевский сельсовет, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области, Администрации МО «Сергиевский сельсовет» Оренбургского района об оспаривании бездействия органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Правительства Оренбургской области, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с не соответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, расположенного на территории МО Сергиевский сельсовет.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильника в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов,

Признать незаконным бездействие администрации МО Сергиевский сельсовет Оренбургского района, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств и обустройство скотомогильника.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 20.07.2011 года

Судья Л.А. Витюкова