№2-1398/11 по иску Хайбулина Ф.С., Хайбулина Ю.Ф. к ФГКЭУ `Донгузская КЭЧ района` о признании права собственности на жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Витюковой Л.А.,

при секретаре Ерошенко А.М.,

с участием представителя истцов Хайбулина Ф.С., Хайбулина Ю.Ф. – Маматовой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хайбулина Ф.С., Хайбулина Ю.Ф. к ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" о признании права собственности на жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Хайбулин Ф.С., Хайбулин Ю.Ф. обратились в суд с вышеуказанным заявлением.

Мотивируют свои требования тем, что Хайбулину Ф.С. в ДД.ММ.ГГГГ году была выделена <данные изъяты> квартира на состав из <данные изъяты> человек, расположенная по адресу: <адрес>.

По ордеру от ДД.ММ.ГГГГ они вселились в предоставленную квартиру. С истечением времени в спорной квартире остались проживать двое: Хайбулин Ф.С., Хайбулин Ю.Ф.

Так как занимаемая ими <адрес> находится в федеральной собственности, включена на баланс ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» и они решили воспользоваться своим правом на приватизацию занимаемой квартиры, обратилась в ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» с заявлением заключить договора приватизации. Получен ответ, разъясняющий об отсутствии полномочий у КЭЧ заключать такого рода договоры.

В настоящее время неизвестно, кто полномочен заключать договор приватизации квартиры, это создает им препятствия для реализации конституционных прав, предусмотренных ст. 35 Конституции РФ, права на приватизацию.

Просят суд признать за Хайбулиным Ф.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Хайбулиным Ю.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения право общей долевой собственности в порядке приватизации на <данные изъяты> квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой – <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Истцы Хайбулин Ф.С., Хайбулин Ю.Ф. на судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов.

Представитель истцов: Хайбулина Ф.С., Хайбулин Ю.Ф. – Маматова В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования своих доверителей поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам в нем изложенным, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» на судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки суд не известил, и не представил доказательств уважительности этих причин, несмотря на обязанность, предусмотренную ч. 1 ст. 167 ГПК РФ, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Администрация МО Первомайский поссовет <адрес>.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Администрации МО Первомайский поссовет <адрес>, Министерства обороны РФ, на судебное заседание не явились, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес>, Администрации МО Первомайский поссовет <адрес> просили дело рассмотреть в их отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> в представленном суду отзыве указал, что заключать договор передачи спорной квартиры в собственность истца правомочен правообладатель жилого помещения, то есть ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» по согласованию с Министерством обороны. Учитывая изложенное, у Территориального управления Росимущества в <адрес> отсутствует заинтересованность в исходе дела, в связи с чем возражений против удовлетворения исковых требований они не имеют.

Заслушав, представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с пунктом1 статьи209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу пунктов1 и 3 статьи125, пункта 3 статьи214 Гражданского кодекса права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.

Согласно пункту12 статьи1 Федерального закона от 31.05.1996 N61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N1082, Министерство обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

В соответствии с п. 1, пп. «и» п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008г. N1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Министерство обороны Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества.

Во исполнение положений указанных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Министерстве обороны Российской Федерации создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, которому переданы функции, указанные в постановлении Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053, в том числе приватизация. Положение об указанном Департаменте утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 апреля 2009г. N335.

Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Согласно п. 1.1, 1.4 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 982-р от 25.07.2007 года на базе Донгузской КЭЧ и является ее правопреемником. Учреждение является юридическим лицом.

В силу п. 2.2.1 Устава ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» ведет учет жилых помещений, закрепленных за Минобороны РФ, в том числе жилых помещений в муниципальном жилищном фонде; регистрирует право собственности РФ и свое право оперативного управления на жилые помещения, закрепляемые за ним собственником, а так же подлежащие закреплению от собственного строительства Министерства обороны; заключает в установленном действующем законодательством порядке договоры социального найма, а так же договоры найма на специализированные жилые помещения, находящихся в оперативном управлении учреждения, а так же на жилые помещения муниципального фонда через местные администрации, освобождаемые за выездом военнослужащих; согласовывает договоры на приватизацию жилых помещений, закрепленных за учреждением для лиц, имеющих право на приватизацию.

Распоряжением Министерства имущественных отношений № 6908-р от 09.12.2003 года «О закреплении имущества за Донгузской квартирно-эксплуатационной частью района Минобороны России» жилой дом, в котором проживает истец, закреплен на праве оперативного управления за Донгузской КЭЧ района.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» следует, что жилое помещение <адрес> является собственностью Российской Федерации, числится на балансе ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района», к виду служебного жилого помещения не относится.

Согласно выписке из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, правообладателем жилого <адрес>, в том числе <адрес> является Российская Федерация, сведениями о признании данного жилого помещения аварийным, Территориальное управление Росимущества в <адрес>, не обладает.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятии, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Из материалов дела следует, что <адрес> в установленном законом порядке не признана аварийным жильем, не находится общежитии, в закрытом военном городке, не является служебным жилым помещением.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что указанное жилое помещение подлежит приватизации.

Согласно ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Из ответа администрации МО Первомайский поссовет от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что сведения об участии Хайбулина Ю.Ф., Хайбулина Ф.С. в приватизации отсутствуют.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Копией лицевого счета подтверждается, что Хайбулин Ф.С. зарегистрирован в спорной квартире с ДД.ММ.ГГГГ, а Хайбулин Ю.Ф. – ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Следовательно, препятствия для приватизации отсутствуют, право Хайбулина Ф.С., Хайбулина Ю.Ф. на приватизацию спорного жилого помещения подтверждено совокупностью представленных суду доказательств.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" от 13 октября 1997 г. N 1301 устанавливает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые и иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Из материалов дела следует, что жилой <адрес> процедуру учета не прошел.

Таким образом, истцы не могут реализовать свое право на получение жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в собственность по независящим от них причинам, тогда как право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.

В соответствии с абз.5 ч.1 ст.17 Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты.

В силу ст.ст. 1, 2, 4 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями) истцы имеют право на приватизацию своей квартиры в установленный законом двухмесячный срок.

В соответствии со ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи.

На основании ст. 13 п.2 Федерального Закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с последующими изменениями) истец может зарегистрировать переход права собственности в порядке приватизации на занимаемую им квартиру только после регистрации права собственности, либо оперативного управления.

Согласно сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись об обременении на вышеуказанное жилое помещение отсутствует.

Материалами дела установлено, что истцы на законных основаниях владеют и пользуются квартирой, других претендентов на квартиру не имеется. Факт отсутствия регистрации права на квартиру не может служить основанием для отказа в защите прав истцов на приватизацию жилого помещения.

Учитывая, что отказ Хайбулину Ф.С., Хайбулину Ю.Ф. в приватизации жилого помещения приведет к нарушению их конституционных прав, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований Хайбулина Ф.С., Хайбулина Ю.Ф.

В связи с тем, что истцы лишены права на приватизацию квартиры, их право на приватизацию жилья нарушено, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В п. 2 Постановления Пленума ВС РФ № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"(в редакции от 21 декабря 1993 г., с изменениями от 25 октября 1996 г., 6 февраля 2007 г., 2 июля 2009 г.) указано: учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства.

Поскольку в указанном случае предметом спора является имущество, которое не подлежит оценке при передаче его в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации, государственная пошлина при подаче таких заявлений должна взиматься в размере, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ для исковых заявлений, не подлежащих оценке.

Учитывая, что суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истцов, государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей подлежит взысканию с ответчика ФГКЭУ «Донгузская КЭЧ района» в доход государства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хайбулина Ф.С., Хайбулина Ю.Ф. к ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" о признании права собственности на жилое помещение, – удовлетворить.

Признать за Хайбулиным Ф.С. право собственности в порядке приватизации на ? долю <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Признать за Хайбулиным Ю.Ф. право собственности в порядке приватизации на ? долю <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

Взыскать с ФГКЭУ "Донгузская КЭЧ района" в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 01.08.2011 года

Судья Л.А. Витюкова