РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июля 2011 года г. Оренбург Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Витюковой Л.А., при секретаре Ерошенко А.М., с участием истца Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.), старшего помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области Храмовой А.В., представителя соответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области – Нудельман М.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) к Администрации МО Оренбургский район, Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Министерству финансов Оренбургской области об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, УСТАНОВИЛ: Прокурор Оренбургского района Оренбургской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением в защиту интересов Березкиной И.В. (Паньшиной И.В. ). Мотивирует свои требования тем, что Березкина И.В. (Паньшина И.В.), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является выпускницей МОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Чебеньковского детского дома. Мать Паньшиной И.В. – ФИО18. в ДД.ММ.ГГГГ году была признана безвестно отсутствующей Оренбургским районным судом. Отец – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ Оренбургским районным судом лишен родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год Березкина И.В. (Паньшина И.В.) обучалась в <данные изъяты> В соответствии с Законом Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-III-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по договору социального найма за счет средств областного бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ года Березкина И.В. (Паньшина И.В.) числится в списках очередников-сирот при администрации МО «Оренбургский район». Однако администрация МО, ввиду ограниченного финансирования не может своевременно обеспечить Березкину И.В. (Паньшину И.В.) жильем, в котором она нуждается. Каких-либо мер для обеспечения выделения из федерального бюджета денежных средств на приобретение жилья Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) администрация МО «Оренбургский район» не принимала, что послужило поводом для обоснованного обращения Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) в прокуратуру района для защиты нарушенных прав. До настоящего времени ни денежной субсидии для приобретения или строительства жилья, ни жилого помещения Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) не предоставлено. В настоящее время Березкина И.В. (Паньшина И.В.) проживает на съемных квартирах <адрес> с двумя малолетними детьми. В результате неправомерных бездействий Управления образования МО «Оренбургский район», в частности, исполнения органом опеки и попечительства своих обязанностей в ненадлежащем виде, сирота не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Администрация МО «Оренбургский район» обязана принять меры по предоставлению жилого помещения Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.). Просит суд обязать администрацию МО «Оренбургский район» предоставить Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области. Старший помощник прокурора Оренбургского района Оренбургской области Храмова А.В. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, по доводам и основаниям в нем изложенным, просила их удовлетворить. Истец Березкина И.В. (Паньшина И.В.) в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям и доводам в нем изложенным, просила их удовлетворить. Пояснила, что она с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на учете на улучшение жилищных условий в органе местного самоуправления, как сирота. Ее мать решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года признана безвестно отсутствующей, ее отец решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года лишен родительских прав. Распоряжением администрации МО Оренбургский район от ДД.ММ.ГГГГ года она была направлена на обучение и воспитание в детский дом. Проходила обучение в ПУ № <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год, проживала в <адрес>. После окончания учетного заведения, переехала в <адрес>, где зарегистрирована и проживает и по настоящее время вместе с сестрами: ФИО3, ФИО5, а также племянниками: ФИО13, ФИО12 Договор социального найма с ними не заключен. До настоящего времени администрацией МО Оренбургский район Оренбургской области жилое помещение ей не предоставлено. Жилое помещение, принадлежащее ей на праве собственности, отсутствует. Определением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены: Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Министерство финансов Оренбургской области. Представитель соответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области Нудельман М.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что Законом Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389 – IV – ОЗ органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми по помещениями муниципального жилищного фонда детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком, просит в удовлетворении исковых требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области отказать. На судебное заседание не явились: представитель ответчика Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области, извещен о времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в его отсутствие, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства Оренбургской области, извещен о времени и месте судебного заседания, представитель соответчика Министерства финансов Оренбургской области, извещен о времени и месте судебного заседания, просил дело рассмотреть в его отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле. В представленном суду отзыве представитель ответчика Администрации МО Оренбургский район Оренбургской области указывает, что Паньшина И.В. стоит на учете в администрации МО Оренбургский район в списках очередников – сирот с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в соответствии с абз. 3 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются расходными обязательствами субъектов РФ, т.е. Оренбургской области, в связи с ограниченным финансированием указанных обязательств, не возражает в предоставлении Паньшиной И.В. жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области. В представленном суду отзыве представитель соответчика Министерства финансов Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ указал, что в соответствии с ведомственной структурой расходов областного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ год и планового периода ДД.ММ.ГГГГ годов главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на обеспечение дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение является министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области. Муниципальным районам, городским округам на выполнение полномочий по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан, в том числе детей-сирот, из областного бюджета перечисляются субвенции. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ перечислено главным распорядителем МО «Оренбургский район» <данные изъяты> тыс. руб. Считает, что Министерство финансов Оренбургской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, просит суд в иске в Министерству финансов Оренбургской области отказать. Суд, заслушав мнения истца, старшего помощника прокурора Оренбургского района Оренбургской области, представителя соответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему: Статьей 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом в силу абз. 2 п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования – городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что абзацвторойпункта1статьи8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Согласно ч. 3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма. Согласно п. 4 ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 года № 1853/389-IV-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, учитывая, что Администрация МО Оренбургский район наделена в установленном законом порядке государственными полномочиями по обеспечению вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по данному делу является Администрация МО Оренбургский район Оренбургской области. Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт безвестного отсутствия ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживавшей в <адрес>. Началом безвестного отсутствия ФИО1 считать ДД.ММ.ГГГГ. Решением Оренбургского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Распоряжением Главы администрации МО Оренбургский район №-р от ДД.ММ.ГГГГ опекун ФИО11 освобождена от исполнения своих обязанностей над несовершеннолетней ФИО7 Несовершеннолетняя ФИО7 для дальнейшего обучения и воспитания направлена в детский дом. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Березкина (Паньшина) И.В. проходила обучение в ГОУ НПО <данные изъяты> №» <адрес>. Согласно списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение безвозмездной субсидии на приобретение или строительство жилья (от 18 до 23 лет) в администрации МО Оренбургский район по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Паньшина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учете, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ. Из справок, выданных администрацией МО Ивановский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области Паньшина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, имеет следующий состав семьи: ФИО12 (племянница), ФИО3 (сестра), ФИО13 (племянник), ФИО5 (сестра). Квартира принадлежит СПК колхоз «Урал», собственного и закрепленного жилья не имеет. Согласно уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества: Паньшина И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сделок с ним, отсутствуют. Таким образом, учитывая, что Березкина И.В. (Паньшина И.В.) поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ, включена в список на получение жилья во внеочередном порядке, но жилье ей до них пор не предоставлено, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) к Администрации Муниципального образования Оренбургский район, - удовлетворить, в удовлетворении исковых требований прокурора Оренбургского района Оренбургской области в интересах Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, Министерству финансов Оренбургской области, - отказать. Обязать Администрацию Муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области предоставить Березкиной И.В. (Паньшиной И.В.) жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств бюджета Оренбургской области. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено при помощи компьютерной техники 02.08.2011 года Судья Л.А. Витюкова