2-1744/2011 по иску прокурора Оренбургкого района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011 года г. Оренбург

Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Р.А.Солдатковой

при секретаре Р.Р.Рахматуллиной

с участием представителя заявителя А.В.Храмовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Оренбургского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оренбургского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы МО Подгородне-Покровский сельсовет, выразившегося в не проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых главой МО Подгородне-Покровский сельсовет, обязании главы МО Подгородне-Покровский сельсовет проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционные экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, с целью чего определить орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Оренбургского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции установлено, что главой МО Подгородне-Покровский сельсовет не исполняются требования федерального законодательства о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, в частности им не исполняются требования, изложенные в ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Так, до настоящего времени главой МО Подгородне-Покровский сельсовет не определен орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, не возложены обязанности про проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц, не производится антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, соответствующее положение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов не принято.

За период с 02.08.2009 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.07.2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов») и до настоящего времени главой МО Подгородне-Покровский сельсовет принимаются нормативно-правовые акты в целях реализации своих полномочий по разрешению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При этом ни по одному из проектов не проведена антикоррупционная экспертиза.

Отсутствие деятельности главы МО Подгородне-Покровский сельсовет по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов существенным образом нарушает требования федерального законодательства и влечет принятие правовых актов, которые могут создавать условия для коррупционных проявлений в различных сферах правоприменения, в том числе при прохождении муниципальной службы, при распоряжении муниципальным имуществом, в вопросах землепользования и застройки, что является грубым нарушением основных принципов противодействия коррупции, направленных на защиту прав и интересов граждан РФ, юридических лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

Прокурор Оренбургского района Оренбургской области просит признать незаконным бездействие главы муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых главой муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области; обязать главу муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области проводить в соответствии с требованиями действующего законодательства антикоррупционные экспертизы принимаемых проектов нормативных правовых актов, с целью чего определить орган, ответственный за проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, и возложить обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на должностных лиц.

В судебном заседании представитель заявителя старший помощник прокурора Оренбургского района Храмова А.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

Глава МО Подгородне-Покровский сельсовет – Гомзов Ю.В., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд, с учетом мнения заявителя определил рассмотреть дело в отсутствии не явившегося лица в порядке ст.167 ГПК РФ.

В судебное заседание Главой администрации МО Подгородне-Покровский сельсовет было представлено решение Совета депутатов «Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет», от 23.08.2011г. № 52, Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района, Заключение по результатам проведения проверки антикоррупционной экспертизы, а также отзыв на заявленные требования.

Согласно представленного отзыва - 23.08.2011г. было принято решение Совета депутатов МО Подгородне-Покровский сельсовет об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО Подгородне-Покровский сельсовет, то есть допущенные нарушения полностью устранены, в связи с чем Глава администрации просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Оренбургского района по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О противодействии коррупции" установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно п. 2 ст. 1 вышеназванного Закона - противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов (п. 2 ст. 6, Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О противодействии коррупции").

Статья 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" устанавливает правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Согласно ст. 3 вышеуказанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года N 96, определяет основные правила проведения экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с которой эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении. Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 3, Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с указанным Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 указанного Федерального закона коррупциогенными факторами являются положения, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

Системное толкование вышеназванных норм позволяет сделать вывод об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органами, организациями и их должностными лицами при их принятии в силу закона.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Анализируя изложенное, принимая во внимание, что допущенные нарушения законодательства, были устранены уже после предъявления заявления, суд полагает, что заявленные требования о признании не законным бездействия главы МО Подгородне-Покровский сельсовет, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов принимаемых главой МО Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района - подлежат удовлетворению, вместе с тем суд не усматривает оснований, для принятия обязывающих мероприятий, в связи с их исполнением после возбуждения дела в суде.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Оренбургского района удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Главы муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых Главой муниципального образования Подгородне-Покровский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение десяти дней.

Судья подпись Солдаткова Р.А.

Копия «Верно»

Судья: Солдаткова Р.А.